28 августа 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

«Неизвестные» битвы Второй Мировой

Понятие «Шутер про Вторую Мировую» давно стало незаслуженно обидным ярлыком, намертво приклеенным к отличным, в общем-то, играм – об этом красноречиво говорит статья на Луркморье. Причиной этого стала совершенно невероятная заезженность одних и тех же игровых сюжетов и локаций. Мы были ошеломлены кинематографическим подходом («ну прям как в «Спасти Рядового Райана») и уже через год плевались от набившей оскомину высадки в Нормандии. Мы радовались "хорошим русским" и возможности поучаствовать в Сталинградской битве от первого лица, но когда одно и то же единственное сражение Великой Отечественной повторяется в каждой игре, это начинает надоедать. С какой-то стороны это понятно: военные шутеры разрабатываются в основном американскими издателями, как правило для американского же рынка. Соответсвенно и сюжеты военных шутеров должны быть понятны простому западному подростку: вот «День Д», вот Пёрл-Харбор, а вот Сталинград, совсем как в фильме «Враг у ворот». С таким подходом жанр себя практически похоронил, расколовшись на два неравных направления: шутеры о современных войнах, представленные сериями Battlefield и Modern Warfare, и совсем небольшое семейство альтернативно-исторических шутеров (серия Wolfenstein).
Понятие «Шутер про Вторую Мировую» давно стало незаслуженно обидным ярлыком, намертво приклеенным к отличным, в общем-то, играм – об этом красноречиво говорит статья на Луркморье. Причиной этого стала совершенно невероятная заезженность одних и тех же игровых сюжетов и локаций. Мы были ошеломлены кинематографическим подходом («ну прям как в «Спасти Рядового Райана») и уже через год плевались от набившей оскомину высадки в Нормандии. Мы радовались "хорошим русским" и возможности поучаствовать в Сталинградской битве от первого лица, но когда одно и то же единственное сражение Великой Отечественной повторяется в каждой игре, это начинает надоедать. С какой-то стороны это понятно: военные шутеры разрабатываются в основном американскими издателями, как правило для американского же рынка. Соответсвенно и сюжеты военных шутеров должны быть понятны простому западному подростку: вот «День Д», вот Пёрл-Харбор, а вот Сталинград, совсем как в фильме «Враг у ворот». С таким подходом жанр себя практически похоронил, расколовшись на два неравных направления: шутеры о современных войнах, представленные сериями Battlefield и Modern Warfare, и совсем небольшое семейство альтернативно-исторических шутеров (серия Wolfenstein).

Однако ещё можно (и нужно) исправлять ситуацию. Вторая Мировая война включала в себя огромное количество войсковых операций, битв и небольших сражений, а также охватывала практически весь земной шар, что практически не ограничивает разработчиков в выборе декораций. В этой статье я попытаюсь систематизировать битвы Второй мировой в хронологическом и территориальном порядке и понять, какие могли бы стать локациями для ААА-шутера, и каким образом это можно было бы сделать. Статью было решено разбить на две части, и первая часть будет целиком посвящена войне в Европе.

Западная Европа

Что имеем

Подавляющая часть локаций европейского театра военных действий в шутерах представлена войсковыми операциями американцев в Италии (Операция «Хаски», Битва при Монте-Кассино), а также кампанией войск союзников в Западной Европе, начиная со Дня «Д». Это навязшая на зубах операция «Оверлорд»(на пляж «Омаха» высаживаются как минимум в двух играх, кроме того, вторая фаза операции подробно расписана в Call of Duty 3), Арденнская операция, Прорыв Линии Зигфридаи **Маас-Рейнская наступательная операция,**а также провальная Операция «Маркет Гарден»,о которой прекрасно рассказывает Brothers in Arms: Hell’s Highway. Рассказать что-то новое о кампании 1944-45 годов сложно, хотя вполне можно описать «День Д» от лица, например, канадского солдата. Также было бы здорово воссоздать на новых графических технологиях Рейд на Сен-Назер, единственное упоминание о котором в шутерах – консольный эксклюзив Medal of Honor: European Assault.

Что хотим

Простор для фантазии здесь огромен, учитывая, что война в Европе в представлении западного геймера началась в 1944 году. Особо следует остановиться на нескольких крупных операциях.

