10 июля 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Mass Effect 3 - В чём же виноваты разработчики?

С выхода Mass Effect 3 прошло уже больше года, однако боль некоторых фанатов серии (включая меня) всё не утихает. Я помню обещания, я помню напряжённое ожидание, я помню, как первый раз прошёл игру и долго не мог понять, когда же всё пошло не так и в чём же виновны разработчики перед нами, игроками. Сейчас, после выхода всех DLC, после расширенной концовки я чётко могу сказать, где же разработчики ошиблись. Всё дальнейшее - исключительно моё мнение. Вы можете быть не согласны с ним, вы можете ненавидеть его, но всё, чего я хочу, так это донести свою точку зрения и посмотреть, изменятся ли ваши взгляды после того, как вы его рассмотрите.
С выхода Mass Effect 3 прошло уже больше года, однако боль некоторых фанатов серии (включая меня) всё не утихает. Я помню обещания, я помню напряжённое ожидание, я помню, как первый раз прошёл игру и долго не мог понять, когда же всё пошло не так и в чём же виновны разработчики перед нами, игроками. Сейчас, после выхода всех DLC, после расширенной концовки я чётко могу сказать, где же разработчики ошиблись. Всё дальнейшее - исключительно моё мнение. Вы можете быть не согласны с ним, вы можете ненавидеть его, но всё, чего я хочу, так это донести свою точку зрения и посмотреть, изменятся ли ваши взгляды после того, как вы его рассмотрите.

Начну я с очень спорной теории индоктринации. После выхода оригинальной версии игры данная теория стала спасительной соломинкой для всех тех людей, кому финал показался чудовищным. Я был одним из самых ярых защитников теории, даже перевёл двухчасовой фильм Джулиана Клука, в котором объяснялось, как же Extended Cut повлиял на ТИ. Сейчас, однако, мой пыл стух. Почему?

Да потому, что вся ценность теории была в том, чтобы сделать “фальшивый финал”, а затем показать истинное положение дел. Это был бы отличный поворот, красиво выдержанный и оправдывающий многие ляпы. Представьте, вы проходите игру, нам показывают финальную катсцену, все грустят, но через месяц выходит бесплатный DLC, который выворачивает всё происходящее наизнанку. Индоктринации хоть и уделялось место в сюжете, но сам процесс большую часть времени служил лишь оправданием для того, чтобы сделать тех или иных персонажей противниками. Опять же, Шепард не сверхчеловек, он обычный солдат с сильной волей, но даже она не бесконечна. С одной стороны, понятно, что сны с мальчиком - всего лишь образ оставленных землян, но тогда стоит только посочувствовать разработчикам. Серьёзно? У вас была потрясающая идея, как вывернуть всё повествование наизнанку и совершить сюжетную находку десятилетия, прибавим к этому хайп фанатов и получаем не только коммерчески успешный продукт, но и поощрение общественности, красиво законченную историю, не говоря уж об оправданном культовом статусе.

Многие считали, что в момент, когда капитан выбирал контроль над Жнецами, последние сами порабощали Шепарда

Многие считали, что в момент, когда капитан выбирал контроль над Жнецами, последние сами порабощали Шепарда

Многие говорят, что у Bioware было недостаточно времени, чтобы сделать игру, что им помешал слив сценария в сеть и поэтому им нужно было время, чтобы сделать всё лучше и написать новую концовку. На это у меня один ответ: херня собачья.

Возможно многие из вас в ожидании выхода игры ловили каждый намёк, каждую новость так же трепетно, как и я, поэтому не пропустили оригинального сценария. Сюрприз - между ним и тем “новым” финалом, который мы получили 7 марта 2012 года, нет никакой разницы.

