50 118 15889

Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой

Как компания прошла путь от производства игральных карт до консолей

13 сентября 2014, 19:55
Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 1
Мало кто знает, что Nintendo — одна из старейших, если не самая старая компания на игровом рынке. Свой путь она начала задолго до появления первых электронных устройств: 23 сентября ей исполнится 125 лет. Но всем нам хорошо известно, что история Nintendo – это не только победы, но и поражения. В этом материале мы познакомим вас с основными этапами становления компании.

«Нинтэндо Коппай» основана 23 сентября 1889 года Фусадзиро Ямаути. Изначально компания занималась выпуском игральных карт в японском стиле («Ханафуда»), нарисованных вручную. Они стали настолько популярны, что из небольшой фирмы Nintendo быстро превратилась в крупного производителя.

Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 2

Как и большинство других японских предприятий, Nintendo – семейный бизнес. После Фусадзиро Ямаути компанию возглавил его зять Сэкирё Канэда, взявший девичью фамилию жены. У Сэкирё тоже не было сыновей, поэтому президентское кресло должен был занять Сиканодзо Инаба, муж Кими Ямаути. Но будущий президент ушел из семьи, повесив свои обязанности на сына. Несмотря на отсутствие какого-либо интереса к компании деда, 22-летний Хироси Ямаути все же стал ее третьим президентом. В результате он пробыл на этом посту 53 года. В 2002 его сменил действующий президент Nintendo Сатору Ивата. Хироси Ямаути всегда был верен своему делу. Именно он, взглянув на первый прототип Nintendo DS, предложил оборудовать устройство двумя экранами. Ямаути умер 19 сентября 2013 года в возрасте 86 лет.

Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 3
Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 4
Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 5
Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 6

Но давайте вернемся в прошлое. Выпуском игральных карт Nintendo занималась вплоть до конца 60-х годов. Свою первую фабрику по производству детских игрушек компания построила в начале 70-х. В тот период она очень много зарабатывала. И во многом благодаря таланту инженера Гумпэя Ёкои, разработавшего знаменитые The Ultra Hand и Nintendo Beam Gun Game (предок NES Zapper).

В 1978 году Nintendo открыла подразделение по производству и продаже игр для аркадных автоматов. А два года спустя, после открытия американского офиса, на свет появилась легендарная Game & Watch, ставшая первым в истории игровым портативным электронным устройством. На основе Game & Watch созданы популярные в Советском Союзе игры, выходившие под брендом «Электроника» («Ну, погоди!» и другие).

Также в 1980 году тогда еще молодой дизайнер Сигэру Миямото придумал игру Donkey Kong, главным героем которой стал плотник по имени … Марио! Изначально его звали по-геймерски просто – Jumpman. Но после разработчик дал ему человеческое имя, назвав в честь одного из топ-менеджеров Nintendo Марио Сегали. В сиквеле Марио был злодеем. Однако свое истинное лицо Марио обрел лишь в 1983 году. Герой сменил профессию с плотника на водопроводчика и обзавелся братом по имени Луиджи. Таким мы его знаем и сегодня.

Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 7

Свою первую игровую приставку Nintendo выпустила в том же году, что и Mario Bros. Family Computer (Famicom) стала самой успешной игровой системой того времени и быстро завоевала более 90% японского рынка. В 1985, через два года после запуска в Японии, приставка появилась в США. Но уже под другим названием – Nintendo Entertainment System. И здесь ее тоже ждал успех. Абсолютный лидер продаж, настоящая легенда, подарившая нам, помимо Mario Bros., такие серии, как Final Fantasy, Dragon Quest, Kid Icarus, Metroid, The Legend of Zelda и Castlevania.

В 1989 году Гумпэй Ёкои, ставший к тому времени одним из главных генераторов идей Nintendo, придумал Game Boy. С технической точки зрения эта портативная 8-битная система была слабой даже для того времени. Но как бы ни старались конкуренты в лице Atari, NEC и Sega, их более мощные устройства так и не смогли повторить успех Game Boy.

Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 8
Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 9
Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 10
Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 11

Продолжила победное шествие Nintendo и 16-битная Super Famicom (SNES), поступившая в официальную продажу в ноябре 1990 года. Первым же провалом японского гиганта стала экспериментальная 32-битная приставка Virtual Boy за авторством все того же Гумпэя Ёкои. Она отображала трехмерную графику, но была крайне неудобной в использовании и к тому же вызывала у игроков головные боли. В итоге разработчики отказали Virtual Boy в поддержке. Через несколько месяцев после запуск производство системы в Японии официально остановили. И это, как многие считают, стало причиной ухода Гумпэя Ёкои из Nintendo. В октябре 1997 инженер погиб в автокатастрофе. В 2003 Международная ассоциация разработчиков игр (IGDA) посмертно вручила ему награду Lifetime Achievement.

Nintendo забыла Virtual Boy как страшный сон и поспешила реабилитироваться в глазах игроков. В 1996 в продажу поступила 64-битная Nintendo 64. Несмотря на устаревший носитель (использовались дорогостоящие в производстве картриджи), приставка все равно «выстрелила», уступив лишь PlayStation. Своим успехом Nintendo 64 во многом обязана Сигэру Миямото и другим именитым гейм-дизайнерам. Super Mario 64, к примеру, стала одной из самых продаваемых игр того времени и получила массу всевозможных наград. А The Legend of Zelda: Ocarina of Time была признана лучшей игрой за всю историю индустрии.

Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 12

По сути, Nintendo 64 – это разработка не Nintendo, а Silicon Graphics, тогдашнего лидера в области трехмерной графики. Последняя сперва предложила концепт новой приставки американскому подразделению Sega. Но та отказалась, сославшись на недоработки. Впоследствии Silicon Graphics исправила допущенные ошибки и за девятнадцать месяцев при поддержке Nintendo и MIPS Technologies произвела на свет достойную во всех смыслах этого слова систему.

К середине 90-х интерес к Game Boy постепенно начал угасать. Но Nintendo нашла способ реанимировать портативную приставку, выпустив Pokemon Red и Pokemon Blue. Так на свет появились «карманные монстры», ставшие культовыми не только в Японии, но и на Западе. Но мало кто знает, что идея создания покемонов уходит своими корнями глубоко в детство гейм-дизайнера Сатоси Тадзири: в то время популярным развлечением среди японских школьников было коллекционирование насекомых. В итоге, вдохновившись Makai Toushi SaGa, первой ролевой игрой для Game Boy, Сатоси Тадзири придумал Pokemon, где были сражения, но не было неоправданного насилия.

Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 13
Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 14
Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 15
Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 16

А дальше были GameCube и Game Boy Advance. Крупные издатели не поверили в успех первой и постепенно лишили ее поддержки. В итоге к финишу GameCube пришла третьей, немного уступив Xbox и почти на семь «кругов» отстав от PlayStation 2, самой продаваемой консоли за всю историю индустрии. А вот вторую – Game Boy Advance – можно смело назвать успешной. Не имея конкурентов, Nintendo смогла продать около 80 млн. этих портативных приставок и наконец-то вдохнуть полной грудью.

Выдохнула Nintendo в два захода, сначала выпустив портативную DS, а немного погодя – и домашнюю Wii. Революционные с точки зрения игрового процесса идеи, реализованные в этих системах, произвели настоящий фурор на игровом рынке. Сенсорный экран DS, уникальный motion-контроллерWii – разработчики игр активно пользовались новшествами, и результаты были впечатляющими. 146.5 млн. проданных DS (включая Lite, DSi и DS XL) и больше 100 млн. проданных Wii. Для игроков эти консоли стали до такой степени родными, что даже к анонсу преемников они отнеслись холодно.

И этот холод никуда не делся. Nintendo 3DS долго не признавали. Но в итоге, похорошев и подешевев, ей все же удалось привлечь на свою сторону 45 млн. человек со всего мира. Wii U повезло меньше. Nintendo снова попыталась нас удивить, но все ее усилия пошли прахом. Слабая в техническом плане, Wii U является всего лишь улучшенной версией своей предшественницы. Даже поклонники не видели смысла в покупке этой консоли. А после анонса PlayStation 4 и Xbox One индустрия и вовсе стала игнорировать Wii U. 

Nintendo: 125 лет с высоко поднятой головой - Изображение 17

Некоторые эксперты уже сколотили гроб для Nintendo и с нетерпением ждут, когда их предсказания о скорой гибели японского гиганта сбудутся. Да, современный бизнес не прощает неудач. Однако история имеет свойство повторяться. В прошлом Nintendo не раз оказывалась в сложных ситуациях, но никогда не опускала руки. 23 сентября компания отметит свое 125-летие. И мы желаем ей только успехов.