44 64 36257

Новый Человек-Паук 2: разбитый шедевр

26 апреля 2014, 23:59
Новый Человек-Паук 2: разбитый шедевр - Изображение 1
Если коротко: Как было ясно еще из предыдущей статьи, посвященной сравнению старой и новой паучьих франшиз, я очень люблю нового паука версии Уэбба, очень ждал этот сиквел и до последнего верил, что он станет не только моим самым ожидаемым фильмом года, но и самым любимым. Тем сложнее мне писать, что фильм оставил тягостное впечатление. Это не провал, не разочарование года, но это похоже на заново повторенную историю Человека из Стали: горечь от понимания, что перед тобой – разбитый шедевр. Фильм, содержащий гениальные сцены и прекрасно выполненные элементы, но распавшийся на отдельные куски от некоторого внутреннего напряжения и несогласованности сюжетных линий.

Важно: Первая часть статьи будет без спойлеров, чтобы помочь сориентироваться тем, кто так и не решил, идти ли в кино. Я предупрежу, когда перейду к спойлерам.

Я понимаю, что львиная доля моего разочарования происходит от завышенных ожиданий, поэтому повторюсь – это не провальный фильм, это яркий блокбастер с потрясающими спецэффектами, который смотрится гораздо легче и воздушнее первой части. Вполне возможно, что люди, идущие просто на яркий блокбастер получат от фильма больше удовольствия, чем фанаты франшизы. Фильм потрясающе красив, графика также выходит на новый уровень, а саундтрек работает на поддержание напряжения как никогда до этого - это однозначно новая страница в истории комикс-муви, которую стоит увидеть в кино.

Новый Человек-Паук 2: разбитый шедевр - Изображение 2

А теперь подробнее: Ждали этот фильм со смешанными чувствами. Возвращение к классическому костюму, яркой солнечной гамме и более жизнерадостному тону, равно как и захватывающие экшн-сцены, показанные в трейлерах под пробирающий до костей саундтрек Циммера – все это привлекло новых фанатов и переубедило некоторую часть тех, кто остался недоволен первым фильмом.

В то же время пресловутая болезнь «too many villains» упоминалась в каждом втором комментарии. Люди боялись повторения ужаса третьего паука Рейми уже потому, что Уэбб вводил в сиквеле сразу трех злодеев. Также некоторую тревогу вызывал и чрезмерно шутовской тон некоторых моментов, мелькавших в промо-материалах. Я, наравне с другими защитниками Уэбба, продолжал уверять всех и самого себя, что все это – ерунда. Много противников – само по себе не приговор, а сцены вырваны из контекста и в фильме будут восприниматься совсем иначе.

И грустно и смешно, но именно паникеры оказались правы. Как раз перебор сюжетных линий и большие тоновые перепады между ними и разорвали фильм, лишая его целостности, ощущения единой связной истории.

Новый Человек-Паук 2: разбитый шедевр - Изображение 3

Фильм работает преимущественно с пятью линиями, что становилось ясно еще из трейлеров: Питер и Гвен, Питер и родители, линия Гарри, линия Электро, а также, скажем так, будни спайдер-мена.

Каждая из этих линий по-своему интересна, из каждой вышел бы отличный отдельный фильм. Беда в том, что их решили, как в рецепте Бендера, смешать в одно большое ведро. В итоге, призрак монтажных ножниц очень явно проступает на экране. Во многих моментах фильму явно не хватает времени на подвод зрителя к сцене и вывод из нее. Внимание часто переключается с одной линии на другую, теряя все эмоциональную наработку предыдущей сцены. Отдельные диалоги, детали и повороты сюжета цепляют тебя за живое, работают, но в следующей сцене ты попросту забываешь о них, потому что забывает сам фильм.

Некоторые сцены не только обрезаны, но и написаны с этим ощущением нехватки времени, поэтому первые диалоги Питера и Гвен выглядят неестественно, а их проблемы – надуманными. Персонажи начинают действовать исходя не из внутренней мотивации, а исключительно в угоду сюжету. Пожалуйста, поссорьтесь. Пожалуйста, помиритесь. Пожалуйста, будь грустным и не находи себе места. С чего вдруг? Ну, придумай что-нибудь.

Новый Человек-Паук 2: разбитый шедевр - Изображение 4

Мы недавно наблюдали подобную фальшь и сюжетный диктат в сиквеле Стартрека, где персонажи как хамелеоны меняли характер в зависимости от того, что требовала текущая сцена. И все же обидно, что франшиза Уэбба скатывается на подобный уровень.

В итоге, в фильме происходит так много, что ничего из этого не происходит до конца, не становится основным нарративом. Не помогает и то, что тон и даже жанр меняет разительно от линии к линии.

