«Надеемся, что PS4 обойдет в России PSP»
Я пришел в Sony буквально через несколько месяцев после российского запуска PlayStation 3, в июле 2007 года. Брендом PlayStation в России занималось всего два человека. Сегодня у нас есть 12 сотрудников в подразделении PlayStation, а также довольно крупная команда в Sony Electronics, которая поддерживает нас, помогает нам с продвижением платформы.
Конечно, всегда был кто-то, кто занимался PlayStation на нашем рынке. Пусть это и был один или два человека, но это вряд ли можно было назвать системной работой. Во времена PlayStation 1, 2 и PSP рынок был просто другой.
Была очень большая проблема пиратства. Поэтому была отличная возможность продать железо, но огромные трудности у тех, кто продавал игры. Причем, если в России сколько-то лицензионных игр еще удавалось продать, то, скажем, на Украине и в Казахстане проблема стояла намного острее — связано это, в основном, с уровнем дохода.
До сих пор есть люди, которые называют любую консоль от Sony «PSP». Даже если речь заходит о домашних платформах. Это может резать слух тем, кто «в теме», но PSP — самая популярная консоль в истории российского рынка, и люди очень сильно привыкли к этому бренду. Хотя сейчас мы, конечно, ожидаем, что PlayStation 4 обойдет ее, и крен с мобильных приставок окончательно сместится в сторону домашних. Точно такую же тенденцию можно наблюдать и на ряде других рынков по всему миру.
На сегодняшний день мы продали около пяти миллионов устройств под брендом PlayStation. Из них три миллиона — это домашние консоли, два миллиона — портативные. Всё движется в сторону домашних платформ: консоли перестают быть символом достатка и становятся эдаким «мастхэвом», устройством, на котором играют и дети, и взрослые. Наша глобальная цель заключается в том, чтобы консоль стала привычным предметом обихода, вроде холодильника или телевизора.
Со времен лонча PlayStation 3, конечно, сильно изменились масштабы нашей работы. Это сейчас у нас есть огромная рекламная кампания по всей России. В 2007 году мы только начинали наращивать информационную поддержку платформы. Предпринимались первые попытки работы с прессой, а упор маркетинговых активностей делался на несколько городов — главным образом, на Москву.
**Запуск PlayStation 3 проходил в двухэтажном магазине «Союз» на Пятницкой улице.**Там собралось достаточно большое для того времени количество партнеров, ну и, конечно же, геймеров, но это было несопоставимо с тем, что происходило в «М.Видео» на Неглинной на мероприятии по запуску PlayStation 4. Для сравнения, даже на запуске PS4 в Санкт-Петербурге собралось больше людей, чем во время московского лонча PS3.
Уже сейчас мы видим, что на PlayStation 4 игр покупают больше, чем на PlayStation 3. По крайней мере, если сравнивать периоды начального цикла обеих платформ. Во-первых, игр на запуске PS4 больше, чем было на запуске PS3 — даже если и не все они пока достигают уровня так называемого «некстгена». Конечно, это связано с тем, что новую приставку покупают в первую очередь самые активные геймеры, которые тратят на игры больше всех.
Также в России стали охотнее покупать цифровые копии. У большего количества людей появился быстрый интернет, и это делает игры как никогда доступными. Другой важный фактор — кредитные карты стали более распространенными.
Одна из «фишек» PlayStation в России — это перевод названий некоторых игр Sony. По статистике в России меньше 10% свободно разговаривает на английском языке — а это очень важно для игр, ведь развлекаться всегда приятно в комфортной обстановке. Но решение для каждой игры принимается индивидуально и зависит от того, насколько «на слуху» оригинальное название той или иной серии — скажем, зачем переводить Killzone? В случае с Uncharted мы решили не переводить само название игры, но все сабтайтлы (название конкретной игры в серии — прим. ред.) мы перевели, потому что они позволяют понять тему каждого релиза. Когда мы говорили об inFamous, мы решили, что поскольку речь идет о новой франшизе, стоит попытаться сразу передать геймерам суть названия — так появилась «Дурная репутация». Но уже с запуском inFamous: Second Son исследования показали, что геймеры знают как переведенное название, так и оригинальный бренд, поэтому мы перевели только сабтайтл.
Отдельный вопрос, требующий доработки — это функция голосового управления. В прошивке 2.0 появилась поддержка русского языка, но вопрос возможности запуска игр по локализованному названию остается открытым. Предлагать ли такой вариант геймерам? Если оставлять возможность запуска по оригинальному названию, то насколько строго нужно относиться к произношению? «джи-ти-эй» или «гэ-тэ-а»?
У нас нет задачи сидеть и с утра до вечера придумывать что-то для российского рынка. Мы не настолько уникальны, как это иногда кажется. Геймеры очень глобальны, этим они отличаются от любых других групп по интересам. Поэтому наша основная задача — брать проверенные мировые практики, которые точно работают, и использовать их.
При этом, конечно, Россия отличается высокой степенью проникновения ПК. Домашние компьютеры остаются самой удобной и доступной игровой «коробкой» — если выражаться в нашей терминологии. Россия очень продвинутая в «айтишном» плане страна, отсюда высокая популярность персональных компьютеров, но это характерно и для ряда других рынков, куда консоли попросту пришли позже.
У нас нет задачи отучить людей от игры на ПК. Есть задача объяснить, что играть на консоли удобно. И судя по форумам и прочим онлайн-коммьюнити, интерес к консолям стабильно растет.
У каждого региона есть свои предпочтения в жанрах. Мы отличаемся от многих стран большим количеством хардкорных игроков, предпочитающих шутеры и приключения. В других странах, скажем, в Греции, популярны спортивные и интерактивные игры.
Сейчас нас ждет очень интересный период на российском рынке. Начались продажи нашего главного конкурента, начался крупный сезон выхода новых игр, который продолжится до конца февраля. Надвигаются новогодние праздники, крайне важный сезон для продаж.
Текущий валютный курс позволяет нам говорить: «да, мы теряем, но мы инвестируем». Для любой компании невыносимо движение курса на 20, 30, 40 процентов — такой маржинальности нет ни у кого. Но нашу компанию отличает от некоторых конкурентов модель, при которой мы продаем не только «железо», но и контент. Так что если мы правильно ведем бизнес, то продажи игр будут по крайней мере окупать потери на продажах устройств, и поэтому сейчас в PlayStation принято решение оставаться на прежнем уровне цен. Как долго мы сможем продолжать торговать по этим ценам — зависит от дальнейшего движения валютного курса.
Об истории самой первой PlayStation можно прочитать в нашем специальном материале.