24 декабря 2017Киберспорт
Обновлено 22.08.2019

Как попасть в киберспорт

Не все игроки в киберспорте, собственно, как и в большом спорте, добиваются успеха и становятся популярными — можно заявить о себе, например, в качестве менеджера или комментатора. Главное желание и, конечно, деньги. А отучиться на киберспортивного специалиста теперь возможно не только в Китае или США, но и в России. Да, в нашей стране появляются курсы и отдельные школы, и даже открываются киберспортивные специальности в ВУЗах. Мы расскажем, куда пойти учиться, чтобы стать киберспортивным специалистом.
Не все игроки в киберспорте, собственно, как и в большом спорте, добиваются успеха и становятся популярными — можно заявить о себе, например, в качестве менеджера или комментатора. Главное желание и, конечно, деньги. А отучиться на киберспортивного специалиста теперь возможно не только в Китае или США, но и в России. Да, в нашей стране появляются курсы и отдельные школы, и даже открываются киберспортивные специальности в ВУЗах. Мы расскажем, куда пойти учиться, чтобы стать киберспортивным специалистом.

Если раньше многие хотели стать космонавтами, летчиками, капитанами дальнего плавания и учеными, то сейчас список профессий не только увеличился, но и кардинально поменялся. Появились профессии будущего типа архитектора виртуальной реальности, сити-фермера и IT-генетика. Однако специальности, связанные с киберспортом, заслуживают отдельного упоминания. Игры перестали быть просто увлечением, став профессиональным занятием для нынешней молодежи.

Как попасть в киберспорт - фото 1

Вроде еще вчера мы собирались в душных и малоосвещенных подвалах, называемых компьютерными клубами, а сегодня собираемся в чате трансляций и обсуждаем матчи с участием ведущих игроков в Counter-Strike или Dota, не выходя из своего дома. Киберспортивные турниры плавно переехали из подвальных помещений на спортивные арены мира, а киберспортсмены стали получать неплохие деньги. С появлением специализированных школ киберспорт окончательно приобрел статус профессионального спорта. Только в отличие от большого спорта, профессиональным игроком может стать любой киберспортсмен вне зависимости от возраста.

На фото победитель Кубка России по FIFA 17 Кирилл Ординарцев и 12-летний фифер Игорь Логинов.

На фото победитель Кубка России по FIFA 17 Кирилл Ординарцев и 12-летний фифер Игорь Логинов.

Понятно, что не всем дано стать успешными киберспортсменами. Однако шанс заявить о себе в молодой, но популярной индустрии есть у каждого. Как быстро киберспорт пробрался на телеэкраны, также быстро он проник и в образование. Сегодня получить киберспортивное образование можно во многих учебных заведениях мира, в том числе и в России. Первые киберспортивные школы в нашей стране стали открываться в конце 2000-х, а через несколько лет об открытии киберспортивной специальности и кафедры киберспорта объявил один известный российский ВУЗ.

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

  • Специальность: «Теория и методика компьютерного спорта»
  • Срок обучения: 4 года (бакалавриат с наличием бюджетных мест) и 2 года (магистратура с наличием бюджетных мест)
  • Форма обучения: очная, заочная, очно-заочная
  • Кем работают выпускники: судьями, тренерами (в спорте и киберспорте) и организаторами турниров
  • Цена вопроса: 120 тыс. рублей за курс
  • По окончанию обучения выдается: диплом о высшем образовании государственного образца бакалавра «Физической культуры»
В сентябре 2017 года Минобрнауки РФ признало Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма эффективным высшим учебным заведением.

В сентябре 2017 года Минобрнауки РФ признало Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма эффективным высшим учебным заведением.

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (сокращенно РГУФКСМиТ) действительно стал первым российским ВУЗом, который согласился на рискованный эксперимент, открыв прием абитуриентов на специальность: «Теория и методика компьютерного спорта» по направлению «Физическая культура». Стоит отметить, что киберспортивная специальность в университете существует по сей день. В настоящий момент на четырех курсах очного отделения обучается 56 киберспортивных студентов.

