Культпросвет: Мономиф для чайников
Сегодня все сюжеты так или иначе состоят из клише. Они повторяют друг друга, перекликаясь, будто эхо в бесконечном каньоне. Нарния звенит в унисон Библией и Властелином Колец, свежая Хроника копирует Кэрри и Акиру. Стивен Кинг переписывает у Ричарда Матисона, тот подражал американским фантастам “Золотой эры”, а на ее авторов повлиял Лавкрафт, который кое-что передрал у Эдгара По. И это нормально. Никто не сочиняет истории в вакууме. Мы живем в культуре, где текст существует тысячи лет, и наши предки давно успели придумать все неожиданные повороты.
Одним из тех, кто понял это в 40-е, был антрополог по имени Джозеф Кэмпбелл. Он разбирался с древними мифами и заметил, что все они так или иначе повторяют друг друга. В независимости от разделявшего их расстояния, разные авторы разных народов как будто сочиняли одну историю. Шумерский Гильгамеш в общих чертах напоминал английскую легенду о короле Артуре, индийскую Рамайяной, греческую сагу о Аргонавтах.
Кэмбелл разобрал все эти истории и много других и вывел общую формулу. Антрополог назвал ее “мономифом” и рассматривал, как архетип эпичных историй. Она подробно описана в книге “Герой с тысячью лиц”.
Вот эта формула в чуть сокращенном виде:
1. Герой – гражданин обыденной жизни, ест хлеб, пьет чай, но вдруг ему на голову сваливается “инвайт в приключения”.
2. Герой, скорее всего, отказывается. Все знают, как это бывает: семья, работа, любимый БДСМ-клуб.
3. Однако тут приходит на выручку “сверхъестественная помощь”. Предположим, совет или пинок от мудрого учителя-старика.
4. Герой переходит порог между обычной вселенной и миром приключений.
5. И жалеет о своем решении. Начинается инициация, герой проходит череду тяжелых испытаний.
6. Заодно встречает “Богиню”. Это может быть женщина или, скажем, луч света. Он (она-оно) будет олицетворять все светлое в этой истории. В этот же момент герой может потерять девственность.
7. После чего его ждет конфликт с главным злодеем-авторитетом.
8. И, конечно, перерождение. Пройдя череду испытаний, он уже никогда не будет прежним.
9. Затем герой схватит главное сокровище истории, то, зачем он отправился в путь.
10. Перейдет порог между двумя “мирами”
11. И вернется в исходную точку.
Замечу, что схему не стоит рассматривать, как жесткий каркас, в зависимости от истории, ее кусочки могут пропадать совсем или меняться местами.
Это было бы обычным исследованием, если бы про мономиф не узнал Джордж Лукас, за которым подтянулись студенты киношкол и молодые писатели. Постепенно, из архетипа мономиф превратился в шаблон. “Герой с тысячью лиц” стал настольной книгой начинающих авторов и его начали использовать, как каркас для новых сюжетов. Король Лев, Матрица, Гарри Поттер – все эти и многие другие истории написаны по схеме мономифа. Симба, Нео, Гарри fucking Поттер – каждый из них отправился на приключения, покинул привычный мир, встретил ментора и “богиню”, прошел череду испытаний. Каждый из них почти умер и вернулся чуть-чуть другим.
Сегодня мономиф используют, как во имя добра, так и наоборот. Некоторые критики переживают, что схема постепенно превращается в “книжку-раскраску” для авторов, которые, не понимая, как работает мономиф, боятся отойти от шаблона на один шаг. Приблизительно так в фильмах и книгах появляются бестолковые сцены с возвращением домой и блядоватые ненужные “богини”.
И тем не менее у мономифа – светлое будущее. Скажем, в последнее время “Герой с тысячью лиц” стали открывать для себя сценаристы видеоигр. Кен Ливайн написал по нему Bioshock, разделив обыденный и магический мир тонкой плоскостью водной поверхности. Лаконичная Limbo утянула из схемы крохотные черты (“богиню” и цикл). Видно, что мономиф идет играм на пользу.
PS: Отдельно стоит упомянуть Bioware, которая обвязала мономиф вязанкой собственных штампов и успела заездить до безобразия.