Три основные линии, посвященные отношениям Питера с Гвен, с родителями и с Гарри Осборном - это по-прежнему личная и человечная драма, и она выполнена по большей части с тем же уровнем серьезности и внимания к персонажам, как и первый фильм Уэбба. Линия Электро же резко отличается от них прежде всего внезапным скачком к утрированным стереотипам. Макс Диллан – явная жертва гиперболы, вечный неудачник, неспособный ступить и шага, чтобы его не сбили с ног. Он напоминает самого Паркера в реинкарнации Рейми. Его неудачливость и непопулярность гипертрофированны до абсолютно опереточных стандартов. Нелепая прическа, очки, неуважение коллег, день рождения в одиночестве, комната, заклеенная газетными вырезками и фотографиями паука – вы серьезно? Удивительно, что он не поскользнулся на банановой кожуре. Но все это начинает казаться мелочью, когда мы смотрим на сцены с Алексеем Сицевичем. Там кино вообще притворяется очередным выпуском шоу Бенни Хилла, реалистичность вытекает из фильма быстрее, чем вода из пожарного шланга. Кто решил, что фильм переживет настолько огромные и стремительные перепады в тоне?

Новый Человек-Паук 2: разбитый шедевр - Изображение 5

Что самое обидное, ушли те самые детали, за которые я любил Уэбба – ни в Электро, ни тем более в Алексее нет ни одной интересной человеческой черты, они абсолютно плоские, словно их действительно вырезали из комикса, забыв при этом придать им третье измерение.

Вообще, сам Рино, так перепугавший фанатов доведением числа злодеев до трех, и впрямь присутствует на экране в общей сложности минут 7. Его сцены – часть той самой линии, посвященной будням спайдер-мена, которая призвана показать рутину паучка и его ежедневные приключения вроде поимки мелких грабителей и возвращении похищенного плутония. Это позволяет сделать историю более масштабной, раздвинуть границы мира паука, показав его немного с другой стороны. Не как влюбленного выпускника и не как супер-героя, сражающегося из последних сил с некой супер-угрозой, а как расслабленного и шутливого блюстителя порядка, наслаждающегося своей работой.

Второй фильм еще больше, чем первый, уделяет внимание красивым пролетам паука надо городом, этой квинтэссенции персонажа и духа комикса. Именно в этот момент зрителя должны переполнять чувства, за которыми он идет на супер-геройское кино – силы и грации героя, совершенства и правильности мира, в котором, наконец-то, возможна справедливость. И достигается она – твоими собственными руками в красно-синих перчатках.

Новый Человек-Паук 2: разбитый шедевр - Изображение 6

Однозначный плюс нового фильма в том, как приземлено они сумели показать паука, вписать сверхъестественное в понятное нам физическое пространство. Посмотрите, как он садится в кресло, как стоит в толпе прохожих, как размахивает руками при разговоре с Гвен – это не некое мистическое существо, не спецэффект, это реальный человек в костюме. Это позволяет по-настоящему в него поверить.

У Рейми стоило Тоби подменить на экране компьютерного паука, вся иллюзия разваливалась – на месте супергероя оказывался даже не реальный человек, а актер в нелепом костюме. Здесь же мы видим его осязаемость, но не перестаем верить в его сверхспособности.

Очевидно, что Уэбб сам или по воле студии уделил много внимания работе над ошибками и изменению направления в соответствии с претензиями к первому фильму. Не понравился костюм? Вернули старый. Не понравились клаустрофобные ночные подворотни? Держите залитый солнцем город и расцвеченные миллионами огней центральные улицы.

На самом деле большая часть сцен сиквела по-прежнему происходят ночью, но это уже совсем другая ночь, призванная не минимизировать свет, а наоборот – раскрыть его в полной мере, включив огни ночного города и неоновых реклам, огромных уличных экранов, фонарей и автомобильных фар. Наверное, более яркого и цветного фильма до этого просто не было.

Слишком мрачный тон, слишком отошедший от оригинального тона комиксов? Получайте типичного оптимиста и шутника, дружелюбного соседа человека-паука. Слишком камерная и личная история? Добавим масштабности и эпичности… И за всем этим медленно теряется, оттираясь в сторону, изначальный фокус талантливого режиссера романтических драм – фокус на отношениях Питера и Гвен, на человечности сверхчеловеческих персонажей, на настоящем сочувствии собственным героям вместо картонных слез на картонных похоронах. Все это по-прежнему есть в фильме, но оно тонет в волнах привнесенных элементов, безусловно нужных, важных и правильных, но привнесенных какой ценой?

