5 3 2216

Почему у нас никогда не будет своего "World of WarCraft"?

17 марта 2014, 13:54
Почему у нас никогда не будет своего "World of WarCraft"? - Изображение 1
(прим. автора: это очень скучная статья, в ней нет картинок и смешных оборотов. И вообще лучше не читайте ее, во избежание болей ниже поясницы и прочих неприятных последствий)

Возможно набожный человек бросит в меня камнем за богохульство, однако, нелишним будет упомянуть, что Free-to-play весьма напоминает библейские времена, а может быть и восходит к ним. Как все мы помним с детства, Сатана в облике змея уговорил Еву отведать плодов с Древа познания и угостить ими Адама, за что род человеческий поплатился изгнанием из Рая.

Какое отношение эта старая, как мир, история имеет отношение к миру игр? Яблоки были бесплатны, но единожды попробовав их, мужчины были обречены добывать свой хлеб тяжелым трудом, а женщины – рожать детей в муках. За два яблока, которые просто так висели на ветках, была заплачена огромная цена. Ничего не напоминает?

Порочная история существования модели Free-to-play насчитывает не так много лет и поначалу казалась радужной и перспективной. «Счастье для всех, даром. И пусть никто не уйдет обиженный», - как говорил герой одного известного романа, направляясь к Исполнителю желаний, перед этим послав в аномалию сына своего друга. И в самом деле, всё выглядело именно так. Клиент покупает коробку с игрой (или не покупает), а внутренние расходы отбиваются за счет Product Placement и продажи косметических улучшений.

Впрочем, история идет по кругу, и получилось так же, как с большевиками, до них с Наполеоном, в общем, как всегда.

Сегодня у рядового игрока от упоминания аббревиатуры «ФТП» начинаются конвульсии и рвотные спазмы. «Фри» - это яблоки с Древа познания, «Плэй» - тяжелый труд, который воспоследует затем – труд необходимый приложить для того, чтобы играть комфортно, неважно, во временной или денежной форме.

Пожалуй, самое страшное, что в сторону Ф2П временами посматривают не только издатели хохломы, сделанной на коленке за одну ночь за бутерброд с маслом полуторами программистами и заполонившей планшеты и телефоны, но и вполне серьезные конторы. Микротранзакции в Dead Space 3, попытки открыть внутриигровой магазин в Call of Duty, жуткие монстры вроде Warface и NFS World.

Сегодня, после долгих лет забитости рынка всевозможными браузерками и «играми на полчаса», воротилы из мира игрового бизнеса, наигравшись с Ф2П стали искать новые способы привлечения игроков, вроде триальных аккаунтов и, как их логическое развитие, фримиума. Везде. Кроме нашей страны.

С начала 90 – х годов российское общество с приходом дикого капитализма разделилось на две касты – «пастухов» и «овец». Первые стригут вторых вот уже почти 15 лет и, в том числе, в мирах виртуальных. Вот из своих предыдущих статей я уже писал, что русский бизнес не способен существовать без приставки «нае-».

Так почему же у нас никогда не будет своего «World of Warcraft» и «Crysis»? Ответ прост. Запад, несмотря на тотальную капитализацию, порождает имена творцов. Вам что – нибудь говорит имя Ричард Гэрриот? А Сид Мейэр? Джон Кармак? Нотч? Сотни их. Кого можем вспомнить мы? Дмитрий Гришин, Сергей Орловский, Саркисян. Менеджеры и бесчисленные маркетологи. Моя память не может вытянуть из себя ни одной фамилии действительно талантливого геймдизайнера или программиста, за исключением, может быть, КранКа – создателя самобытных, талантливых, но, к сожалению, абсолютно неидеальных игр.

Давайте посмотрим на недавний запуск Archeage. Тысячные очереди сменились ботами и голдселлерами, администрация молчит, игроки стонут, неугодные темы на форуме трутся, исчезают оплаченные предметы. Можете ли вы представить себе, чтобы обнулился счетчик подписки в WoW? Нет, потому что за нее заплачено живыми деньгами. Как и за коробки с Diablo 3, что дало повод многим начать тяжбы с метелицей. Чем заплачено за внутриигровые предметы в Archeage? Кристаллами, которые не имеют ничего общего с деньгами. К слову, один успешно выигранный суд против другого издателя – Инновы, которая мало чем отличается от Mail.Ru – все – таки есть, но это скорее исключение, чем правило.

Кто же виноват в том, что мы вынуждены барахтаться в болоте корейского треша, отвратительных локализаций и презрения к игрокам со стороны издателей? Скажем так, и издатели, и геймеры. Почти с пеленок русскому человеку прививается совершенно нечеловеческая страсть к халяве и дележке шкуры неубитого медведя. Как факт, многие из нас практически неспособны принять мысль, что за развлечение необходимо платить. Так же как и мысль, что «Пипл вырос и хочет платить за хорошие вещи».

«Зачем я буду вкладывать миллионы в разработку, а потом молиться, чтобы они отбились, если можно состряпать браузерку или скормить неумытым Иванам корейский протухший винегрет, купленный за деньги, оставшиеся от кредита на покупку нового Мерседеса?» - думает издатель.

«Зачем я буду платить, если есть тонны корейского винегрета и торренты с широкополосным интернетом?» - задает себе вопрос геймер.

И оба в своей неправоте замыкают порочный круг. «Корея - > свалка истории -> Mail.Ru (Иннова, Фабрика Онлайн) - > «овца»». Либо «Крупный западный издатель -> ушлый лохализатор - > «овца»».

Это не пост – антиреклама и не призывы о помощи к западным издателям. Опыт времени показывает, что под эгидой 1С, Буки, Акеллы и остальных невозможно создать мало – мальски конкурентно – способный продукт. Даже если он будет содержать интересные идеи, то загнется под невероятным количеством багов, а ответом на жалобы по поводу ошибок станет презрительное молчание (Lada Racing Club – случай, не имеющий аналогов, а потому мы не будем его рассматривать).

Что можно сказать в заключение? Не в моих правилах читать морали и давать советы, но всё же я вижу лишь один выход. Учить английский и перестать поддерживать русских «бизнесменов» абсолютно и бесповоротно до тех пор, пока не вырастет уровень сервиса и издатели не научатся брать на себя ответственность за свои ошибки.


3 комментария