31 28 3472

Мозги... Мозги??? МОЗГИ!!!

2 ноября 2010, 13:53
Мозги... Мозги??? МОЗГИ!!! - Изображение 1
И снова здравствуйте, все читатели моего блога. Сегодня мы поговорим о такой важной части наших системных блоков, как оперативная память, на компьютерном сленге, о «мозгах».

Для любителей игр оперативная память является значимой частью системного блока, ведь именно игровые приложения являются одними из самых чутких программ, мгновенно откликающихся на изменения этого компонента системы.

Итак, на что же надо обращать внимание при покупке оперативной памяти?

Мозги... Мозги??? МОЗГИ!!! - Изображение 2

1. Объем - этот параметр всегда был определяющим и на сегодня не утратил своей значимости. В общем случае больший объем памяти будет лучше, чем покупка менее емкой, но более быстрой. Для начала рекомендую определить точно, какая операционная система у вас установлена или какую вы будете ставить в ближайшее время. Дело в том, что 32-разрядные ОС неспособны нормально использовать объем оперативной памяти свыше 3-4 Гб. Конечно, есть способы оптимизировать это и заставить систему использовать весь объем теми или иными способами. Но все они требуют солидных знаний и необходимости лезть в весьма глубокие дебри, поэтому я их рассматривать не буду.
Так что если у вас 32-разрядная ОС, тогда выше 4 Гб оперативной памяти вам покупать нет смысла, или надо задуматься о переходе на 64-разрядные системы. Данный переход позволит не только нормально использовать весь объем оперативной памяти, но и получить прирост в скорости решения задач, требующих повышенной точности вычислений и в целом оптимизированных под 64-разрядные архитектуры ОС.
На сегодня для современных игр «прожиточным минимумом» является 2 Гб памяти, рекомендуется 4 Гб и более. Некоторые игры, такие как Grand Theft Auto 4, не стесняются использовать и 6, и 8 Гб памяти.
Еще есть интересная зависимость - чем больше объем каждой конкретной планки памяти, тем она быстрее, но и стоит дороже за счет усложнения технологии производства. То есть две планки по 2 Гб будут дешевле одной на 4 Гб.

2. Режим работы памяти - сегодня в настольном сегменте оперативная память на разных платформах может работать в одно-, двух- и трехканальных режимах. Эти режимы говорят нам о том, по скольким каналам одновременно процессор может обращаться к оперативной памяти. Соответственно, чем их больше, тем больше пропускная способность канала процессор -> оперативная память и тем большие объемы памяти можно передавать одновременно. Минусом является повышение задержек с увеличением количества каналов памяти. Логично, ведь чтобы запросить определенные данные, процессору надо опросить большее количество каналов, и он потратит на это больше времени.
На сегодня одноканальный режим работы является анахронизмом и может встречаться скорее в офисных и максимально бюджетных конфигурациях, где экономят каждый рубль. Игры от такого режима будут страдать весьма сильно, падение производительности относительно двухканального режима может достигать 20-30%!
Двухканальный режим успел стать стандартом и используется в большинстве геймерских конфигураций.

Мозги... Мозги??? МОЗГИ!!! - Изображение 3

Не так давно Intel стала продвигать на рынок настольных конфигураций системы с трехканальными наборами оперативной памяти. Эти системы пришли из серверного сегмента, где данный аспект дает хорошее преимущество в специфичных серверных задачах, требующих обработки больших объемов данных. В играх не все так однозначно, некоторые игры получают прирост от третьего канала, у некоторых возросшие задержки компенсируют достоинства. Все зависит от разработчиков игры и написанного программного кода. Но в целом, хуже от такого режима работы вряд ли кому станет. А если даже вы встретите такие случаи, то никто не мешает вам эксплуатировать подобные системы с двухканальными наборами памяти.

К слову, рекомендую избегать всяческих асинхронных режимов и эмуляций. Напомню, что для нормальной работы Х-канального режима памяти нужно Х планок памяти. Но большинство современных систем позволяют организовывать двухканальный режим из, например, двух планок по 1 Гб и одной двухгигабайтной. Такие режимы сильно уступают в скорости и не рекомендуются к использованию.

3. Частота - вот где торжествуют маркетологи. Гонка частот идет постоянно, рекламные лозунги гласят о невиданных скоростях... А так ли это на самом деле? Действительно ли DDR3 800 МГц в 2 раза медленнее DDR3 1600 Мгц? Конечно нет.
Здесь надо уяснить простую зависимость - чем быстрее ваш процессор, тем больше он получит от использования в системе более быстрой памяти. И покупать к своему бюджетному процессору, работающему в номинальном режиме, крутую оверклокерскую высокочастотную память... это моветон и деньги на ветер.
Для платформы AMD память с частотой выше 1600 МГц вообще не имеет никакого смысла, только если вы не очень опытный оверклокер, который планирует выжать максимум из своей системы. На платформе Intel с этим попроще, она получает больший отклик на быструю память. Особенно хорошо с ней работают системы с Socket 1156. Там покупка памяти с частотой до 2 ГГц может приносить свои дивиденды, правда, сначала убедитесь, что ваша материнская плата позволяет работать в таких режимах, а процессор обладает достаточной мощностью, чтобы использовать преимущества быстрой памяти.
Какой-нибудь Core i7 920, работающий на штатной частоте 2.66 ГГц, при переходе от 1066 МГц к 2000 МГц памяти получит прирост в играх от 2 до 7%; если его разогнать до 4 ГГц - то данный прирост будет уже от 5 до 15%.
Оптимальным я бы сегодня назвал цифры 1333-1600 МГц. Все, что быстрее, стоит покупать только имея топовые комплектующие и будучи опытным оверклокером.

4. Тайминги - если очень упрощенно, то это задержки при работе с определенными функциями оперативной памяти. Обычно их пишут по формуле 7-7-7-21. Это 4 классических тайминга, относительно сильно влияющих на скорость оперативной памяти. Чем они меньше - тем лучше. Но те деньги, которые просят от нас за чуть более низкие тайминги, иногда выходят за все разумные рамки.
Здесь есть много нюансов, но они будут более интересны опытным пользователям и оверклокерам; если вам будет любопытно - я напишу о них в комментариях или в одной из следующих записей. Пока можно сказать, что не стоит гнаться за этим параметром.

Еще стоит обращать внимание на рабочее напряжение выбираемой ОЗУ. Сегодня лучше, если оно не будет превышать 1.65V. Более высокие напряжения не рекомендуются производителями процессоров и требуют знания нюансов работы встроенных контроллеров памяти.

Некоторые вспомнят о производителях. А тут и говорить нечего, так как многие используют одни и те же чипы памяти, только маркируют своим именем. Меняются наклейки, системы охлаждения и некоторые нюансы, но суть остается той же. В общем, не имеет смысла переплачивать за громкие названия.

Я надеюсь, что данный материал поможет вам выбрать оптимальный набор ОЗУ для вашего ПК без лишней переплаты и с максимальной пользой.


Игры в материале
  • Grand Theft Auto 4
28 комментариев