102 61 10234

Максим Самойленко. Два слова о Dishonored

8 мая 2013, 16:41
Максим Самойленко. Два слова о Dishonored - Изображение 1
В честь выхода Dishonored: The Knife of Dunwall ночью допрошел, наконец, Dishonored и хочу сказать по этому поводу две вещи.Во-первых, страшно недооценено, насколько грамотно в ней осуществлена интеграция нарратива в геймплей - что производит, кстати, очень мощный эффект. Ключевой темой в Dishonored является не история про Адмирала-заговорщика и его друзей, вероломно решивших свергнуть регента, вероломно свергшего императрицу (здесь как раз все действительно слегка банально и без сюрпризов). Ключевой является тема Outsider'а, которая кровавой красной нитью проходит не столько даже сквозь сюжет, сколько сквозь материю, что ли, этой игры и этой вселенной. В игре очень занятный религиозный мотив. Обратите внимание: у единственной официальной религии в Даунуолле, Abbey of the Everyman, нет никакого признанного божества - здешние церковники определяют моральный императив, выступают spiritual watchdog, сжигают на кострах неугодных, одобряют технический прогресс, занимаются астрологией. Это, в общем, не совсем религия - по сути, Abbey как раз всеми силами борется с любыми проявлениями непознанного и мистического. В этом, кстати, важное отличие Abbey от тех же Хаммеритов из Thief, с которых этот орден во многом скопирован - у Хаммеритов как раз есть божество в лице The Builder и есть своя действующая "святая" магия.

С другой стороны есть Outsider, некий загадочный персонаж, который, в общем, можно с натяжкой назвать местным богом (хотя нигде прямо не заявляется, что Outsider создал вселенную - скорее, он ее некий побочный продукт). Что важно, этот бог выше понятий добра и зла, скорее он выступает наблюдателем, который вправе выдать каждому человеку неограниченную власть, а затем сесть и, потирая руки, смотреть, что этот человек с данной ему властью сделает. Несмотря на свою отстраненность, Outsider все же предстает отрицательным персонажем, искусителем, который соблазняет людей творить зло. В мире Dishonored всего несколько персонажей, которые получили от Outsider'а сверхспособности - и игра очень наглядно демонстрирует, насколько изуродованными стали их жизни после этого события. Главная трагедия в жизни Корво происходит не в момент смерти Императрицы и заточения в тюрьму, а позже, когда он начинает вытворять совсем уж дикие вещи при непосредственном участии игрока. Outsider дает Корво (и игроку в его лице) колоссальные возможности по учинению смертоубийства: режь, стреляй, жги, натравливай крыс, сбрасывай с крыш, своди с ума - веселись, в общем, как хочешь! Но потом спрашивает со всей строгостью: ну и в кого ты превратился, друг? Посмотри на себя.

Повторюсь, это реализовано сразу на двух уровнях: методами геймплейной механики (система Хаоса) и повествовательными инструментами. Если вы поддались соблазну воспользоваться кровавыми ирушками, данными вам местным богом, вы щедро расплачиваетесь: игра подбрасывает вам все больше врагов, weeper'ов, дикие своры крыс; в какой-то момент все превращается в полную вакханалию, и даже если позже вы решаете снизить градус и попробовать допройти Dishonored в стелсе, это получится вряд ли - слишком суровым и ожесточенным становится мир вокруг вас. Финальная миссия на маяке в зависимости от уровня Хаоса меняется вообще кардинально: если вы прошли игру аккуратно и без особой крови, вы приплываете на остров, омываемый тихим и спокойным морем, над вашей головой солнце и голубое небо; если же резали всех направо и налево, то море штормит, на небе тучи, бушует гроза с громом и молниями, ключевые персонажи страшно ругаются. Что касается нарратива, то и здесь игра чутко реагирует на ваши действия: мир мрачнеет на глазах, персонажи, и без того не самые положительные, в кратчайшие сроки превращаются в в совсем уж законченных сволочей, и даже Эмили начинают рисовать всякие ужасы из своих ночных кошмаров, а не радуги и маму с папой. Все это - цена слабой воли вас как игрока и вашего персонажа как личности, не сумевшего справиться с собственной злостью. А значит, Outsider стал свидетелем редкого и кровавого зрелища, которое ему, очевидно, нравится - как и события из искореженных жизней Дауда или старухи Granny Rags.

Dishonored - невероятно мрачная игра в том числе и потому, что в ней почти нет добра: местный бог соблазняет людей на совершение дикостей; религия является инструментом репрессий и поддержания тирании, не неся никакой внятной положительной социальной роли; и только трогательные отношения между дочерью и отцом (которые случаются только в результате хэппи-энда) являются неким лучиком во всей этой темной истории.

Ну и во-вторых, собственно геймплей. Я не очень понимаю людей, которые ругают Dishonored за какую-то там разбалансированность и разобранность - эти же самые люди, кстати, ранее хвалили Deus Ex: Human Revolution, который в принципе такой же sandbox и который при очень большом желании можно ругать за то же самое. Напротив, как я уже писал выше, в отличие от многих предыдущих immersive sim'ов, Dishonored реагирует на ваш стиль игры и подстраивается под него. И как и любой immersive sim, при желании, конечно, его можно сломать - но ругать за это Dishonored глупо примерно так же, как критиковать BioShock Infinite за отсутствие стелса и головоломок. Dishonored, конечно, ставит некие рамки и требует от игрока действовать в них - но так делает практически каждая игра, если она, конечно, не является аркадой on rails. Immersive sims, я напомню, фундаментально являются ролевыми играми от первого лица, а значит, подразумевают некий отыгрыш роли. Естественно, игра покажется вам скучной, если вы наплюете на сеттинг и историю, понесетесь вперед со всех ног и забьете на исследование мира, которое является фундаментальной ценностью этой игры - ровно точно так же можно сломать и Bioshock, и Deus Ex, и Thief. Не обвиняйте игру, если вы не понимаете, как в нее играть.

С точки зрения геймплейных механик Dishonored - образцовый immersive sim, во многом новаторский; он предоставляет колоссальную свободу, дает массу инструментов, большие и очень открытые пространства (значительно более открытые, чем в DXHR), работает и как стелс-игра, и как экшен, реагирует на ваши действия. Это очень многослойная игра, в которой вы будете открывать для себя новые вещи из раза в раз. В ней совершенно выдающийся world building и промдизайн - наверное, один из наиболее запоминающихся в играх. Первым же человеком в списке благодарностей в финальных титрах стоит Даг Черч - конечно, неспроста.

Да, Dishonored не хватает цельности и драмы, она местами рассыпается на отдельные элементы (не как геймплей, а как арт-проект) - это, конечно, не монументальное дизайнерское достижение калибра Thief и не повествовательная вершина уровня Bioshock. Но это очень и очень крутая, амбициозная, красивая и глубокая игра, и она заслуживает всех десяток и наград, которые получила.

Рецензию на игру можете прочитать тут.

Этот текст изначально был размещен на facebook-странице Максима Самойленко и публикуется с его разрешения.

Об авторе: Максим Самойленко - в прошлом автор PC Gamer RE, главный редактор gameslife.ru, редактор Канобу, ныне PR-Менеджер 1C-Softclub.


Игры в материале
  • Dishonored
  • Dishonored: The Knife of Dunwall
61 комментарий