25 июля 2014
Обновлено 09.05.2015

На словах ты Геркулес

24-го июля состоялась российская премьера фильма «Геракл» с Дуэйном «Скалой» Джонсоном. По этому случаю «Канобу» вспоминает мышцы Кевина Сорбо, юбку Люси Лоулесс и «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна.
24-го июля состоялась российская премьера фильма «Геракл» с Дуэйном «Скалой» Джонсоном. По этому случаю «Канобу» вспоминает мышцы Кевина Сорбо, юбку Люси Лоулесс и «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна.

Дмитрий Ежов, автор «Канобу»

С трудом припоминаю, как и при каких обстоятельствах впервые познакомился с этим многосерийным пеплумом. Помню, что после просмотра «Удивительных странствий Геракла» заново полюбил залатанную скотчем (и, как водится, случайно украденную из библиотеки) книжку «Легенды и мифы Древней Греции». Кажется, была зима. Кажется, совсем недавно у нас дома появился телеканал СТС, на который я абсолютно случайно наткнулся темным утром – решил зачем-то посмотреть «Улицы разбитых фонарей» (не спрашивайте).

Эпик с Кевином Сорбо стал, вероятно, первым после затягивавших мыльных опер и отдававшего порнушкой шоу «Факультет» сериалом, который я смотрел всегда и везде: по отчаянно хрипящему телевизору в одном из кабинетов школы, на шумном празднике у родственников, в гостях у друзей, у соседей и даже в областной клинической больнице (безуспешно).

Учитывая, что раньше у нас дома не было видеоплеера, и эфирного показа приличных фильмов приходилось ждать неделями, ежедневный кусочек крутого блокбастера воспринимался как праздник. Телосложение главного героя было ничуть не хуже, чем у Рокки Бальбоа – после просмотра возникало желание немедленно заняться хоть каким-нибудь спортом (хватало, как правило, на двадцать отжиманий и бег вокруг дома). Выходные во дворе неизбежно проходили в полемическом задоре: ребята выясняли, кто круче — Геракл или Зена (отдельные личности утверждали, что круче герой сериала «Томми-оборотень»).

Шоу про Зену мне, к слову, казалось тогда какой-то феминистской чушью; формулировки я еще не знал, но по ощущениям было примерно так. Спустя несколько лет, впрочем, смотреть на Люси Лоулесс стало значительно интереснее, чем на Кевина Сорбо. А когда-то именно Геракл был номером один.

Валерий Краснослободский, новостник «Канобу»

«Удивительные странствия Геракла» прописались в эфире НТВ в конце 90-х. Каждые выходные комедийный дуэт из рослого Геракла и коротышки Иолая путешествовал по страницам «Легенд и мифов Древней Греции» Николая Куна: друзья сражались с великанами, отжигали с амазонками, дерзили богам и меняли мир к лучшему. Наивные, бюджетные и дурно снятые эпизоды приводили в щенячий восторг — от телевизора было не оторваться. Иногда кажется, что с тех пор ничего не изменилось: достаточно включить случайную серию «Удивительных странствий Геракла» и убедиться в этом самому.

Ян Кузовлев, редактор «Игромании»

После «Легенд и мифов Древней Греции» Геракл представлялся мне огромным: такая сокрушительная гора мышц из God of War 3. Здоровенный детина на сложных щщах стоически переносил все тяготы и невзгоды полубожественной жизни: кидался горячими головешками в сбежавшихся на вино кентавров, усмирял критского быка вместо того, чтобы оторвать ему рога, и грустно чистил говно в коровниках (на самом деле нет – вместо этого герой сконструировал дамбу и затопил все к чертям).

Поэтому когда в сериале я увидел жизнерадостного Кевина Сорбо, то сильно удивился: оказывается, миф можно рассказать не занудно. Одну полнометражку «Геракл и Потерянное Королевство» я пересматривал как минимум двадцать раз – из-за чего потом у меня были странности с восприятием сериала «Зена — королева воинов». В фильме актриса Рене О’Коннор играла какую-то второстепенную героиню — получилось хорошо, и только после этого ей дали роль спутницы Зены, Габриэль.

Подобными сценами «Геракл», к сожалению, похвастать не мог.

Подобными сценами «Геракл», к сожалению, похвастать не мог.

