67 104 12749

Oculus Rift против HTC Vive

VR пришел, чтобы остаться

11 апреля 2016, 15:54
Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 1
2016 год обещал стать началом эпохи VR. Количество шлемов, назначенных к выходу в этом году, скоро нельзя будет пересчитать по пальцам, а ведь еще несколько лет назад небольшая компания Oculus впервые пообещала миру, что они сделают настоящий VR. О том, станет ли 2016 по-настоящему годом начала VR и какими же оказались главные игроки на этом рынке, я сегодня и расскажу.

Хотел бы сразу отметить, что эта статья не появилась бы на свет без помощи ребят из Nival VR, за что им огромное спасибо! Силами небольшой команды в рамках Nival они создают первые российские игры в виртуальной реальности, которые я смог опробовать на каждом из шлемов. Но об этом чуть позже.

Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 2

Краткая предыстория

В далеком 2012 году Oculus сбросил «бомбу», заявив, что они смогут создать рабочий VR-шлем. По началу никто особо не верил в их успех, ходили разговоры о необходимости VR как такового и об опасности подобного эскапизма. Но прошло время, к команде присоединился Джон Кармак, а затем Facebook выкупила Oculus за два миллиарда долларов, дав понять, что все серьезно. К тому моменту к гонке подключились десятки компаний, а в недрах Valve и HTC шла подготовка к анонсу Vive.

Если проследить за общественным мнением, то можно заметить, как каждый анонс от крупных игроков встречался все большей и большей волной хайпа и уже в 2015-м было ощущение, что вот-вот начнется то самое, о чем мы мечтали еще в детстве. Потихоньку начинали расползаться слухи о высоких ценах и требованиях, но люди верили, что будущее уже вот-вот, совсем рядом.

В 2016-м это будущее столкнулось с жестокой реальностью — ценами. Единственное устройство, которое осталось в рамках ожиданий — это PlayStation VR (бывший Project Morpheus), что заставило игроков и прессу внимательней следить за происходящим в стенах Sony, так как компания, обладающая платформой и разработчиками для создания игр на эту платформу, имеет все шансы выстрелить на рынке. Впрочем, пока этого не случилось. Зато случилось другое: Oculus и Vive добрались до релиза и оказались в руках у покупателей.

И тут мы переходим к главному вопросу: какой же он, VR?

Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 3

6 часов в виртуальной реальности

В тот день у меня было примерно шесть часов на все, всего шесть часов и три шлема, два из которых и станут главными соперниками в этой статье. Но начинать надо с простого, потому первым шлемом стал GearVR, который мне так и не довелось попробовать до этого. Стоит, наверное, упомянуть мой опыт VR в целом, с момента анонса первого Oculus, я успел попробовать 3 разных версии Rift, Google Cardboard и PSVR, то есть я понимал, что меня ждет. По крайней мере так мне казалось.

Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 4

GearVR оказался куда более серьезным устройством, чем я думал: крупный и увесистый шлем, с сенсорной панелью на боку, различными настройками и телефоном в качестве экрана. Работало все довольно быстро и без тормозов, однако, и это важно, мобильный формат накладывает множество ограничений, и идеальным применением такого устройства скорее всего станет просмотр кино или общение в виртуальных комнатах. Игры не впечатляют даже в сравнении с первыми версиями Oculus. Кроме того, нагрузка на телефон настолько сильная, что он может перегреться, о чем он сообщит и попросит подождать, прежде чем пользоваться им дальше — не самый приятный опыт.

Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 5
Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 6

Побаловавшись с Gear VR, а по-другому я это назвать не могу, пришла пора пробовать Oculus. Ради чистоты эксперимента мы сбросили все настройки и установили шлем с нуля, чтобы пройти все этапы, с которыми столкнется игрок при покупке. В целом, тут все довольно просто: следуете указаниям установщика и кликаете «далее», в один момент вас попросят надеть шлем, подтянуть затяжки, что можно сделать даже одной рукой (палец вверх за эргономику), и произвести первоначальную калибровку, иными словами — встать перед сенсором и немного подождать. После калибровки Oculus обозначит у вас под ногами небольшую зону, в которой вы можете перемещаться, она размером примерно метр на метр, чего вполне достаточно для игры сидя.

Закончив установку, Oculus сразу же запустит Dreamdeck — небольшой набор демок, нацеленный на то, чтобы впечатлить вас, показав виртуальную реальность с разных сторон. Тут будет и успокаивающие пейзажи, и далекий космос, и крыша небоскреба, а на закуску в миллиметре от вас пройдет тираннозавр. 

Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 7
Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 8

Посмотрев превью, первое очевидное желание — это поиграть в полные версии и посмотреть VR во всей красе. Недолго думая я запустил Lucky’s Tale — один из стартовых эксклюзивов Rift про милого лисенка. По сути своей это классический 3D-платформер: прыгаем, собираем монетки и кристаллы, давим различных гусениц. Все по-доброму и c графикой а-ля The Legend of Zelda: The Wind Waker HD. По механикам, если вы помните Spyro с первой PlayStation, Lucky’s Tale покажется вам очень знакомой, да и в конце концов — это платформер, я думаю, все представляют, как они работают.

Куда важнее другое: как же VR уживается в такой игре? Ведь, казалось бы, зачем он нужен в классическом платформере? Тут все просто, игрок превращается в камеру, которая двигается по локации за нашим лисенком, позволяя разглядывать уровень практически под любым углом. В случае с очень симпатичной игрой, которой и является Lucky’s Tale, вы больше смотрите по сторонам, чем играете в платформер. С этим тут, к слову, связан поиск секретов, но даже и без них я бы все равно заглядывал в каждый угол. 

Сам факт того, что можно рассмотреть интересный объект с любой стороны, превращает на первый взгляд обычный платформер в увлекательное путешествие по красивому миру.

Полноту свободы больше всего ощущаешь в подземных частях уровней, где мир приобретает форму, близкую к 2D-играм. Oculus позволяет полностью погрузиться в такую сцену и посмотреть на локацию с точки зрения вашего персонажа. Или, к примеру, увидеть, что происходит под водой. Это может звучать странно и не впечатляюще, но именно такая возможность и работает на погружение. VR, в целом, именно про это, про возможность дать игроку действовать так, как ему хочется и взаимодействовать с миром по-своему.

Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 12 YouTube
Lost - Oculus Story Studio - Oculus Rift
Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 13 YouTube
Henry Premiere in Hollywood

Наигравшись в Lucky’s Tale, я решил попробовать несколько других игр их стартового набора Rift. Некоторые оказались просто мультиками, без какого-либо интерактива. Не могу сказать, что это плохо, но, если честно, вся суть VR теряется, когда камера не меняет положения вообще. Вы можете вертеть головой, но это быстро надоедает, и в итоге вы просто смотрите фильм, так же, как смотрели бы его на обычном мониторе.

Затем я опробовал своего рода аналог тамагочи: в распоряжении игрока отдается новая планета и пока что неисследованная местная фауна. Задачи не изменились со времен игр 90-х: вам надо кормить, играть и по-всякому присматривать за вашими милыми инопланетянами, коих тут много. Ну хоть убирать за ними не надо – приятно жить в 2016-м! Хотя на вид игра кажется просто демкой возможностей шлема, она оказалась глубже, чем я ожидал, прокачка и внушительный набор различных предметов, уровней и задач делают свое дело.

Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 14

Прямого контроля над перемещением персонажа у вас нет, зато вы можете телепортироваться в направлении взгляда, то есть геймплей на высоких уровнях будет выглядеть примерно так: спустились с корабля, нашли еду для всех ваших питомцев, сделали десяток прыжков по локации, поймали пару рыб и снова на корабль — рапортовать о проделанной работе вечно недовольному начальству. В остальном — еще одна полноценная игра из стартового комплекта.

В идеале я должен был бы продолжить рассказ про Oculus, но к этому моменту я столкнулся с глобальной проблемой устройства — неудобством. Где-то спустя 40 минут игры я начал чувствовать неприятное давление шлема на лоб, но списал это на непривычку и неидеальное расположение, однако спустя 20 минут и возню с затяжками, я понял, что не могу устроить так, чтобы мне было удобно. Шлем давит на голову, и все бы ничего, но прокладка, в которую и упирается ваше лицо, сделана из чрезмерно жесткого материала, что только ухудшает ситуацию. Поиграв еще 20 минут, я понял, что больше не могу и снял шлем, обнаружив, что шлем греется, причем достаточно сильно, чтобы у вас начало потеть лицо. Если это и не провал, то очень близко к нему. 

На сегодняшний день далеко не каждый может нормально находиться в VR продолжительное время. Добавьте к этому давление на лицо, жесткую прокладку и ощутимый нагрев экрана, и вы получите адское комбо для выведения из строя и так не самой обширной аудитории. И это плохие новости.