На первых двух курсах студентам преподают дисциплины (философию, психологию, биохимию, анатомию человека и др.) из основной программы направления «Физическая культура», а с третьего курса — предметы непосредственно по специальности: менеджмент в киберспорте, организация киберспортивных чемпионатов, теория и методика компьютерного спорта, история киберспорта и спортивно-педагогическое совершенствование.

Для поступления на киберспортивную специальность абитуриент должен предоставить приемной комиссии результаты ЕГЭ по русскому языку и биологии. Также будущий киберспортивный специалист должен пройти тест по определению когнитивных способностей и сенсомоторной реакции и спортивное испытание на выбор — бег на 1000 метров, подтягивание на перекладине или прыжки в длину с места. Учитывайте, что обучение на этой специальности (собственно, как и на любой другой) не бесплатное — придется отдать 120 тыс. рублей за один курс.

Студенты киберспортивной специальности РГУФКСМиТ работают судьями и организаторами на региональных и всероссийских киберспортивных чемпионатах.

Студенты киберспортивной специальности РГУФКСМиТ работают судьями и организаторами на региональных и всероссийских киберспортивных чемпионатах.

Владимир Прокуронов.

По словам одного из преподавателей РГУФКСМиТ Ярослава Гирякова, выпускники кафедры киберспорта имеют практически стопроцентные шансы найти работу в отрасли, так как в настоящий момент ощущается острый дефицит профессиональных кадров в компьютерном спорте.

Большинство студентов третьего и четвертого курса уже работают в отрасли. Кроме того, кафедра киберспорта плотно сотрудничает с Федерацией компьютерного спорта Москвы, Mail.Ru и несколькими компаниями, занимающимися организацией киберспортивных мероприятий, а также с рядом разработчиков компьютерных игр. Среди них Blizzard и Ubisoft. С последними у нашего университета есть подписанное соглашение о сотрудничестве.

Хотя некоторые студенты и жалуются на то, что в университете лишь малая часть преподавателей понимает как обучать киберспортивных специалистов, Владимир Прокуронов, обучающийся на 4 курсе, считает, что всему виной их халатное отношение к учебе:

К сожалению, некоторые студенты халатно относятся к учебе в целом, злятся из-за задолженностей по учебе и это выливается в подобные сообщения с их стороны. Не прогуливали бы они, получали бы знания, которые необходимы спортивным деятелям в киберспорте, тогда все было бы иначе. Да, преподаватель по теории спорта может не знать о Dota 2 или Counter-Strike, но это и не его сфера деятельности. В ВУЗе не учат на спортсмена. У нас хватает киберспортивных дисциплин.

На киберспортивной специальности РГУФКСМиТ обучаются как парни, так и девушки.

На киберспортивной специальности РГУФКСМиТ обучаются как парни, так и девушки.

Высшая школа экономики

  • Специальность: «Управление киберспортом / E-Sports Management»
  • Срок обучения: полгода
  • Форма обучения: очно-заочная
  • Кем могут работать выпускники: директором (заведующим) физкультурно-спортивной организацией, начальником клуба, начальником отдела (в киберспорте), начальником управления (в киберспорте), киберспортивным менеджером
  • Стоимость обучения: 200 тыс. рублей
  • По окончании обучения выдается: диплом о профессиональной переподготовке
Курс подготовки киберспортивных менеджеров подготовлен Высшей школой экономики совместно с Федерацией компьютерного спорта России.

Курс подготовки киберспортивных менеджеров подготовлен Высшей школой экономики совместно с Федерацией компьютерного спорта России.

В отличие от Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, в Высшей школе экономики не решились на открытие полноценной киберспортивной специальности. Вместо этого был разработан специальный курс профессиональной переподготовки киберспортивных менеджеров совместно с Федерацией компьютерного спорта России. Курс был создан с целью решить проблему нехватки кадров в индустрии. По словам президента Федерации компьютерного спорта России Дмитрия Смита, курс преподается лучшими практиками, топ-менеджерами, экспертами из большого спорта и специалистами из смежных областей.