Логика финала, раскрытая в паре предложений

Логика финала, раскрытая в паре предложений

Нам солгали. И эта ложь была не единственной. Кейси Хадсон во множественных интервью обещал, что финал ответит на все вопросы, заданные трилогией, и не будет такого момента, что игрок в конце встретится с развилкой и ему будут предложены варианты A, B и C, что сделанные выборы будут влиять на повествование, менять его, что финал будет базироваться на множестве факторов, которые в итоге сведутся в картину, когда игрок поймёт - каждый из его выборов в финале действительно имел значение.

Что в итоге? Оставшиеся без ответов вопросы, бездарно слитые персонажи, косметические изменения от выборов, развилка в стиле A, B и С, плюс убитая на корню идея, которая шла через всю трилогию: “Наша сила в том, что наши виды различны”. Даже старый и недобрый протеанин Явик высказывает идею, что их победили именно потому, что власть в Империи была слишком централизованна, власть пыталась привести все виды к какому-то одному знаменателю, на что Лиара высказывает мысль, что благодаря различиям видов у этого Цикла ещё есть шанс на победу. Но вот, близится финал и…

Синтез - идеальное решение, победа на все века.

Погодите, но что насчёт того, что преступления Жнецов непростительны и сама идея существования подобных машин - извращение над природой и порядком вещей? Что насчёт отрицания гетами власти Старых Машин и поиск собственного пути? Ведь кроганам тоже навязали определённый образ жизни и гляньте, что с ними стало. А ведь здесь речь идет об эволюции_ всех видов_. К тому же, без вопросов тоже не обошлось. Что насчёт остальных рас? Что для них значит эволюция в один вид, кроме лёгкого позеленения кожи? Опять же, синтез совершенно не исключает дальнейших войн, вся история человечества - это войны, когда представители одного вида убивают своих же собратьев. Что же теперь изменилось? Да, и не забываем высказывание СУЗИ, которая готова была погибнуть, но не стать частью армии Жнецов, да и вообще сблизится с ними. Далее - почему Шепард ни с того ни с сего вообще решается на подобный ход? Он ведь столько времени консультировался с людьми и инопланетянами, что окружали его, чтобы решить, какое решение стало бы идеальным для всех рас, но в ситуации, когда его решение значит судьбу целого Цикла, он выбирает не задавать лишних вопросов, наплевать на все свои прошлые устремления и послушать советы голограммы, которая потенциально является главным Жнецом, только из-за того, что эта голограмма символизирует всех землян, которых капитан оставил?

Почему, Шепард, почему?!

Почему, Шепард, почему?!

Нам ясно показывали, что капитан - здравомыслящий человек, чьё поведение подчиняется логическим законам и всегда оправданно сложившейся ситуацией. Не разумнее ли было бы, что в ситуации, когда Шепарду неожиданно выдают новую информацию, о которой до этого вообще не было и речи (об этом немного позже), он выберет “проверенное” решение, решение, к которому он стремился всю трилогию - уничтожение Жнецов?

По поводу “новой информации”. Знали ли вы, что Кейси Хадсон и Мак Уолтерс отняли работу сценаристов, чтобы написать свой финал? Финал, который загубил все начатые раннее сюжетные линии, ведь его авторы не имели ни малейшего понятия, к чему вообще всё вело? О каких “ответах на все вопросы” вообще идёт речь, давайте-ка лучше выдадим на гору кучу новых фактов, которые предвидеть было просто невозможно? Показателен вот этот план:

Mass Effect 3 - В чём же виноваты разработчики? - фото 4

То есть Хадсон сначала всем пообещал, что на все вопросы будут даны ответы, а потом на пару с Уолтерсом решил, что обсуждения в Интернете и чёрный пиар важнее красивого и правильного завершения трилогии.

Казалось бы, теория индоктринации была бы просто идеальна для данной ситуации, ведь всё происходящее в финале можно списать на галлюцинации Шепарда. И, чёрт возьми, я до сих пор считаю, что такой вариант был бы предпочтительнее того безобразия, что мы получили в итоге.

