07 сентября 2022Игры

Обзор Steelrising: Souls-like экшен под аккомпанемент багетов и гильотин

Обложка: арт из Steelrising
Обложка: арт из Steelrising

Французская студия Spiders известна созданием крайне неоднозначных игр, большинство из которых не покидали пределов B-класса — что в плане бюджета, что в плане исполнения. Однако в 2019 году студия выпустила Greedfall, которую и игроки, и пресса встретили гораздо теплее. Автор «Канобу» Алексей Егоров оценил первую пробу студии в Souls-like играх и рассказывает, какой вышла Steelrising — история о том, как Великая французская революция чуть не закончилась из-за безжалостных боевых машин короля Людовика XVI.

О чём Steelrising

В центре внимания игры — альтернативный 1789 год. Франция в реальности Steelrising, как и в нашей истории, задыхается из-за финансовых (и иных) проблем. Но в этой истории у короля Людовика есть весьма эффективное средство для подавления народных восстаний: механическая армия, созданная руками инженерного гения Эжена де Вокансона и алхимика графа Калиостро. Начавшееся было восстание жестоко подавлено, Париж наполовину сожжён, а сотни и тысячи людей стали жертвами зловещих планов Калиостро и Людовика.

Игрок берет на себя роль Эгиды, одной из автоматонов Вокансона — совсем не такой, как стальные монстры, громившие Париж. Она была создана как заводная танцовщица, однако в результате, благодаря вмешательству короля, обзавелась рядом смертоносных улучшений.

Эгиду король приставил к Марии-Антуанетте, которую услал из беспокойной французской столицы в предместья — якобы для того, чтобы бунтовщики не смогли навредить королеве. Насколько чисты помыслы человека, который без зазрения совести отдал приказ армии боевых машин уничтожить неповиновения — вопрос открытый, но в самом начале игры на него никто отвечать не будет.

Обзор Steelrising: Souls-like экшен под аккомпанемент багетов и гильотин - фото 1

Эгида отличается от обычных автоматов Вокансона не только внешне, но и своими возможностями. Механическая девушка умеет разговаривать, у нее есть своё сознание и мысли. Привыкших к холодным и расчетливым автоматам-убийцам парижан это серьезно обескураживает. В Париж защитница королевы отправляется по воле самой Марии-Антуанетты: та считает, что зверства боевых машин Людовика необходимо остановить, а для этого нужно отыскать их создателя, Эжена де Вокансона.

Сюжет и сеттинг, пожалуй, сильнее всего отличают Steelrising от других «соулс-лайков». В игре Spiders все события вплетены в реально существующую историю, причём довольно складно. Конечно, не на том уровне, чтобы по ней можно было изучать историю; скорее ближе к «блин, это интересно — надо глянуть, что там вообще происходило». После чего ты часа четыре залипаешь в «Википедии», читая про Великую французскую революцию, ее самых известных участников (вроде появившихся в игре маркиза де Лафайета или Робеспьера) и итоги. Например, в определённый момент времени вы, возможно, захотите пожаловаться на «повесточку», услышав про «Общество друзей чернокожих». Но это реально существовавшее парижское общество тех времён, ряд членов которого фигурирует в игре в качестве NPC.

За такое отношение к истории Spiders следует похлопать: пока одни авторы вставляют в свои произведения чернокожих героев для галочки, разработчики Steelrising делают это аккуратно и (насколько это вообще возможно) исторически точно. При всём желании подкопаться к ним не выйдет — даже если вы убежденный расист.

Да и на геймплее переплетение реальной истории и выдумки сказалось здорово. Скажем, в игре очень неплохо показано взятие Бастилии с целью заполучить порох для революционеров. Или поиски тайника Людовика XVI, в котором содержались компрометирующие его письма — в игре, правда, там находится совсем не то, что в реальности.

Обзор Steelrising: Souls-like экшен под аккомпанемент багетов и гильотин - фото 2

Игровой процесс неплох, но не хватает звёзд с неба

Steelrising — игра полностью одиночная. Никаких многопользовательских элементов вроде надписей на полу или вторжений из Dark Souls. Никаких напарников, как в той же Greedfall. Весь свой путь Эгида проходит в гордом одиночестве — не считая помощи от NPC, конечно, хотя она здесь сводится исключительно к указанию направлений и выдаче квестов.

И да, в «ядре» геймплея новый проект Spiders — это чистокровная Souls-like игра. Точки сохранения, у которых героиня возрождается после гибели, теряющиеся после смерти очки опыта, постоянно возрождающиеся противники, а также активная боевая система, основанная на таймингах, грамотно выверенных ударах и уклонениях — звучит знакомо, не правда ли? Разве что открытого (или даже псевдооткрытого) мира здесь нет. Париж в Steelrising представлен в виде восьми обособленных локаций, пусть и довольно обширных.

