188 392 52527

Не грози «Ведьмаку», попивая сок у себя в квартале

Драма вокруг The Witcher 3, сексизма и темнокожих персонажей

17 мая 2015, 11:49
Не грози «Ведьмаку», попивая сок у себя в квартале - Изображение 1
Прошлым утром я зашел в твиттер и увидел, что коллеги снова клюют Polygon. Оказывается, редактор портала Артур Гис в своей рецензии на The Witcher 3: Wild Hunt посвятил целый абзац отсутствующим в игре людям с «кожей небелого цвета». Дескать, 70 часов кряду журналист бродил по островам Скеллиге, Новиграду и Оксенфурту, но так и не встретил ни одного «приезжего». Коллеги справедливо возмутились: к чему все это?

Возмутился и я (стойте, дайте одерну белое пальто). Понимаю, такая вот у издания редакционная политика. Понимаю, прогрессивный, как считают сотрудники Polygon, взгляд на вещи. Понимаю и то, что геи, феминистки и чернокожие – новый порно- и некротрафик (у скандального обзора уже более 500 комментариев). Идеологически незаряженные статьи там скорее всего уже просто-напросто разворачивают – партия сказала, значит, нужно усиливать заготовку воробьев, как в фельетонах Кольцова. Но я не понимаю, почему журналист Polygon считает, будто политкорректной аутофелляцией должны заниматься все поголовно, включая людей из другого монастыря, которые, кажется, никому ноги отдавить и не пытались.

Одно дело позволять себе расистские высказывания и открыто принижать людей определенного цвета кожи, вероисповедания или ориентации. Другое – выпускать игру, в которой этого попросту нет, потому что этого там быть и не должно. И ведь никакого негативного посыла не подразумевалось – серия вдохновлена средневековой Европой, где, к слову, к женщинам относились без особого трепета. И били, и насиловали – было. А сама The Witcher 3: Wild Hunt она, вообще-то, про cлавянский колорит: березки, гуси, бабки-ежки. Причем тут, простите, негры?

Я не понимаю, почему журналист Polygon считает, будто политкорректной аутофелляцией должны заниматься все поголовно, включая людей из другого монастыря, которые, кажется, никому ноги отдавить не пытались.

Не грози «Ведьмаку», попивая сок у себя в квартале - Изображение 2

Polygon о женских сосках

«Если женщин в The Witcher 3 не убивают, то до смешного сексуализируют. Нагота везде — вспоминается "Игра престолов" на HBO — и даже когда они одеты, героинь все равно ждет незавидная судьба. Один персонаж, с которым связана значительная серия побочных квестов и который играет важную роль в развитии сюжета, носит платье с таким широким вырезом, что я видел ее соски каждый раз, когда она поворачивалась боком (нет, серьезно)».

Я ничего не имею против чернокожих или геев. Но если героев в игру вставляют не ради сюжета, а для выполнения квоты, какой в этом толк? Зачем намеренно загонять себя в рамки, пытаясь ублажить условного ЛГБТ-Будду? В чем культурная ценность персонажей, созданных по принципу «потому что надо»? Чтобы было как в джексоновском «Хоббите», где в Озерном Городе каким-то чудом оказалась негритянка?

И почему редактор Polygon настолько выборочно политкорректен. Если пытаться угодить всем, то давайте не обижать еще и альбиносов. Или рыжих. Или евреев. Чего это их нет в «Дикой охоте»? CD Projekt, вы что, нацисты?

Пишите уж сразу на обложке – «игра от польско-арийского ордена, собравшая 1488 наград на выставке Рейх 3». А в коллекционное издание положите нашивки и особый ведьмачий «Шмайсер». Полная ведь чушь. Особенно в контексте того, что поляки уже красочно раскрыли тему расовых притеснений – вспомните, как в книгах и играх изображены краснолюды и эльфы. И необязательно углубляться в пигментную палитру, чтобы рассуждать на серьезные темы. Все и так сказано.

Не грози «Ведьмаку», попивая сок у себя в квартале - Изображение 3

Polygon о лифчике Цири

«Другой момент, из-за которого действительно хочется закатить глаза — эпизод, в котором мужчина ругал женщину за то, что она пошла в бой в рубашке нараспашку. Тут сильнее всего проявляются двойные стандарты, характерные для этой игры. Ключевые женские персонажи тут раздеваются по поводу и без. По-настоящему сильная и самостоятельная Цири, к которой Геральт относится как к дочери, расхаживает в рубашке с расстегнутыми пуговицами, из-за чего хорошо виден ее лифчик — даже когда в холодном климате она меняет свой наряд на одежду с меховым воротником».

Чушью претензии Гиса посчитал и Даниэль Вавра, креативный директор чешской студии Warhorse, сотрудники которой сейчас работают над Kingdom Come: Deliverance. Ниже привожу переписку Вавра и Артура Гиса, там прекрасно:

Я только что прочитал твою, @aegies, рецензию на The Witcher 3 и хочу спросить — ты думаешь, что европейцы не имеют права на собственную историю и наследие?