У Bioware была одна задача - исполнить данные фанатам обещания. И они её с треском провалили. А ведь нелогичный, выбивающийся из происходящего в трилогии финал можно было бы исправить - в конце концов, был анонсирован Extended Cut, которым можно было бы поменять положение вещей, показать, что выборы игроков важны, что в финале всё же есть логика. Но разработчики утверждали, что они ничего не меняли, лишь расширили. Ещё одна ложь.

В оригинальных концовках ретрансляторы явно взрывались, а, как мы знаем из DLC “Прибытие”, это влечёт за собой почти полное уничтожение всего живого в системе. Теперь же ретрансляторы лишь немного повреждаются в концовке “Уничтожение”. И - барабанная дробь! - теперь мы знаем, как их починить!

Но позвольте, что же насчёт разговоров во второй части о том, что мы ничего не знаем о ретрансляторах, не хотим их исследовать и строить свои? Я думаю, что за полгода мало что успело бы измениться, особенно на фоне активной подготовки к войне со Жнецами. Но нет, “мы починили ретрансляторы и жили долго и счастливо”. Почему бы не уделить пару строчек новой концовки объяснению, как же это всё-таки произошло? Bioware, вы потратили столько времени, чтобы донести до нас свои ламерские принципы, по которым действуют Жнецы, но теперь не можете ответить на такие простые вопросы? Напишите, чёрт возьми, что расы Совета выкопали технологию ретрансляторов у мёртвых Жнецов, сценаристы от этого не надломятся.

И да, финал со статичными картинками и закадровым текстом тоже довольно слабо со стороны разработчиков. Сам по себе принцип вполне ничего, он мне нравился в Fallout, но именно потому, что был сделан правильно. Здесь - абсолютное творческое слабоумие и импотенция. И не надо мне говорить, что это открытый финал. Финал вполне закрытый, другое дело, что в какой-то момент сценаристы сдулись и забили на всё. Для открытого финала должна быть сила конфликта, определённые предпосылки, благодаря которым оба (или больше) исхода ситуации возможны.

Финал “Хранителей” - журналистам подкидывают дневник Роршаха. Они могут опубликовать его, и общественность всколыхнётся, но с тем же исходом может не произойти ничего, потому что Роршах - преступник, а журнал, в который он отправил свой дневник, считается слишком “правым”. И это в произведении, в котором финал и дальнейшие события неважны, так как всё происходящее является комментарием автора на общество того времени.

В Mass Effect же нас всегда в первую очередь интересовала вселенная и персонажи. Да, был эпилог в Лондоне, из которого можно сделать определённые выводы про судьбу кроганов. И всё. Я не знаю, что произошло с турианцами, как они реагировали на гибель Палавена, как жили кварианцы, я не увидел их печали по поводу гибели гетов. Я не знаю, что стало с Советом, да я даже не знаю, что на самом деле произошло с Цитаделью и какое значение кроме циферок имело вооружение самообороны. Что стало с командором Бейли и остальными обитателями центра рас Совета? Ничего из этого не имело значение, так как в финале закадровый текст скажет нам “и жили они долго и счастливо”. Погодите-ка секундочку, вы столько заявляли о важности моих выборов, что я требую, чтобы вы показали мне результаты.

Суть "выборов" концовки трилогии

Суть “выборов” концовки трилогии

Скажем, если Рекс остался жив, генофаг излечен и вообще Шепард был “героем”, то кроганы получат своё заслужённое место в Галактике, наладят отношение с турианцами и саларианцами, будут жить на отведённых им планетах и заниматься искусством. Пусть покажут турианцов, их отношения с новым примархом, пусть покажут кварианцев в их новом доме и их мысли о том, что же стало с гетами. Пусть покажут новый Совет, новую живую Галактику, дальнейшие судьбы членов команды. Fallout 2 вышел в 1998 году, но уже тогда знал, как показать значения твоих решений. И сделали они это с помощью статичных картинок и закадрового текста.