Пожалуй, здесь стоит провести черту. Дальше начинается Зона спойлеров.

Новый Человек-Паук 2: разбитый шедевр - Изображение 7

Линия Электро стала для меня наиболее шокирующей. Мне самому не верится в то, что я провожу подобную параллель, но даже мотивация злодея в Зеленом Фонаре была гораздо правдоподобнее и убедительнее. А ведь там был тот же типаж – эдакий Раскольников, который задался вопросом: тварь ли он дрожащая или право имеет. Униженный и оскорбленный, озлобленный на мир. Пусть Фонарь и не удался как фильм, но злодею там верилось, ему даже получалось сочувствовать, несмотря на созданный им крайне омерзительный образ. Электро же быстро теряет наше сочувствие, стоит нам понять, что это картонная фигурка, а не персонаж. Сцены Электро с доктором Кафкой вместо того, чтобы добавить персонажу глубины, вообще превращаются в некую трэш-пародию на Доктора Стрейнжлава.

Вышел ли Электро пугающим? Наверное, да, это у них получилось. В начале сцены на электростанции я поймал себя на мысли, что эта парочка злодеев и впрямь нагоняет ужас, и победа паука выглядит не слишком очевидной. Но, к сожалению, персонаж Электро создается в большей степени визуальными эффектами, грозным реверберированным голосом и саундтреком Циммера. Они вдыхают больше жизни в персонаж, чем то, что он говорит этим голосом и делает этими спецэффектами.

Новый Человек-Паук 2: разбитый шедевр - Изображение 8

Добивает Электро то, что история его обрывается на середине фильма. А ведь он, если вспомнить описания создателей фильма, главный герой сиквела. Нарисованный парой грубых мазков, плоский, быстро переведенный в прислужники другого злодея и бесславно убитый еще до кульминации. Его незавидная судьба и вес в фильме недалеко ушли от таковых у Алексея. Да, у Электро больше экранного времени и бюджета на спецэффекты, но развит он как персонаж не больше, чем Ситцевич. И стоило ли городить огород, приглашать оскораносного актера на роль столь бедно прописанного карикатурного злодея, который настолько не влияет на сюжет, что может быть без всякого вреда выкинут из фильма (который долгое время имел его имя в своем названии).

Я скажу больше – так и нужно было сделать. Электро стоило выкинуть из фильма. Он – та самая деталь, которую можно наиболее безболезненно удалить и дать остальным линиям столь необходимое им пространство для полного раскрытия.

Безусловно, первая часть франшизы Уэбба тоже испытала на себе недостаток хронометража – история Ящера также оказалась недоразвитой, скомканной и торопливо сшитой. Многие эпизоды смотрелись как элементы какой-то другой, куда более детальной, глубокой и амбициозной истории, чем той, что мы смотрели. Словно они были придуманы и сделаны в расчете на совсем другой объем эфирного времени. А вот все личные истории Питера, наоборот, смотрелись идеально выверенными – чувствовалось, что здесь Уэбб не дал отрезать ни секунды, чтобы не скомкать ощущение, не испортить атмосферу, передать эмоции. Словно экшеном сознательно жертвовали ради романтики и драмы.

Во втором фильме этот подход еще чувствуется, но уже гораздо слабее. Да, романтика и драма (линии Гвен и Гарри) ощущаются как самые цельные, в наименьшей степени пострадавшие от ножниц, но даже в линии Гвен чувствуется торопливость, скомканность, неестественность, вызванная тем, что динамика их отношений прогибается под нуждами сюжета больше, чем под тяготами реальной жизни.

Новый Человек-Паук 2: разбитый шедевр - Изображение 9

Линия с родителями Паркера по жанру уже больше тяготеет к детективу и шпионскому триллеру. Она интересна и добавляет интриги сюжету, но так же заканчивается ничем. Так зачем она была нужна? В начале фильма нам показали, что родители Питера перед смертью больше всего заботились о том, чтобы залить данные на свой сервер в метро. Питер так долго искал его, составлял карту, собирал подсказки. И когда, наконец, нашел, узнал две вещи: что папа его любит, и что пауки были замешены на их ДНК, поэтому он и не умер от укуса. Все. И что нам это дало? То, что яд пауков не превратит Гарри Осборна в спайдермена, а убьет, скорее всего. Эта информация не используется никак.

