61 100 15658

Oculus Rift DK 2

Или как я провел выходные в других мирах, не отходя от компьютера

13 октября 2014, 14:15
Oculus Rift DK 2 - Изображение 1
На днях до меня наконец-то добрался заказанный еще весной Oculus Rift Development Kit 2. После распаковки первое, что бросилось в глаза, — это огромное количество проводов. Сами VR-очки соединяются с компьютером парой шнуров. Кроме того, на них подается питание через адаптер. Еще пара кабелей идет от камеры — один USB в компьютер, другой, похожий на аудио-провод, — в очки. Последний нужен для синхронизации. Справедливости ради отмечу, что от самого «Рифта» идет всего один сдвоенный провод, а все остальное соединяется рядом с компьютером с помощью небольшой коробочки размером с половину спичечного коробка. Коммутация всего этого хозяйства друг с другом и с компьютером занимает некоторое время, но ничего сложного в этом нет.

Прежде чем очки попали мне в руки, меня беспокоил один вопрос: как это работает для людей с разным расстоянием между глазами, притом что линзы там не двигаются относительно друг друга. Как оказалось, в настройках драйвера есть опция, учитывающая расстояние между зрачками. Сами же линзы в некоторой области по центру показывают четкую картинку. Некоторые огрехи, правда, есть: линзы дают небольшой дефект по краям обзора, расслаивая цвета подобно призме, но во многих играх это учитывается программно, что хорошо заметно по скриншотам.

Говоря про «четкую картинку», я имею в виду то, что линзы ее не искажают, но то, что в итоге видит глаз, прямо скажем, нуждается в улучшении. Даже в DK2 с Full HD-разрешением и плотностью 386 PPI (DK2 использует дисплей Galaxy Note 3) отчетливо видны пиксели. Ощущения от экрана DK2 сравнимы c разглядыванием телевизора на лучевой трубке. В процессе игры почти перестаешь это замечать, особенно на близких объектах, но 4К в финальной версии просто необходимы.

Oculus Rift DK 2 - Изображение 2

Примерно так глаз видит «сеточку» экрана через линзу.

Подключив все и полюбовавшись через очки на обои рабочего стола, я приступил к тестированию игр. К слову, устройство работает в двух режимах: как продолжение экрана, подобно второму монитору, или в режиме трансляции игр напрямую в него. С первым режимом иногда выходят казусы, игра запускается на мониторе, в то время как в очках виден рабочий стол. Тут помогает либо установка очков как главного экрана в настройках Windows, либо перетаскивание окна игры, если она «сворачивается» без косяков.

Для начала я запустил калибровочную сцену самого Oculus — небольшой офисный стол со всякими стаканчиками и цветочками. Первое впечатление было неплохим. Трекинг головы работал отлично, очень странно было сидеть где-то и не видеть своего тела, а при попытке пощупать окружение натыкаться на объекты реального мира. Естественно, такого статичного развлечения надолго никому не хватит, поэтому вскоре я перешел к играм и демкам.

Oculus Rift DK 2 - Изображение 3

Калибровочная сцена - рабочий стол и таблица с настройками.

Познакомившись с рекомендациями из интернета, я решил попробовать Half-Life 2. Это оказалось нереально круто, я почти сразу забыл про недостаток разрешения, стал прыгать по главной площади, убегать по крышам, подрался с охранниками и, примерно через час игры, у меня начала кружиться голова и появилось легкое чувство дискомфорта в области желудка. На этом первый день тестирования гаджета был закончен. Общие впечатления от виртуальной реальности очень крутые, это нереально чувствовать себя там, рядом с Барни, Эликс и доктором Брином, пытаться увернуться от Ламар'а. Тем не менее, игровой опыт, должен сказать, в «Рифте» оказался не очень. Во-первых, сложно целиться. Во-вторых, мелкое разрешение не позволяло стрелять по врагам издалека, ну и ощутимое давление на мозжечок, особенно в динамических сценах, не лучшим образом способствовали хорошей игре. Забегая вперед скажу, что второй раз у меня так и не получилось запустить Half-Life 2, игра почему-то показывала HUD на фоне черного экрана, в то время как по звуку было понятно, что все запустилось. Возможно, я сменил какую-то настройку и сам того не заметил. Впрочем, больше двух раз я и не пытался — впереди у меня было еще много интересного.

Oculus Rift DK 2 - Изображение 4

Прицел в Half-Life 2 в некоторой области по центру перемещается с помощью мыши независимо от поворота камеры

...я почти сразу забыл про недостаток разрешения, стал прыгать по главной площади, убегать по крышам, подрался с охранниками...