Среди них региональный директор Riot Games, генеральный секретарь International e-Sports Federation, представитель ESL. Они поделятся бесценными знаниями и опытом. В результате слушатель программы овладеет всеми необходимыми навыками для руководства киберспортивным проектом.

На фото президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит.

На фото президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит.

Первые лекции по программе прошли 6 декабря 2017 года. По словам члена регионального отделения Федерации компьютерного спорта России по Челябинской области Александра Гусева, организация учебного процесса оставила положительное впечатление.

Понравилась глубокая проработка модулей. Все очень структурировано: качественно подобраны преподаватели, преподаватели очень открыты к студентам и отвечают на все вопросы. После занятий можно с ними пообщаться, узнать что-то новое. Думаю, что это будут передовые курсы в нашей стране, которые помогут всем, кто хочет попасть в киберспорт.

По итогам 2017 года Высшая школа экономики заняла 382-е место в ежегодном рейтинге ведущих университетов.

По итогам 2017 года Высшая школа экономики заняла 382-е место в ежегодном рейтинге ведущих университетов.

Но бывший профессиональный киберспортсмен, а ныне аналитик и комментатор по Dota 2 Ярослав «NS» Кузнецов не разделяет взглядов представителей Федерации компьютерного спорта России. Он считает эти курсы — очень сомнительным мероприятием:

На всю РФ сейчас нужно человек 20 менеджеров — и они уже есть. Я учел всех менеджеров всего что можно. Командам хватит и пяти человек. Остальным менеджер не нужен, пускай играть научатся для начала.

Правда, Ярослав не учел, что эти курсы созданы с перспективой на будущее, ведь индустрия киберспорта не стоит на месте. Один из преподавателей курса Александр Хитров считает, что создание подобных программ может помочь развитию компьютерного спорта:

Развивается и околокиберспорт. Тема не очевидная, но может помочь развитию. Больше людей будет делать бизнес, рынок будет расти.

А комментатор Матч ТВ Павел Занозин добавил:

Цель у школ всегда одна — обучить того, кто хочет учиться. Людей ведь не насильно туда затаскивают.

По результатам собеседований на курс было зачислено 17 человек — они пройдут обучение (цена всего обучения 200 тыс. рублей) с 6 декабря 2017 года по 13 июня 2018 года.

Ярослав Кузнецов.

Александр Хитров.

Павел Занозин.

Как попасть в киберспорт - фото 9

Киберспортивная школа в Томске

  • Форма обучения: непосредственно на месте
  • Обучение проходит: 3 раза в неделю
  • Длится обучение: по 2 часа
  • Стоимость обучения: 400 рублей в месяц
Николай Симаков (руководитель кибер-школы в Томске) выступает перед посетителями.

Николай Симаков (руководитель кибер-школы в Томске) выступает перед посетителями.

Первая в стране полноценная киберспортивная школа (не в онлайне и не в тесном подвале) открылась в Томске осенью 2015 года. Три раза в неделю ребята (от 7 до 20 лет) собираются в помещении школы. Основной акцент на занятиях делается на командной игре и командных тактиках, отработке совместных действий и повышении уровня коммуникабельности, что невозможно разобрать в онлайне.

По словам директора киберспортивной школы Николая Симакова, от занятий в школе с грамотным педагогом дети научатся выбирать оптимальное решение в сложный момент и выдерживать стрессовые ситуации.

Если предать этому увлечению правильный характер, то из этого можно извлечь большую пользу. При правильном подходе к компьютерным играм и киберспорте у детей будет формироваться сила воли и другие полезные качества.

Команда школы по Counter-Strike.

Команда школы по Counter-Strike.

В школе преподаются две основные дисциплины киберспорта — Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2. Есть как теоретические, так и практические занятия. Занятия ведут не топовые игроки или бывшие киберспортсмены, а люди, которые могут подробно рассказать и указать на ошибки. Но не подумайте, что слабых игроков и неграмотных специалистов могли подпустить к работе с будущими киберспортсменами: все преподаватели прошли серьезный отбор. Отметим и небольшую стоимость обучения: за 30 календарных дней родитель одного ребенка отдаст всего 400 рублей.