Возвращаясь к самому вкусному, а именно к нарушенным обещаниям. Чтобы дождаться ответа на главный вопрос “Кто создал Жнецов?”, пришлось ждать несколько месяцев дополнения, которое должно было быть в самой игре, так как раскрывает слишком много важных деталей и при этом является лучшим дополнением повествованию, потому что хотя бы ссылается на то, что ждёт нас в финале! Но при этом является дополнением платным и запоздавшим. Смотрим выше на обещания ответить на все вопросы, смотрим ниже на дополнение, которое раскрывает ответ, который должен был быть изначально в самой игре. За деньги. Стучим себя по голове и проклинаем Bioware. И да, ко всему этому - дополнение НЕ ЯВЛЯЕТСЯ главной частью сюжета и совершенно необязательно для прохождения. Как только все факты собираются в единую картину, приходит понимание, что сценаристы вообще не задумывались о происхождении Жнецов и их мотивах. Они были вписаны на последних этапах разработки Солнцем Нашим Хадсоном и лиарофагом Уолтерсом. За всю игру лишь одна отсылка к истинному назначению Жнецов, да и то лишь фраза, что ягов они не трогают. Катализатор вообще мог быть чем угодно, фраза о том, что Горну нужен Катализатор не даёт абсолютно никакого представления, что ждёт нас в финале. Разговор со Жнецом на Раннохе? Обычные угрозы в стиле Властелина и Предвестника, которые, к слову, тоже теперь лишились какого-либо веса и значения, так как нам-то известно, кто такие Жнецы на самом деле. Мы прекрасно понимаем их мотивы, а ведь столько людей бросалось на амбразуры чтобы доказать, что это никак не противоречит фразе “мы вне вашего понимания”. А потом, когда поднялась волна негодования, сценаристы поняли, что нужно как-то всё запаковать и начали писать оправдания к Extended Cut, а уже позже - “Левиафан”. То есть сначала мы получили незаконченный продукт, после которого разработчики выдали “Вы совершенно не так всё поняли!” и в следующих дополнениях дали информацию, которая полностью выворачивает на изнанку сказанное заранее. Я смеюсь над людьми, которые заявляют, что поняли всё с самого начала, ведь то, что было сказано в дальнейшем, меняет многое на корню.

Mass Effect 3 - В чём же виноваты разработчики? - фото 6

После всего, остаётся лишь один вопрос: серьёзно, Bioware? То есть всю трилогию мы сражались со Жнецами, главной проблемой было их стремление уничтожить всю жизнь в Галактике, а в конце выясняется, что ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ БЫЛ КОНФЛИКТ СИНТЕТИКОВ И ОРГАНИКОВ? Тот конфликт, которому, от силы, даётся одна шестая часть сюжета от всей трилогии, в то время как остальное время мы сражаемся с самими Жнецами и их агентами? Вау. А я-то жаловался, что информацию, на которую не было предпосылок, сообщают в последние пятнадцать минут. То есть, серьёзно, если трезво взглянуть на ситуацию, мы увидим, что этому конфликту уделялось вот что: геты в ME1 и разговоры с Явиком. Но тут важно дать контекст этим ситуациям: конфликт с гетами спровоцировали сами Жнецы, а, по словам Явика, конфликт с ИИ в цикле протеан был решён намного раньше начала войны со Жнецами. И мы получаем ситуацию, когда совершенно высосанный из пальца конфликт вдруг становится ВЕДУЩЕЙ ТЕМОЙ трилогии. И в конце, когда намного важнее единство рас, несмотря на их различия, когда важно братство и отмщение Жнецам за все их преступления, мы понимаем, что участвуем в войне, к которой у нас вообще никакого отношения! Мы воевали против гетов, которых науськали Жнецы, иначе мы бы с ними вообще никаких проблем не имели, ведь у нынешнего Цикла нет почти никаких предпосылок на создание ИИ, так как после конфликта с теми же гетами Совет наложил вето на самообучающиеся машины. В чём наша вина?.. Нет, мы всё равно сражаемся со Жнецами. Опять же, повторюсь, воюем на войне, которая не имеет ни малейшего смысла. И именно поэтому я постоянно повторяю, что хотел бы, что Шепард погиб, но в ситуации, когда его смерть действительно имела значение, а не просто БЫЛА. В нынешних обстоятельств только уничтожение Жнецов имеет смысл - оправданно устремлениями всех рас, желаниями Шепарда и его убеждениями и тем, что такие существа, как Жнецы, не должны были существовать. Как по мне, это должно было быть единственным выбором, а вся развилка - возможность включить сюда теорию индоктринации. При этом лучше бы уделили внимание тому, как повлияли наши решения на всю Галактику, какова дальнейшая судьба рас и персонажей, которые были с нами в команде. И никаких проблем с продолжением, так как выбор всего один, ведь Жнецы лишь пытались контролировать нас, чтобы достичь своих целей, а истинные их мотивы так и остались нам неизвестны, так как постичь их мы всё равно не можем.