На вики-сайте Oculus я обнаружил приличный список ААА-игр, среди которых оказался и Skyrim, и Mirror's Edge, и Witcher 2, и даже «Биошоки» с «Бэтменами», да «Дизонорд» с первым «Деус Эксом» в придачу. Все эти игры требуют сторонних драйверов для запуска в режиме VR. Всего таких драйверов я обнаружил три: VorpX, Vireio Perception и TriDef. Первый, хоть и имеет самую большую базу поддерживаемых игр, является платным (порядка 1600 рублей), поэтому для начала я от него отказался. Последний вообще было трудно найти, а Vireio оказалось не трудно отыскать, он бесплатный и, в общем-то, в нем заявлена поддержка наиболее интересных мне игр, поэтому я решил начать с него. Скачав последнюю версию, я решил опробовать ее на Mirror's Edge. Спешу разочаровать, мне так и не удалось ее запустить в играбельном виде. К сожалению, большинство видео и мануалов в интернете использовало DK1 «Рифта», а для второго я так и не нашел вариантов запуска, испробовав кучу различных версий драйвера.Что ж, следующей игрой стал второй «Ведьмак». В первый раз игра запустилась без особых проблем и даже сразу показала разделенный на два глаза VR-интерфейс. Тем не менее, присутствовало чувство неудобства, будто глаза приходилось немного скашивать. К сожалению, я обнаружил, что хедтрекинг в большинстве игр, поддерживающих «Рифт» через сторонние драйверы, заключается в перемещении курсора, то есть теперь головой мы работаем как мышью, а это автоматически означает все присущее мышке — ускорение при резких движениях, скорость перемещения самого курсора оказалась не привязана к углу поворота головы. Все это дело можно настроить через VR-драйвер, но, к сожалению, отложив настройку на следующий раз, я так и не смог снова запустить игру. Немного расстроившись, но не потеряв энтузиазма, я решил опробовать несколько демок, сделанных на UE4 специально для «Окулуса».

К сожалению, я обнаружил, что хедтрекинг в большинстве игр, поддерживающих Рифт через сторонние драйверы, заключается в перемещении курсора...

Unreal Engine 4 и Oculus Rift

И вот тут я в полной мере прочувствовал удовольствие от виртуальной реальности. Все без исключения демоверсии и сцены, сделанные на UE4, работали без каких-либо специальных плясок, сразу запускались в очках и отлично отслеживали любые движения головы. Я не стану описывать каждую конкретную демку подробно, вкратце скажу, что играл я в индии-хоррор Mental Torment, катался на миниатюрных американских горках, расположившихся внутри жилой комнаты в UE4 Rollercoaster, попробовал пострелять в индии-шутере Shooter Game, полетал на дельтаплане среди гор в Landscape Mountains, поиграл, сидя на диване, в игрушечного рыцаря в Coach Knight. Да-да, в игре главный персонаж сидит на диване, следит и управляет маленьким рыцарем, который бегает по комнате и расталкивает предметы интерьера. Игра, кстати, мультиплеерная, но мне, к сожалению, опробовать ее было не с кем. А также погонял на машинках в Vehicle Game.

Игры на UE в большинстве своем неплохо пошли на средне-высоких настройках на моем компьютере (Phenom II X6 1045, 580GTX, 16Гб ОЗУ), хотя порой чувствовалось ощутимое подлагивание. Больше всего мне понравились американские горки в гостиной и игрушечные рыцари. Многие из них, если не все, поддерживают геймпад. Еще пара слов об эргономике. Просидев половину дня в «Рифте», я почувствовал некоторую усталость в шее. Он хоть и не очень тяжелый, но утомляет. Поверх него отлично одеваются полноценные мониторные наушники. Провод, идущий от «Рифта», совершенно не мешает. В комплекте имеется набор из двух типов линз: низкопрофильных и высокопрофильных. Честно говоря, большой разницы я не почувствовал, но с высокопрофильными мне было более комфортно, показалось, что глаза меньше напряжены. Порадовало и то, что адаптер, идущий в комплекте, имеет целую кучу переходников для различных розеток питания, хоть китайских, хоть японских, европейских или американских.

Oculus Rift DK 2 - Изображение 9

Oculus VR уже ведет разработку третьего прототипа Рифта, разрешение пока еще не 4К, но они на верном пути.

В целом, Oculus Rift оставляет приятные впечатления, это действительно что-то новое в играх. И это притом, что девайс нужно сильно дорабатывать, как с конструкторской точки зрения (увеличение разрешения экрана, точности позиционирования, уменьшение количества проводов); так и с программной (удобство запуска игр и менюшек в VR). Ясно одно — пользовательская версия будет крайне требовательной к железу. Представьте себе 3D в 4К, да еще и с хорошей частотой кадров. Пока же «Рифт» — развлечение явно не для всех, да и поиграть с комфортом, а не просто потестировать, предварительно помучившись с настройкой, сейчас почти не во что. Существует ряд полноценных игр, поддерживающих VR-очки нативно, и у меня в планах протестировать наиболее крупные из них, но большинство — это ужастики среднего пошиба, например, Doorways и Daylight или находящийся в стадии бесконечного альфа-теста The Forest. К счастью, с поддержкой Unreal Engine 4 есть надежда на большое количество качественных игр с поддержкой «Рифта» в будущем.