Выслеживать отца трон-стайл и находить вагон-лабораторию, вылезающий из-под земли на секретной станции метро только для того, чтобы узнать, что папа тебя любил – это какой-то жесткий оверкилл. Ладно бы этот вагон дал ему некое знание или оружие для битвы с двумя злодеями. Так нет же. Более того - позже нет ни намека на то, что Питер возвращается в эту секретную лабораторию, чтобы досконально разобраться в ее секретах. Портфель с парой безделушек он потрошил два фильма, а вагон (буквально) отцовских исследований несильно его интересует. И потом - что собственно загрузили родители на этот сервер? Почему это было так важно для них? Если это было лишь видео, то что в нем такого важного? Если весь блок их исследований, то почему они не сыграли никакой роли в фильме, почему Питер даже не стал их изучать? Эта линия так и осталась самой оборванной и непонятной. Даже если это просто задел на триквел, в таком виде он смотрится крайне обескураживающе.

Новый Человек-Паук 2: разбитый шедевр - Изображение 10

Линия Питера и Гвен, как и в первом фильме, является основной особенностью этой франшизы, отличающей ее от других комикс-муви. Нигде больше нет такой настоящей, работающей романтики, столь живых персонажей и такой химии между ними. Сцены их полуимпровизированных диалогов все так же прекрасны, а взгляды и улыбки по-прежнему говорят больше, чем слова. Несмотря на то, что их первые совместные сцены производят тягостное впечатление, что все куда-то потерялось из-за требований сюжета, ситуация быстро исправляется.

Эмма Стоун снова затмевает Гарфилда, который в сиквеле играет несколько скованно и однотонно, но даже она в какой-то момент уступает пальму первенства новому игроку: Дейн ДеХаан однозначно переигрывает всех остальных, включая и двух обладателей Оскара: Фокса и Купера. Он мог вполне забраться и на территорию Леджеровского Джокера, если бы его истории дали возможность полноценно развернуться.

К сожалению, линия Гарри Осборна также скомкана и в нескольких местах скреплена какими-то абсолютными несуразностями. И чем больше она тебе нравится, тем больнее становится от мысли, во что она могла вылиться, если бы фильм не тратил время на Электро.

Так или иначе, из Гарри вышел отличный злодей. В его ненависть к пауку верится безоговорочно, как и в его отчаяние и готовность на все. Его действия не вызывают недоумения, никто не превращает многослойный персонаж в карикатуру и так далее. Его гниющий внешний вид, броня и чешуйчатый глайдер создают превосходный образ, поэтому особенно жаль, что они присутствуют на экране так мало времени.

Новый Человек-Паук 2: разбитый шедевр - Изображение 11

К слову, доказательством того, сколько пленки осталось на полу монтажной, служит и сцена из трейлера, в которой Гарри сообщает Питеру, что Оскорп держал Паркера под наблюдением. В фильме ее нет. Не держал, выходит? Такое ощущение, что целый пласт фильма отошел в небытие.

В подобных сожалениях о том, какой шедевр мог бы получиться, и проходит большая часть фильма. Но в какой-то момент между Гвен и Питером опускается глайдер Гоблина и начинается, собственно, кино. Настоящее, честное, без сбоев и компромиссов, заставляющее вжаться в кресло, вцепиться до боли в подлокотники и радоваться, что никто не видит твои глаза под тридэ-очками. Потому что тот самый момент, которого мы ждали и боялись снят настолько потрясающе, что оправдывает все остальное.

Удивительно, но отчетливое понимание того, что сейчас неизбежно произойдет, только усиливает впечатление. Еще ничего не происходит, но тебя уже трясет от той самой неизбежности. Ты просто понимаешь: «Сейчас» и последняя крохотная надежда, что "это" так и не случится – умирает. Как бы ни был силен Питер, как бы бесконечно он ни любил Гвен, он ничего не изменит. Часы тикают, в прямом и переносном смысле, отрезая нить ее судьбы. Ее время кончилось. Возможно, он убил ее еще в тот момент, в конце первой части, когда решил, что не сможет сдержать обещание, данное ее отцу.

Новый Человек-Паук 2: разбитый шедевр - Изображение 12

В каком-то смысле фильм кончается этим краеугольным «snap». Все, что идет дальше, смотрится как в тумане, а бодрая концовка, которая, по словам самого Уэбба, призвана спасти фильм от выходящих из зала зареванных детей – она не работает. В нее не верится. Фильм замирает, опустошенный, вместе с Питером, словно вросшим в землю на кладбище. Проходит время, наступает осень, затем зима, а Питер остается на месте. Я могу поверить в то, что он сможет сойти в этого места, даже в то, что снова наденет костюм и выйдет против носорога. Вот только в то, что он будет при этом шутить, я уже поверить не могу.