В общем и целом, Mass Effect 3 - один большой бардак, который разработчики могли исправить, но не сделали этого. Гордость, чувство собственного величия, смелость и слабоумие - как это ни называй, факты остаются фактами - Bioware явно исчерпала кредит доверия, успев задолжать своим фанатам. Фанатам, которые отдавали деньги студии, которые потратили пять лет на трилогию, которая обернулась одним большим пшиком. Фанатам, которые, собственно, и поспособствовали крупным продажам первых двух частей серии и возвели Bioware на пьедестал почёта. Виновна ли вся студия? Нет. Виновен ли Кейси Хадсон? Определённо. Что можно было исправить? Можно было вспомнить, о чём была речь в предыдущих частях и сделать новую концовку, которая бы не конфликтовала с фактами.

Но трилогия завершена. Вышел DLC “Цитадель”, Шепард попрощался со своей командой и с игроками. Почти половина команды, что работала над первой и второй частью, отсутствовала уже к началу создания третьей части. Нет смысла возлагать надежды на следующую часть, если над ней будут работать те же самые люди. А вот Dragon Age III, ввиду переноса даты релиза, может выйти вполне ничего. Ведь в студии работают совсем не дураки. Разработчики видят реакцию игроков, видят, какие ошибки они совершили, но даже если они их не признают, то всё же берут во внимание.

Так что, возможно, не всё ещё потеряно. И тем не менее, верить им стоит с большой опаской.

Надеюсь, вам понравилась эта статья. С вами был BRC. До выхода следующей игры!

Mass Effect 3 - В чём же виноваты разработчики? - фото 7

UPD: Понимаю, что стоило это сделать сразу, но лучше поздно, чем никогда. У многих наверняка возникло ложное впечатление (хотя, скорее, они сами в этом себя убедили), что я сторонник финала, в котором Шепард выжил и воссоединился со своей любимой (или, ха-ха, любимым). Но правда в том, что я больше сторонник трагических финалов. Какой же я вижу концовку?

В идеале, Жнецы должны были быть невероятной угрозой, которую невозможно победить “в лоб” (как это было в первой части). Из-за того, что они настолько древние, нам бесполезно пытаться постичь их мотивы, да и они сами не торопятся делиться своими мыслями. И даже Шепард, который до этого умудрялся выжить в самоубийственной миссии , да и вообще выходил победителем в невероятных ситуациях, должен был напрячь все силы для достижения победы. И, пытаясь спасти всех от расы древних машин, с которыми бесполезно воевать или пытаться договориться, Шепард бы погиб. Тогда бы не было такого разрыва между атмосферой первых двух частей и атмосферой третьей. Да, Шепард крут, однако Жнецы слишком сильны и не ведут переговоров, и даже капитан с его бесконечной изобретательностью смог победить их, только принеся в жертву свою жизнь.

Комментарии 147
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
The Black Templar
The Black Templar
SkyValeeera
SkyValeeera
Ответ прост: разрабам отвели практически полтора года на разработку игры. Вот и результат - игра вышла быстро (по настоянию майков), но не такой хорошей...