Десант на форт Эбен-Эмаэль

«Неизвестные» битвы Второй Мировой - фото 1

Достаточно любопытная акция немецких десантников, высадившихся на планерах прямо на территорию укреплённого бельгийского форта. Игровую миссию можно строить по знакомой по любой части Call of Duty схеме «стелс — факап — мясо». Сама возможность игры за немцев хорошенько оживила бы шутер.

Дюнкеркская операция

«Неизвестные» битвы Второй Мировой - фото 2

Агония британских войск во Франции в 1940-м. Общая атмосфера отчаяния в панике покидающих материк британских солдат, сопровождающаяся многочисленными налётами немецкой авиации. Получилась бы миссия в духе атаки на Пёрл-Харбор из Medal of Honor: Rising Sun и Pacific Assault.

Вообще же вся французская кампания 1940-го могла бы быть драматично описана в шутере, в том числе от лица французского солдата.

Операция «Меркурий»

«Неизвестные» битвы Второй Мировой - фото 3

Вторжение войск Вермахта на греческий остров Крит, первая крупная воздушно-десантная операция немцев. Собственно, привычная по играм серии Medal of Honor (в особенности Airborne) высадка десанта - с прожекторами, трассерами и сиренами.

Датско-норвежская операция

Отличилось несколькими десантными операциями и крупной **Битвой за Нарвик,**в которой участвовал объединённый британо-франко-польский контингент. Колориту такой миссии в шутере добавили бы северные пейзажи и Aurora Borealis посреди неба, ну незамыленность сеттинга вообще.

Продолжить северную кампанию можно знакомыми по Hidden & Dangerous и Commandos: Behind the Enemy Linesмиссиями в тылу врага.

Операция «Юбилей»

Дерзкий рейд британских морских десатников во французский город Дьепп в 1942 году, «репитиция» операции «Оверлорд». Классический сюжет для военных шутеров –высадка, как полагается, с использованием боевой техники под огнём орудий и пулемётов, захватом орудийных батарей и рукопашными схватами в немецких бункерах. Непопулярная она главным образом из-за оглушительного провала.

Операция «Дуб»

И вновь гипотетическая игровая миссия, посвящённая немецким десантникам под командованием Отто Скорценни, на этот раз спасающим Бенито Мусоллини из итальянской тюрьмы. В реальности операция прошла практически бескровной, однако историю в игре можно слегка приукрасить, не так ли? К тому же никто не запрещает сделать стелс-миссию с прохождением без убийств.

Восточная Европа

Что имеем

Под восточноевропейским театром военных действий подразумеваетсяглавным образом Великая Отечественная война, однако я решил рассматривать её во временных рамках Второй Мировой, то есть включить сюда Финскую кампанию и действия наших восточноевропейских союзников. Несмотря на сравнительную популярность ВОВ в шутерах, представлена она довольно скудно: Сталинградская битва, Битва за Москву(только в Call of Duty 2), Курская битва и **Берлинская наступательная операция.**Даже в этих операциях открывается простор для фантазии сценариста и геймдизайнера – можно реализовать, напрмер, подвиг героев-панфиловцев в рамках Битвы за Москву, да и в Сталинградской битве есть, что рассказать.

Что хотим

Несомненно, наибольшая тяжесть войны легла на плечи СССР. Великая Отечественная война длилась 4 года, за это время произошло огромное количество крупных битв и сражений , о которых следовало бы рассказать от первого лица. Их настолько много, что я ограничусь лишь самыми интересными, хотя любой знаток войны может дополнить этот список.

Но начать нужно немного издалека.

Финская кампания 1939-1940 гг.

Не самая лучшая веха в истории русского оружия, поэтому разработчики зачастую обходят её стороной. Однако здесь есть, что рассказать: тут и битва за Карельский перешеек, и прорыв Линии Маннергейма, и штрум Выборга и изматывающие дуэли с финскими снайперами-«кукушками». Редкая советсвкая военная техника прилагается: Т-26, «автострадники» БТ-7, гиганты Т-35, и так далее.