С «Гераклом» и «Зеной» связана еще одна важная штука. Выяснилось, что сериалы это не только «Дикий ангел», «Элен и ребята» или сага про Сиси Кэпвелла и Круза Кастильо. Телеистории про Древнюю Грецию наметили в сознании аудитории такой же положительный сдвиг, как и Lost в свое время. Мне еще, конечно, нравился испанский ситком «Дежурная аптека», но самым шокирующим событием там был простатит у Адольфо. У Геракла проблемы намного масштабнее и интереснее с точки зрения драматургии: античный полубог сражается с титанами у подножия Олимпа и сотрудничает с Аидом в попытке вернуть родственника к жизни.

Никита Китов, автор «Канобу»

Приключения Геракла для меня неразрывно связаны с Зеной. Но и без кросс-овер эпизодов у них было достаточно пересечений: у каждого имелся обаятельный сайд-кик, оба странствовали в рамках общей вселенной, второстепенные персонажи в сериалах были одни и те же. Я же смотрел все это чудо по СТС еще в возрасте семи лет и был в жутком восторге (хотя, если честно, мне больше нравилась Зена, ловко задиравшая юбку во время драк). Просмотр сериала и стал моим первым знакомством с греческой мифологией. Правда, другие инкарнации Геракла в поп-культуре мне уже были не так интересны, а диснеевский мультфильм и вовсе раздражал (впрочем, я вообще никогда не любил «Дисней»).

Максим Иванов, редактор «Канобу»

Что мне всегда нравилось в «Геракле», так это самоирония: главный герой терял близких, сражался с богами и все равно продолжал по-доброму шутить. Улыбку Кевина Сорбо по выразительности можно сравнить разве что с мимикой Харрисона Форда и Брюса Уиллиса – ну как тут не ухмыльнуться в ответ?

Создатели сериала четко понимали, что и для кого они снимают: в каждом эпизоде хватало и юмора, и экшена, и каких-то трогательных моментов – в начале двухтысячных лучшего развлечения на вечер было и не найти. И плевать, что у «Странствий» и мифов Древней Греции было еще меньше общего, чем у «Ноя» Аронофски с Библией – от того, как лихо Геракл раскидывал неприятелей по углам, хотелось аплодировать.

Ну а наивность и простота сюжета только помогали сблизиться с героями – я с замиранием сердца следил за их приключениями и искренне переживал, когда Иолай и его спутник терпели неудачи. Но даже тогда я знал – Геркулес падает лишь для того, чтобы вновь подняться и сделать все правильно. В этом смысле сериал выполнял еще и воспитательную функцию – как ни странно, именно персонаж Сорбо научил меня идти до конца. К слову, сам актер перенес несколько инсультов и, как видите, по-прежнему в деле.

А еще создатели шоу умели развлекаться на камеру. Чего только стоят эпизоды, действие которых происходило в современности: Геракл дожил до наших дней, взял имя Кевина Сорбо и отправился сниматься в мыльной опере про Геркулеса. Теперь он ездит на дорогих машинах и купается в лучах славы, хотя внутри он все такой же отважный герой – просто чуть менее востребованный.

Авторы иронизировали над собой и сериалами в целом. Только представьте – кабинет руководителя студии, начальник отчитывает подчиненного за низкое качество новых эпизодов «Геракла» (на экране монитора Иолоай и его друг спасаются от гигантской курицы):

– Ты исполнительный продюсер, Таперт! А как же качество?

– Вы меня знаете, Би Эс. Мне плевать на качество!

– Да, я видел предыдущие серии. (смачно рыгает)

И в этом – весь «Геракл». Сэм Рэйми (а именно он отвечал за производство «Странствий») и его команда органично мешали приключения, экшен и драму с неожиданными отсылками к «Скуби-Ду». И это и вправду было удивительно.

Денис Варков, автор «Канобу»

Я любил «Удивительные странствия» в первую очередь за житейские истории: в детстве Геракл воспринимался не как бог или стероидный качок, совершавший добрые дела, а как настоящий герой. Наверное, для меня это был первый сериал, где в фокусе находился персонаж, перед которым стояло множество трудностей. С такой-то мифологической базой было не оторваться!

Комментарии 76
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Папа Ёж
Папа Ёж
Комментарий был удален
Папа Ёж
Папа Ёж
Новый формат заметно лучше старых. Я даже лайкну. В детстве смотрел сериал про Геркулеса и тащился от полуголой Зены :3