Но делать выводы пока рано. Как известно, все познается в сравнении, а значит, пора перейти к самому продвинутому и дорогому шлему на сегодняшний день — HTC Vive.

Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 15

Добро пожаловать в виртуальную реальность

Раз уж я описывал процесс настройки Rift, то, наверное, стоит сделать то же самое и для Vive, тем более тут есть о чем рассказать. Valve решила развернуться на полную и сделала инструкцию по настройке в стиле рекламных роликов Portal 2 с комичными человечками и большой долей юмора. 

Там, где Rift играл на пафосе, Vive общается шутя. Тут уж кому что, но лично мне подход Valve пришелся по вкусу. 

Развесив датчики и убедившись, что места достаточно (для этого надо провести воображаемую окружность в рамках действия датчиков Vive), Steam предложит запустить собственный набор демок — The Lab. Забегая вперед, он впечатляет куда больше, чем набор Dreamdeck у Oculus.

Как бы прозаично это ни звучало, возможность напрямую взаимодействовать с миром своими руками меняет все. Тут, наверное, стоит объяснить, в чем разница между Wii Remote, Move и контроллерами Vive.

Во-первых, точность и скорость позиционирования тут настолько другая, что ты ощущаешь контроллеры как продолжение собственных конечностей, а не как нечто, что примерно определяет ваши движения. Руки в Vive — это настоящие руки. Это, правда, не понимаешь сразу и пытаешься в нужный момент нажать какую-то кнопку или еще как взаимодействовать «обычным» способом. Но с шлемом Valve нужно максимально удалиться от привычных действий и делать все интуитивно. 

Возьмем ситуацию. Вы стоите на горе, вокруг красиво, птицы летают, а рядом гуляет робо-собака. Вы подходите к ней, чтобы сделать простую вещь — поиграть или погладить. По началу я пытался нажимать какие-то кнопки, наводил взгляд и так далее. Но на самом деле все это не нужно, вы можете продолжать наслаждаться видом, при этом где-то сбоку почесывая пса, который уже и не знает каким боком к вам повернуться. И тут все так.

Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 16

Во-вторых, шлем меняет все. Раньше вы пытались изобразить движение боксера, стоя в нескольких метрах от телевизора, двигаясь примерно так, как двигается персонаж на экране. У вас есть набор движений и есть контроллеры, которые отслеживают, как вы эти движения выполняете. То есть контакт с миром игры идет от игры к вам, инструкция объясняет что делать, а затем проверяет, как вы справляетесь. Это не перенос в мир игры — это просто проверка на умение совершать определенные движения, которые вроде как напоминают такие же в игре. В то же время когда вы надеваете шлем, вы остаетесь один на один с игрой. Вот вы, ваши руки, вот мир — дерзайте! Именно так это и ощущается, основная проблема — это осознать. 

Как игрок вы привыкли, что надо заучивать механизмы управления, десятки клавиш, которые позволяют вам заставить игрового персонажа сделать какое-то действие. В Vive же вы сами становитесь исполнителем. 

Хотите взять что-то? Идите и берите, и если разработчик это позволил, вы сможете покрутить объект в руках и кинуть его в дальний конец комнаты. Ключевым тут становится то, что вы не просто «нажимаете F, чтобы отдать почести», а сами выполняете все, что вам придет в голову. Это настолько меняет подход к виртуальным мирам в целом, что слегка ломается мозг.

Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 17 YouTube
Virtual Reality - SteamVR featuring the HTC Vive

Опробовав полный набор демок The Lab, я пошел изучать список установленных приложений в поисках интересных игр, вот тут Steam развернулся во всей красе. Вместо собственного, ни с чем не связанного домашнего экрана, тут «старый добрый» Steam, со всеми вашими друзьями, достижениями и прочими привычными элементами. Представьте себе режим Big Picture на экране размером со стену, вот именно так это и выглядит. О том, насколько это удобней, чем отдельная система (кроме того еще и без серверов в Европе), думаю, объяснять не нужно. Вы и сами знаете, как неудобно бывает со сторонними клиентами и магазинами.