Оборона Брестской крепости

Драматическое событие, знакомое каждому из нас с детсва по учебникам истории, в западной игровой историографии практически не встречается. Игровая миссия, посвящённая этому событию, может быть разбита на несколько этапов, с указанием дня обороны: 1-й день, 10-й, 20-й, и наполнена самыми разными событиями, от собственно боевых действий до смертельно опасных вылазок к реке, простреливаемой немецкими снайперами, за водой. Заканчивается от лица ослабленного солдата в глубоких подземельях крепости. Ну и в качестве элемента антуража – бессмертная надпись «Погибаю, но не сдаюсь».

Битва за Ханко

Это событие было бы ничуть не примечательным, если бы не участие в обороне базы железнодорожной артиллерийской установки ТМ-3-12, оперирование и последующий подрыв которой могли бы послужить сюжетом для игрового эпизода.

Моонзундская оборонительная операция

Оборона архипелага в Балтийском море с участием боевого советского трактора, переделанного в лёгкий танк. Очень хорошо бы вписалась в игру, начиная историю матроса-юнги Балтийского-флота, который затем пройдёт и Ленинград, и Польшу, и Берлин.

Ленинградская оборонительная операция

Этим понятием я лишь очерчу сеттинг и место действия предлагаемой игровой миссии. Сюда могут входить и собственно военые действия по обороне города в начале войны, и жизнь во вражеском «кольце», и деблокирование города, и «дорога жизни». Ленинграду в ВОВ может быть посвящена не одна игровая миссия, а целая кампания, а то и игра. Чтобы не ходить далеко за игровыми событиями, можно просто игроизировать киноэпопею «Блокада».

Керченско-Феодосийская операция

Первый крупный морской десант Красной армии, высадка из утлых судёнышек под огнём врага. Миссия получилась бы ничуть не хуже высадки на «Омаха-бич», только от лица русского солдата.

Вся Крымская кампания вообще достаточно интересна: с советской стороны – морская пехота, элитное формирование со специальным вооружением, особой тактикой ведения боя и, конечно же, в тельняшках и бескозырках, со стороны врага – воюющие на стороне Рейха итальянцы и румыны. О действиях матросов в Крыму подробно рассказано в тактической игре в релальном времени**«Чёрные бушлаты»,**но шутеры эту тему обходят стороной.

Битва за Днепр

Одно из самых значимых сражений Великой Отечественной, ему посвящён второй фильм киноэпопеи **«Освобождение».**Собственно форсирование Днепра и послужило бы ещё одним прекрасным игровым сценарием для шутера, возможно, от лица танкиста.

Операция «Багратион»

Последняя крупная операция Красной армии в Великой Отечественной на советской территории. Вариантов её игрового описания масса, здесь важен скорее не сеттинг, а именно факт того, что о ней рассказывает военный шутер. Заканчивается символичным выходом к границам СССР, например, у покосившегося чудом уцелевшего пограничного столба.

Освобождение Европы

Общее понятие, под которым я имею ввиду кампанию СССР 1944-1945 годов до Берлинской наступательной операции. Сюда могут входить и Битва у озера Балатон в Венгрии, и **Висло-одерская и Восточно-Прусская операции,**и много других битв и сражений СССР на территории Европы. Характеризуется совместным участием в боях советских войск и армий Восточной Европы (см. то же «Освобождение», эпизод с польским солдатом).


Конечно же, в эту статью не поместились все битвы и сражения в европейской части света, которые можно было бы игроизировать. Если у вас есть идеи, какая ещё битва послужила бы сценарием для военного шутера – отписывайтесь в комментариях!

На этом первая часть статьи окончена. Если эта статья вам понравилась, будет и продолжение о Тихоокеанском театре военных действий, а также о войне в Африке и на Ближнем Востоке.

Комментарии 5
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Dandelion
Dandelion
Финская война 39-40 отражена в начальных миссиях советской кампании Блицкрига (первой части), а про освобождение Белоруссии есть целая игра с аналогичным названием "Операция Багратион" - вполне годная стратегия от wargaming.net.
Bender2012
Bender2012
У меня прадед воевал при Халкин-Голе, где познакомился со второй женой(НКВДшницой),после чего был переброшен в Европу. Вот этот героический, но мало освещаемый факт, кроме всей известной песни "три танкиста", хотелось бы увидеть в исторических играх