Обучающий онлайн-сервис MoreMMR.com

  • Форма обучения: только в онлайне
  • Обучение ведется: с помощью видеороликов
  • Стоимость обучения: ~ 300 рублей в месяц
Сооснователь онлайн-сервиса Максим Древаль.

Сооснователь онлайн-сервиса Максим Древаль.

Не все из нас хотят платить большие деньги и связывать свое будущее только с компьютерными играми. Хоть индустрия киберспорта и популярна, но мало кто из нас сможет уверенно сказать, что ждет ее в будущем. Именно для таких людей и существуют различные обучающие онлайн-сервисы. Если человек решил стать отличным игроком, а не комментатором или менеджером, то MoreMMR.com — как один из вариантов повышения своего скилла в компьютерной игре.

Начальная страница сервиса после регистрации пользователя.

Начальная страница сервиса после регистрации пользователя.

MoreMMR.com предлагает разнообразный контент в виде видеороликов. Месячный доступ к роликам стоит около 300 рублей. Зато создатели сайта обещают, что за четыре недели вы сможете поднять свой рейтинг в Dota 2 на 600 очков. Это в несколько раз быстрее стандартного набора очков среднестатистического игрока. Сооснователь сервиса Максим Древаль объяснил как все это работает:

Многие игроки совсем не понимают, что им нужно развивать. Мы предлагаем улучшать сильные стороны или подтягивать отстающие в зависимости от того, что более эффективно, используя практические задания, которые пользователи проходят внутри самой игры. Вместе с этим даем пользователю фидбек, определяя, насколько выросли его навыки, и сравнивая их с результатами других пользователей.

Подобных обучающих сервисов в России практически нет, когда англоязычных сайтов развелось до кучи. Именно поэтому создатели MoreMMR.com планируют выйти на окупаемость уже через несколько месяцев. В их планах — расширить список поддерживаемых дисциплин. Пока лишь обучающий сайт существует только для дотеров.

Рабочая область с видео.

Начатые сеты.

Все пройденные квесты.

Первая киберспортивная школа в Республике Беларусь.

Первая киберспортивная школа в Республике Беларусь.

После прочтения материала можно задаться вопросом: и это все? Действительно, если в той же Норвегии, Дании, Швеции, Германии, Китае, Южной Корее и США киберспорт преподают в некоторых школах наравне с остальными дисциплинами, то в России до этого еще далеко. Подождите: наши политики и спортивные чиновники только признали соревновательные игры на государственном уровне. Чтобы киберспорт прочно осел в российских школах и институтах, должно пройти немало времени. Во-первых, необходимо выработать план, как правильно обучать киберспортсменов. Во-вторых, создать все условия для учебного процесса. И, в-третьих, в нашем киберспорте должна действительно появиться потребность в киберспортивных кадрах.

Еще про обучение в киберспорте

Комментарии 4
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Виталий Козюк
Виталий Козюк
что только не придумают, да бы бабло состричь. зачем вообще нужно такое образование? как вчерашний студент может стать организатором турнира (тут помоему образование не решает вообще)? какой спрос на таких менеджеров? оправдывают какой-то мифической перспективой на будущее. офигеть так - идешь получать образование на должности и специальность, которые будут актуальны хрен знает когда и не факт что будут, и учить тебя будут люди, которые не имеют такого образования. зато 120 тыщ в год давай сейчас. как вообще у канобу хватает совести этот лохотрон рекламировать? не дай бог современные школьники прочитают эту ахинею и реально пойдут клянчить деньги на такое.
YourNAmeIsBusy
YourNAmeIsBusy
Могли б просто вставить рекламу Moremmr вместо того чтобы писать блог "якобы, как стать киберспортсменом"
Ублюдок Джонс.
Ублюдок Джонс.
Ответ прост, сидишь и целыми днями наяриваешь в популярные сетевые игры.