75 225 125923

Киноитоги года от Александра Трофимова

Все главные фильмы года и почетная номинация «О, а эта штука тоже в 2014-м вышла?»

26 декабря 2014, 14:11
Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 1
Фильмы 2014-го запомнятся мне особенно, потому что с февраля кино стало моей работой, весь год я рассказывал вам о фильмах, которые вдохновляли или разочаровывали меня, трогали или оставляли равнодушным. Для меня этот кино год, от «Робокопа» до последнего «Хоббита», от «Нимфоманки» до «Звездной карты» стал годом общения с вами. А еще – годом утечек и взломов, вытекших на свет потрохов кинобизнеса и личной жизни звезд, годом комикс-муви, карабкающегося в зенит.

В этом году вышло 4 фильма о путешествиях во времени – как физическом, так и «ментальном»: «Патруль времени», «Дни минувшего будущего», «Грань будущего», «Интерстеллар». Лично мне это кажется удивительным, не каждый год может похвастаться такой концентрацией фильмов этого поджанра.

Второе: в этом году было две экранизации классической научной фантастики, причем самых именитых ее представителей: тот же «Патруль времени» был почти буквальным переносом на экран рассказа Роберта Хайнлайна «Все вы зомби», а «Конгресс» — крайне сюрреалистичной экранизацией «Футурологического конгресса» Станислава Лема, наполовину игровой, наполовину анимационной. Что еще удивительнее, оба фильма получились хорошими.

Для начала, набросаем примерную кинокарту этого года, вспомним, какие фильмы вышли в 2014-м и из чего нам придется выбирать наших «лучших из лучших».

Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 2 YouTube
Predestination International TRAILER 1 (2014) - Ethan Hawke Sci-Fi Thriller HD
Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 3 YouTube
The Congress Official Trailer (2014) Robin Wright, Jon Hamm HD

Почетная номинация «О, а эта штука тоже в 2014-м вышла?»

Первыми мне хотелось бы перечислить фильмы, которые мы ждали, а после просмотра – забыли через пару дней. Некоторые разочаровали нас настолько, что мы рады о них не вспоминать. Некоторые изначально никто не горел желанием смотреть, несмотря на отчаянные попытки создателей завлечь зрителей в кино.

  • Ной
  • Магия лунного света
  • Джек Райан: Теория хаоса
  • Забойный реванш
  • Охотники за сокровищами (Monuments men)
  • Жажда скорости
  • Помпеи
  • Превосходство
  • Судья
  • Саботаж
  • Миллион способов потерять голову
  • Неудержимые 3
  • Робокоп
  • Малифисента
  • Дракула
  • Бегущий в лабиринте
Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 4
Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 5
Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 6

Рецензия на «Робокопа», написанная 16-го февраля, стала моим первым материалом на «Канобу», с нее начался мой путь кинокритика. И рецензия эта была положительной, вдохновленной.

Я не отказываюсь от своих слов и до сих пор считаю, что этому фильму есть, что дать своему зрителю. Тему для размышления, несколько сильных моментов и интересных находок. Но я не собираюсь врать себе, большинство зрителей вряд ли вспомнит об этом фильме, составляя свои топы, поэтому я с грустью помещаю его в эту категорию.

«Магия лунного света» — сорок шестой, если я не ошибся в расчетах, фильм Вуди Аллена. Плодовитому режиссеру 79 лет, и он по-прежнему снимает по фильму в год, не сбавляя оборотов. Я не стану списывать блеклость фильма на его возраст, он снят красиво и гармонично, мне непонятен сам выбор сюжета. Иллюзионист решает разоблачить девушку-медиума, обирающую богатых простаков своими сеансами спиритизма, но влюбляется в нее. Звучит забавно? Весьма. Вот только любой вариант развития событий, что вы себе представляете, будет интереснее того, что показывается в фильме. История просто поворачивает – неинтересно и необоснованно – и останавливается как вкопанная. Более пустого фильма я не смотрел уже давно.

Я так и не понял, зачем было снимать кино, в котором нет ни мысли, ни живых героев, ни морали, ни напряжения, где все искусственно и надуманно. Да, Колин Ферт и Эмма Стоун прекрасно играют, но этому не на что наслаиваться и поэтому все выглядит как масло, размазанное по пустоте. Фильм абсолютно ничего не дает ни зрителю ни актерам, ни режиссеру — ни эмоций, ни челленджа, ни мысли. Это вакуум в подарочной упаковке. Мне кажется, что почитание Аллена в профессиональной среде начинает вредить ему, как Лукасу. Им просто никто не осмеливается сказать, что задуманная ими идея никуда не годится.

Несмотря на этот список, 2014-й нельзя назвать годом разочарований, ведь он не принес нам некого возмутительного кинопровала уровня «Бэтмана и Робина» или «Муви 43». И все же, разочарований было достаточно, и этим списком они не заканчиваются.

Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 7

                                            Экшен/Блокбастеры

Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 8

Что-то в этом списке кажется неправильным, чего-то не хватает? Все потому, что фильмы по комиксам вынесены в отдельный список. В том числе те, которым самое место в первой категории – лент, о которых все уже забыли. Я просто хотел дать максимально полный список комикс-муви, чтобы легче было представить, как далеко зашел этот жанр. Лично я рад его развитию, но далеко не все разделяют подобное отношение. Многие актеры и режиссеры, включая того же Питера Джексона, считают фиксацию индустрии на комикс-муви угрожающей, ведь у них просто не остается выбора проектов - ты идешь снимать и сниматься в чью-нибудь комикс-вселенную или у тебя нет работы. Я люблю фильмы по комиксам, но мне тоже не по себе от того, что этот жанр отобрал место под солнцем у других жанров, особенно, у малобюджетных и среднебюджетных драм. Даррен Аронофски жаловался, что студии теперь предпочитают ставить сотни миллионов на один проект, способный принести миллиард, чем на много маленьких нишевых фильмов, которые принесут, если принесут, совсем немного. Даже таким именитым режиссерам как Даррен сложно выбивать деньги под проекты вроде «Черного Лебедя», несмотря на участие звезд и интересный сюжет, а малоизвестным и начинающим режиссерам вообще приходится туго. Как бы я ни любил Пауков и Бэтманов, они этого не стоят. Надеюсь, крен скоро выправится и мы сможем наслаждаться как десятком комикс-муви в год, так и сотней разнообразных нишевых новаторских проектов.

Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 9

                                          Фильмы по комиксам

Что до самих комикс-муви этого года, то лично для меня этот список читается почти как первая категория, как список разочарований. Не провалов, но разочарований. «Человек-паук», «Люди Икс», «Капитан Америка», «Черепашки» – от всех этих фильмов я ожидал большего. Только «Стражи Галактики» превзошли мои ожидания, но все равно не влюбили в себя до конца. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что при всем обилии комикс-муви, этот год не дал нам очередных «Хранителей», еще одного «Темного рыцаря». Он лишь подтянул середину, продвинул жанр чуть вперед, раздвинул границы и укрепил позиции, а шедевры – нет, не в этот раз. Впереди еще много шансов, будем ждать и надеяться.

Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 10
Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 11

                                                        Хм... Кино?

И, наконец, главное. Драмы, арт-хаус, «фестивальные» фильмы… Вы замечали, как сложно подобрать подходящее название для того, что, по сути, является настоящим кино – живым, свежим, глубоким, часто внеформатным, внежанровым. Это просто кино, самое настоящее и самое важное, но нам приходится придумывать целый ворох слов, чтобы выделить его из общей массы боевиков, комедий, хорроров…

Как бы то ни было, эти фильмы – основное мясо многих топов, поэтому смотрите внимательно, вдруг какие-то из этих потрясающих лент вы упустили.

На все фильмы, на которые я писал отдельную рецензию, указана ссылка. Отдельно скажу про первые десять – им посвящен подробный материал в двух частях – «10 хороших фильмов, которые вы пропустили этим летом».

  • Лок
  • Враг
  • Побудь в моей шкуре
  • Тропы
  • Шеф
  • Любовь по рецепту и без
  • Теорема Зеро
  • Хоть раз в жизни
  • Фрэнк
  • Хотел бы я быть здесь
  • Выживут Только Любовники
  • Отель "Гранд Будапешт"
  • Исчезнувшая
  • Обыкновенное сердце
  • Конгресс
  • Опасная иллюзия 
  • Возмездие 
  • Двойник 
  • Короткий срок 12 
  • Одержимость
  • Отрочество
  • Нимфоманка
  • Звездная карта
  • Теория всего
  • Игры в имитацию
  • Мр. Тернер
  • Все еще Элис
  • Несломленный
  • Ярость
Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 12

О «Возмездии», наверное, стоит сказать пару слов, ведь я ждал этого фильма довольно сильно, но он оказался не таким мощным, как мне хотелось бы. Ему помешали сдержанность и стандартность подхода, лучше бы режиссер показал историю изнутри и подобрал более точные и индивидуальные средства для ее рассказа.

Война выпихивает людей настолько далеко из мира разума и человечности, что даже целиком осмыслить их последующую трансформацию не всегда возможно. Фильм помогает понять, что в этой жизни реально попасть в тупик, совершить нечто такое, после чего уже нельзя ни вылечиться, ни спастись. И в этом он убеждает куда успешнее, чем в том, что выход есть даже из этого тупика. Спасение уже кажется вымыслом, несмотря на то, что фильм основан на реальных событиях.

Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 13 YouTube
The Railway Man Official Trailer #1 (2013) - Nicole Kidman, Colin Firth Movie HD
Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 14

                                                      Вишлист

  1. Бердман
  2. Фокскетчер
  3. Стрингер
  4. Врожденный порок
  5. Венера в мехах
  6. Сельма
  7. Самый жестокий год
  8. Детка 
  9. Дикая
  10. Голгофа
  11. Интернет-мальчик
  12. Джон уик
Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 15

Предпоследний список посвящен фильмам 2014-го, которые я еще не успел или не имел возможности посмотреть, но очень хочу. Они даже оформлены в виде отдельного топа по градусу ожидания.

Наши прокатчики отправили многие отличные фильмы в январь и февраль, что, конечно, скрасит нам зиму, когда студии стараются выпускать только фильмы, от которых ничего не ждут, но ждать придется дольше.

Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 16

                                                 Второй состав

И, наконец, мой личный топ. Составить его было не так просто. Я выделил 10 картин и понял, что несмотря на то, что некоторые фильмы я не могу назвать сразившими меня наповал, без упоминания их тоже нельзя оставить. 

Эти фильмы тоже хочется собрать в теплую корзинку топа и забрать с собой, поэтому десяток получилось две. Мои главные фильмы года и ленты, которые совесть не позволяет оставить без упоминания.

Начнем с десятки догоняющих. Она не пронумерована, потому что эти фильмы крайне сложно расставить в какой-то последовательности, они мне одинаково дороги, поэтому я не стал пытаться изобретать градации этой любви.

Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 17

                             Личный топ главных фильмов 2014

Но что же до основного топа? Оказалось, в этом году не вышло ни одного фильма, который я мог бы назвать «номером один». Было очень много сильных картин, фильмов, пронявших до глубины души, но вот личных картин для меня не нашлось. Лент, которые ощущались бы настолько же «моими», попавшими в меня, как «Вечное сияние чистого разума», «Облачный атлас», «Элизабеттаун». Они все вышли немного о другом, для других.

Естественно, это нельзя назвать их недостатком, но раз мы говорим о личных топах… я резервирую верхушку своего списка под «Бердмана», которого еще не могу посмотреть, но верю, что именно он станет для меня самым главным фильмом года. Первое место авансом... не думал, что настолько поверю какому-то фильму.

  1. Бердман
  2. Выживут Только Любовники
  3. Исчезнувшая
  4. Тропы
  5. Одержимость
  6. Рейд 2
  7. Отель Гранд Будапешт
  8. Обыкновенное сердце
  9. Враг 

  10. Фрэнк

Любопытно, что предыдущая, «догоняющая», десятка сплошь состояла из фильмов, о которых я писал в своих статьях. Исключением стал лишь «Конгресс», о котором я, впрочем, успел сказать пару слов в начале статьи. Главный же топ пестрит фильмами, которые я ни упоминал ни в одном материале, не говоря уже о том, чтобы написать о них отдельную рецензию. Как такое могло произойти? Я весь год писал о чем угодно, кроме самых лучших фильмов?

Причин две. Первая вполне тривиальна – я не успевал вовремя, не попадал на фильм во время проката или уходил в отпуска на время премьеры, смотрел на домашнем видео, когда прокат был давно закончен и так далее. Вторая причина посложнее. Я мог написать о «Выживут только любовники», мог о «Рейде 2», но не стал. Я просто понял, что мне внезапно нечего сказать. Это прекрасные фильмы, такие разные, но одинаково сильно поразившие профессионализмом, вложенным талантом, уверенностью в себе. Уже в начале года я знал, что они доберутся до топа. Но почему-то расписывать их преимущества на 8 листов как обычно мне не хотелось.

Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 18
Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 19

Последний фильм Джармуша – это очень личное и медитативное действо, сюжет там присутствует лишь формально, как экзоскелет, держащий все вместе. 

Но особенно там запоминалась кульминация, возможно самая искусная и магическая, что мне приходилось видеть. Обычно фильм достигает катарсиса в момент решающей битвы или долгожданного поцелуя, убийства или  героического подвига, а Джармуш сумел разрядить напряжение… абсолютно пустой сценой.

В ней ничего не происходит. Это супер-побочное и ничего не значащее для героев событие, но как только начинается эта сцена, ты понимаешь – это кульминация. Потому что уходит напряжение, уходят вопросы, словно тело чувствует, как переваливается вагончик через вершину американской горки – пик пройден, история движется к концу. И бурлящая волна чувств накатывает изнутри, обнажая истинное значение кульминации – это взрыв не того, что происходит сейчас, в этой сцене, а всего что происходило до этого, сама сцена может ничего не значить, дело не в ней. Вершина Эвереста без остальной горы была бы булыжником, который долго летел бы вниз. Эта сцена раскрывается как цветок, и остальной фильм укладывается в голове вокруг нее – лепестками. Не думаю, что фильм прочтется схожим образом всеми зрителями, хоть кем-то еще, поэтому, возможно, я и не видел смысла писать о нем. Но «Выживут только любовники» был и остался для меня одним из самых ярких кинособытий этого года.

Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 20
Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 21 YouTube
THE GRAND BUDAPEST HOTEL - Official International Trailer HD

«Отель Гранд Будапешт» - очередной фильм Уэса Андерсена, снятый в неповторимом стиле Уэса Андерсена с прекрасным Волан-Де-Мортом Рэйфом Файнсом и замечательной Сиршей Ронан. Если вы видели «Королевство полной луны» или «Семейку Тененбаум» или любой другой фильм Уэса, вы знаете, чего ждать. Идеальной композиции, талантливейшей работы с цветом, уникальной ванильной картинки, ансамбля лучших актеров и умилительно-сказочного сюжета, который при этом умудряется заглядывать в довольно темные углы человеческой натуры.

Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 22
Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 23 YouTube
The Normal Heart | official trailer (2014) HBO Mark Ruffalo Jim Parsons

Самым неожиданным фильмом в списке для меня самого стало «Обыкновенное сердце», рассказывающее об открытии СПИДа и о том, как неизвестная науке чума выкашивала гей-комьюнити в начале восьмидесятых. Людей, которым никто не хотел замечать, признавать как часть общества, тем более – помогать им. Кошмар неизвестности помноженный на страшные симптомы складывался еще и с ужасом этой отверженности. Фильм дает шанс посмотреть на общество «снаружи», с позиции изгоя, из окон «лепрозория», а такая возможно может дать много пищи для размышлений.

Самое интересное, что фильм не пытается быть ни каким-то новаторским арт-хаусом, ни красивым, ни драматичным, ни обвиняющим и разоблачающим, он очень спокойно и без лишней тяжести рассказывает непростую историю. Даже в прекрасном «Милке» ван Сента было больше «киношности», чем в «Обыкновенном сердце».

Его можно посмотреть уже только и-за актерского состава: Марк «Халк» Руффало, Тейлор «Джек Картер» Китч, Джим «Шелдон» Парсонс и Мэтт «Белый воротничок» Бомер сыграли, возможно, свои самые сильные драматические роли. 

Джулия Робертс вызывает улыбку тем, настолько она похожа на Дженнифер Гарнер в почти такой же роли из «Далласского клуба покупателей». Похожа и внешне и по характеру персонажей: две докторши, которые из всех сил бьются за жизни своих ВИЧ-инфицированных пациентов.

Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 24

Многие называли 2014-й годом МакКонахи, но лично для меня это год Джилленхола («Враг», «Стрингер»), Васиковской («Тропы», «Выживут только любовники», «Звездная карта»), Марка Раффало («Обыкновенное сердце», «Охотник на лис», «Хоть раз в жизни») и Джулианны Мур («Все еще Эллис», «Звездная карта», «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I»). Так же как следующие годы для меня будут принадлежать Оскару Айзеку, Адаму Драйверу, Доналу Глисону.

2014-й стал еще и годом обещаний, анонсов, больших новостей. Мы узнали о том, что увидим «Бэтмана против Супермена» и «Звездные войны: эпизод 7» еще раньше, но только в этом году все стало реальностью. Мы, наконец, дождались первых трейлеров новых частей любимых франшиз, а также долгожданных анонсов фильмов по комиксам Marvel и DC вплоть до 2020-го года.

По сути, 2014-й в плане блокбастеров и, особенно, комикс-муви был одним большим трейлером, наобещавшим нам вагон и маленькую тележку на следующие годы. Нам остается лишь надеяться, что они не обманут ожиданий.

Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 25 YouTube
Best Trailers of 2014 - Movie Mashup HD

Ясно, что этими списками не подвести все итоги года, мы еще поговорим о них в ближайшие дни, а окончательно оценить 2014-й удастся, наверное, только весной, когда мы наконец посмотрим все фильмы этого года и сможем увидеть их в ретроспективе. А пока – это был довольно неплохой год для кинозрителей, как считаете? Может, поделитесь своими топами?

Киноитоги года от Александра Трофимова - Изображение 26 Vimeo
THE 25 BEST FILMS OF 2014: A VIDEO COUNTDOWN

[Update] Абсолютно сногсшибательный ролик сделал британский журнал Little White Lies, нарезав 25 лучших по их мнению фильмов года в один каунтдаун под музыку из этих же фильмов. Вроде, нарезать мэшап - дело нехитрое, их много наделали. Но когда смотришь этот, понимаешь что искусство монтажа и улавливания рифм и контрапунктов никто не отменял. Потрясающая работа.