Полистав список, я запустил Job Simulator, еще один стартовый проект, о котором много писали. Далекое будущее, всю работу давно выполняют роботы, а людям, в качестве развлечения, предлагают испытать, какой давным-давно была работа в офисе. В игре есть все привычные стереотипы: разговоры у кулера, разбор почты кнопкой «удалить все», кофе с утра, в обед и на ужин, увольнение сотрудников в первый день, а также работа по субботам. Только вместо реальных людей везде роботы, при этом донельзя стереотипные: козел-босс, деревенский дурачок, непонятно как получивший работу, сисадмин, крутой парень и так далее.

В общем, сама игра оказалась вполне себе неплохой сатирой на офисную жизнь, но интересной ее делает возможность полного контроля. С ней для получения фана от игры разработчикам нужно лишь придумать мир и поместить туда игрока, дав ему возможность распоряжаться объектами так, как ему вздумается. И это здорово! 

Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 18 YouTube
Spectator Mode for Job Simulator - A new way to display social VR footage!

Проведя около четырех часов в Vive, я вылез из него только потому, что время уже подходило к концу, и у меня начали заканчиваться установленные демки. Если говорить про удобство, то, несмотря на вес шлема при прямом сравнении с Oculus, Vive просто удобнее. У него очень толстая и мягкая прокладка, которая не трет и не давит на лицо, экран не греется так сильно, а угол обзора у него больше. Кроме того, с Vive вы можете использовать любые наушники, тогда как Oculus заставляет вас пользоваться только встроенным звуком. Лично я, к примеру, не люблю накладные и предпочитаю либо полностью закрытие, либо затычки. Но с Rift у меня их использовать не получится. 

Vive максимально прост — воткнули в компьютер, установили два датчика, остальное сделает за вас Steam. И именно так оно и должно работать, не зря это называется Plug & Play!

К тому же, так как это просто Steam, скорость загрузки высокая и все локализовано, тогда как закачка из Oculus Store это возврат к временам если не Dial-Up, то ADSL, не говоря уже об отсутствии возврата средств и рекомендаций. Конечно же, и Steam тоже долго к этому шел, но хотя бы поставить сервера в Европе, чтобы у людей была более-менее вменяемая скорость загрузки, могли.

Oculus Rift против HTC Vive - Изображение 19

Перед тем как я вошел в офис Nival, я готов был ставить на победу Oculus, от Vive я ожидал разочарования, хоть и очень хотел, чтобы у Valve все получилось. Но спустя примерно 6 часов в виртуальной реальности я с удивлением прихожу к полностью противоположному выводу: Vive вышел лучше, и, возможно, это не должно быть настолько удивительным.

При создании Vive компания, производящая хорошие «железки», встретилась с компанией, занимающейся играми и ПО, и в итоге у них вышло удобное устройство с хорошей программной базой. Жаль, что интереса к устройству меньше, чем к Oculus. Тут повлияли и поздний анонс, и отсутствие каких-либо крупных инфоповодов вокруг этого шлема, весь хайп ушел Oculus, что и создало впечатление, что Vive тут в роли аутсайдера. На деле же вышло совсем наоборот.

В итоге мы имеем греющийся и давящий, но в то же время более дешевый и менее требовательный к компьютеру и помещению Oculus, и громоздкий, но куда более впечатляющий Vive, который действительно производит ощущение того, что будущее наступило. И пусть шлем Valve вышел дороже, он дает своему обладателю совсем другой опыт. Кроме того, не стоит забывать, что хотя у Oculus и будут собственные контроллеры движения, они будут докупаться отдельно, а значит, разработчики под него будут ориентироваться прежде всего на геймпад и пульт, так как они будут у всех владельцев этого устройства. Vive же дает свободу в этом плане.

Все это не означает, что Oculus безнадежно плох и его не стоит рассматривать вообще, но на этом этапе даже старый комплект разработчика Rift выглядит более привлекательным вложением, чем релизная версия Oculus, и это плохой знак. Если вы не готовы тратить много денег на конечный вариант, поищите на eBay Oculus Rift DK2, цены на него сейчас вполне приемлемые.

Главное, что я понял из этого теста: VR уже тут, и он действительно похож на будущее, которое мы ждали. Брать или не брать — вопрос, ответ на который придется искать самому, но спустя 6 часов «там», мне день за днем все больше хочется обратно, снова погладить собаку, подстрелить пару пиратов в бескрайнем космосе и пожонглировать планетами — это просто было как-то «правильно», естественно и свежо. За этим прогресс и развитие видеоигр как формата.

VR пришел, чтобы остаться, хотите вы того или нет!


Игры в материале
  • Portal 2
  • The Legend of Zelda: The Wind Waker HD