Считаешь, каждый раз, когда мы хотим рассказать историю о нас самих, нам нужно добавлять в нее другие культуры, чтобы не быть расистами?

Ты бы попросил разработчиков из Китая, Японии, Ирана или Африки добавить белых в свои игры ради политкорректности?

- Учитывая, что The Witcher 3, по-видимому, отражает как культуру викингов, так и средневековую немецкую культуру, я бы сказал, что игра уже это делает.

- Ты в курсе, что у Польши долгая история с немцами, что она является домом йомсвикингов? Мир «Ведьмака» = фэнтезийная Польша

У Польши общие границы с Германией, а через Балтийское море она связана со скандинавскими странами. Значительная часть Польши изначально была Германией.

Так что все это — их культурное наследие. В этом есть смысл, и для поляков и большинства европейцев это общепринятый факт.

Так теперь ты заявляешь, что в этих гигантских землях Северной/Восточной Европы не жили небелые люди?

Да, заявляю, потому что они там не жили.

- И я говорю, что, в целом, исторические записи доказывают твою неправоту.

Ой, умоляю, мистер американец учит меня нашей истории! Я всего лишь родился на границе Богемии, Германии и Польши, так что я, конечно, ни черта не знаю

Я про то, что на протяжении истории «цветные» регулярно бывали в твоей стране.

Ага. Я как раз проверял это, когда работал над нашей игрой. В источниках 1300-1500 годов упоминается всего три раба.

Если ты посетишь Центральную Европу или Польшу, то поймешь, что даже сейчас, со всей иммиграцией, 95% людей здесь — европеоиды.

Не грози «Ведьмаку», попивая сок у себя в квартале - Изображение 4

Polygon о темнокожих

«Также, пусть я и не посетил абсолютно все поселения в The Witcher 3, я наиграл в нее более 70 часов, но так нигде и не встретил ни одного небелого гуманоида — ни в Скеллиге, ни в Новиграде, ни в Оксенфурте, ни где-либо еще. В какой-то момент я осознал, что все пытаюсь отыскать в игре хоть кого-то «цветного», однако я так никого и не нашел, если не считать обнаженную женщину-монстра, сидящую у ног босса живым трибьютом картине Фрэнка Фразетты. Но, может быть, они все-таки где-нибудь да есть».

Ситуацию также прокомментировал руководитель Rambler Entertainment Илья Овчаренко, чьи твиты вызвали бурное обсуждение в Сети. Правда, выражался он куда жестче Вавра, да и проблему увидел в другом. По его мнению, игры должны оставаться анклавом свободы от притязаний гомосексуалистов и феминисток, в то время как журналисты Polygon в своих материалах все чаще делают упор на права этих самых меньшинств.

Овчаренко позже удалил часть гневных твитов, объяснив это тем, что в дискуссии стала фигурировать компания, в которой он работает. Но он отдельно пояснил, что мнения все равно не поменял. Также Овчаренко вступил в переписку с журналистами сайтов Wonderzine и LookAtMe, их спор вы можете прочитать вот здесь.

Овчаренко уже неоднократно допускал публичные расистские высказывания. В 2013 году в прямом эфире передачи Hotline Gmbox, выходящей на сайте Gmbox, принадлежащем правительственному медиахолдингу ВГТРК, он предложил забить и кинуть в газовую камеру «пару "дагов"». Позже Овчаренко принес публичные извинения за свое некорректное поведение, а выпуск и ролики удалили с сайта и официального канала Gmbox на YouTube.

И ведь никакого негативного посыла не подразумевалось – серия вдохновлена средневековой Европой. Славянский колорит: березки, гуси, бабки-ежки. Причем тут, простите, негры?

Не грози «Ведьмаку», попивая сок у себя в квартале - Изображение 5
Не грози «Ведьмаку», попивая сок у себя в квартале - Изображение 6

К развернувшейся дискуссии присоединились и бывшие редакторы Lenta.ru Игорь Белкин и Надежда Вайнер — их мнения также разошлись.

Не грози «Ведьмаку», попивая сок у себя в квартале - Изображение 7
Не грози «Ведьмаку», попивая сок у себя в квартале - Изображение 8

А вот официальных комментариев от самой CD Projekt пока не последовало, хотя старший квест-дизайнер «Дикой охоты» Якуб Рокож и ответил на один из твитов Вавры, в котором содержалась цитата из статьи Polygon – говорит, не очень-то ему и стыдно. Еще бы – чего стыдиться?

Перевод: Стас Погорский и Илья Илембитов

Не грози «Ведьмаку», попивая сок у себя в квартале - Изображение 9 YouTube
Подкаст «Не занесли», 4 выпуск. «Polygon, отвали от "Ведьмака"!»

В подкасте «Не занесли» мы так же обсудили ситуацию, сложившуюся вокруг «Ведьмака», а заодно провели журналистское расследование – выяснили, сколько чернокожих работает в редакции Polygon. 


Игры в материале
  • The Witcher 3: Wild Hunt
  • Kingdom Come: Deliverance