Послевкусие: Один из пугающих выводов из этого фильма состоит в том, что наши опасения и холодный шепот где-то в затылке иногда оказываются правы. А наша вера в то, что все недочеты, замеченные в трейлере, исправится, похожа на самообман. И поэтому количество героев в "Человеке из Стали 2" воспринимается в новом свете. Учитывая, какое месиво из себя представлял первый фильм (а я любил его всей душой и ждал, не меньше паука), нет особых причин полагать, что они не превратят сиквел в еще большее месиво. Перебор сюжетных линий снова показал себя как смертельный диагноз, и поэтому мы теперь можем еще больше волноваться за ЧиС2, за новых икс-менов, за третьего паука и зловещую шестерку.

Новый Человек-Паук 2: разбитый шедевр - Изображение 13

И все же, не все так мрачно. Есть фильмы от которых берешь все без остатка в первый же просмотр и пересматривать их либо страшно (Танцующая в темноте, Реквием по мечте, Быть Джоном Малковичем) либо уже неинтересно (Шестое чувство, да и прочие посмотрел-забыл). А есть фильмы, которые смотрятся все лучше с каждым просмотром: либо потому что они столь глубоки и многослойны, что ты не можешь разглядеть все детали с первого раза (Одиссея 2001, Малхолланд драйв, Матрица), либо потому, что примирившись с их недостатками и не ожидая от них ничего большего, чем они дают, ты можешь наконец насладиться их сильными сторонами.

Например, Трансформеры уже стали фактически обложкой для пустого и глупого кино, но при этом это чуть ли не единственные фильмы, которые я могу включить в любой момент и под любое настроение. Да, они полны бреда, извращения канона, избитых штампов и откровенно возмутительного юмора. Но они смотрятся. И это происходит со многими неидеальными фильмами, не только с таким заколдованным шлаком, как трилогия Бэя. Сиквелы матрицы при повторных просмотрах идут гораздо лучше, потому что ты уже не ждешь от них повторения первой части, воспринимаешь их на их собственных условиях и принимаешь правила игры.

Думаю, "Новый человек-паук 2" попадет как раз в эту категорию, в которую, кстати, не так просто попасть. Он содержит множество ярких сцен: не только экшен, но и трогательные моменты, и драматичные, и смешные. Они запоминаются, заседают в памяти, всплывая то и дело в голове, наводя на мысль пересмотреть кино еще разок, уже не волнуясь за то, получится ли фильм. Почему бы не пересмотреть его абсолютно расслабленно, просто наслаждаясь прекрасными съемками, спецэффектами, игрой актеров и находками сценаристов. Лично я уже подумываю, почему бы завтра вечером снова не...

Будущее франшизы: Нас ждет третий паук, завершающий трилогию Уэбба, спин-оффы Венома и Зловещей Шестерки, затем четвертый паук, которого уже снимает не Уэбб – возможно, его отдадут режиссеру одного из спин-оффов, который покажет себя лучше.

Состав шестерки неизвестен, но прикинуть варианты уже можно. На данный момент во франшизе уже имеются Ящер, Рино, Гоблин и Электро (то что он взорвался ничего не значит – доктор Манхеттен, под которого Электро временами косит, тоже распадался и собирался заново). Очевиднее всего намекнули на Стервятника и Осьминога. Итого шесть. Это самый простой расклад. Также в мир франшизы уже введены Алистер «Умник» Смайт, Фелиция Харди, Морбиус и Кессиди.

Алистер по комиксу - создатель роботизированных spider-slayers, в фильме он пока просто хамоватый работник Оскорпа, издевавшийся над Электро. Фелиция в комиксах становящаяся Черной Кошкой в фильме пока просто ассистент младшего Осборна. Морбиус, вампир по комиксу, в фильме на данный момент представлен лишь строчкой в списке файлов Осборна в Оскорпе. Кессиди, джокероподобный маньяк получающий красную версию Венома и становящийся Карнажем, во франшизе на данный момент упомянут лишь в статье Джемисона. Естественно, это Неподтвержденная Шестерка, включающая и Осьминога со Стервятником – Уэбб намекнул на них, но это вовсе не значит, что он использует хоть кого-то из них в дальнейшем.

Почему я не упомянул Венома? Веном, судя по комментариям создателей, будет в некой доброй ипостаси – АнтиВенома или Агента Веном. Вполне возможно, что он и будет противником шестерки, раз паука в свой фильм они не получат, а драться им с кем-то надо.

Пока, к сожалению, ничего кроме догадок у нас нет, но безусловно Веном и Шестерка фильмы для многих более ожидаемые, чем собственно триквел Паука, так как спин-оффы обещают куда больше сюрпризов.

Вопрос: Что по-вашему могло бы помочь этому фильму, если не вырезание линии Электро?


64 комментария