Проблема тут в том, что игре не хватает глубины. У Эгиды есть восемь разных классов оружия, многие из которых играются немного по-разному. Но уникальных навыков при этом очень мало: почти у всех классов есть оружие, которое дает возможность контратаковать и блокировать, у части есть навыки, позволяющие использовать метательное вооружение… и, в общем-то, всё. Предложить что-то действительно интересное среди оружия Эгиды могут всего пара видов. Причём менять оружие прямо во время боя у вас вряд ли выйдет: смена «рвёт» комбинации атак и не даёт больших преимуществ. Выгоднее всего иметь одно холодное оружие и одно огнестрельное, на всякий случай.

Обзор Steelrising: Souls-like экшен под аккомпанемент багетов и гильотин - фото 3

Из особенностей игры стоит выделить также то, что с первых трёх сюжетных боссов можно достать особые апгрейды, которые позволяют Эгиде быстрее перемещаться по Парижу и открывать короткие пути и тайники. Эти же апгрейды можно использовать в бою, и они весьма эффективны — скажем, помогают быстро сблизиться с отскочившим врагом или нанести ему урон определённой стихией.

Ещё одна интересная фишка — система с восстановлением выносливости Эгиды. Она, напомню, автоматон, поэтому ее «выносливость» — это степень перегрева. И для любителей играть агрессивно Steelrising предлагает весьма интересную особенность: Эгида может практически моментально остыть, получив взамен «морозный» статус. Правда, вы можете случайно не попасть в тайминг, и тогда героиня вообще лишится способности бегать, бить и уворачиваться — но, к счастью, ненадолго.

Особых сложностей при этом всём Steelrising не вызывает: большинство ключевых боссов можно уничтожить с первой же попытки, а видов врагов тут не то чтобы много. А для тех, кому Souls-like игры кажутся чересчур сложными, авторы предусмотрели особый «режим помощи»: в нём игру можно настроить под себя и указать, насколько больно враги будут бить Эгиду или как быстро у нее будет восстанавливаться выносливость. Впрочем, держите в уме, что включение этого режима блокирует получение некоторых достижений — даже если потом вы его отключите.

Обзор Steelrising: Souls-like экшен под аккомпанемент багетов и гильотин - фото 4

Технически игра вышла очень средней

Steelrising пресса получила без патча первого дня, поэтому сложно сказать, насколько игра будет лучше работать с ним (или хуже — такое, как ни странно, иногда тоже случается). Однако пресс-версия сразу после запуска удивила меня тем, что на максимальных настройках в катсцене провалилась ниже 30 кадров в секунду. Да, не шучу — компьютера с Ryzen 5 5600 и RX 6700XT не хватает на то, чтобы игра работала с 60 кадрами в секунду при разрешении 2560×1440.

Снижение настроек до «среднего» пресета помогло получить 60+ кадров в секунду, но при этом игра всё равно изредка разочаровывала просадками где-то до 40 FPS. При этом с графической точки зрения назвать Steelrising шедевром не получается при всём желании. Игра, конечно, выглядит красиво на общих планах да во время боевых сцен — но стоит только камере взять крупный план на какого-нибудь NPC, и магия исчезнет. Особенно бедной выглядит лицевая анимация, хотя в Greedfall было ровно то же самое.

Поддержки Nvidia DLSS или AMD FSR у игры нет, поэтому остаётся надеяться лишь на патч первого дня да на драйвера для видеокарт. Ну и консольным игрокам, судя по отзывам коллег, будет попроще: там игра работает стабильнее.

Обзор Steelrising: Souls-like экшен под аккомпанемент багетов и гильотин - фото 5

Итог

Steelrising — неровная, но увлекательная игра, которая радует интересным сеттингом и любопытным сюжетом, но расстраивает различными недоработками и раздражающими мелочами. Впрочем, фанатам жанра, а также поклонникам истории Франции и альтернативной истории взглянуть на Steelrising всё равно стоит.

Студия Spiders уже второй раз подряд выпускает игру, которую действительно не стыдно рекомендовать — безусловно, это ещё не AAA-игра, но AA-проект так точно. Возможно, что в анонсированной недавно Greedfall 2 авторам удастся наконец прыгнуть выше головы и выпустить такую игру, каждый аспект которой захочется только хвалить, а не ругать.

Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Jmann
Jmann
>Поддержки Nvidia DLSS или AMD FSR у игры нет, поэтому остаётся надеяться лишь на патч первого дня да на драйвера для видеокарт.  Есть, тоже сперва не нашел (с удивлением узнал из стима, что есть, и спросил "а где?"), потому что искал в настройках меню с названием DLSS, но "гениальные" разрабы обозвали его "масштабирование", причем оно даже по-моему самое первое в меню. И вот когда там начинаешь переключать... То тебе предоставляют, что включить - DLSS или FSR. Но работает оно там... Хреново это мягко скажем. Растительность даже на качестве превращалась просто в кашу, притом, что особого прироста производительности не особо заметно было, а учитывая просадки и непомерную нагрузку на видяху (100%), все равно приходится ставить хардлок на 60 фпс.