41 37 14317

Редакция «Канобу» пробует Oculus Rift, HTC Vive и HoloLens

Фантазии, до воплощения которых мы не надеялись дожить

8 июля 2016, 19:38
Редакция «Канобу» пробует Oculus Rift, HTC Vive и HoloLens - Изображение 1
Редакция «Канобу» целый день провела в VR-комнате, где попробовала последние версии самых передовых VR- и AR-устройств: Oculus Rift, HTC Vive и HoloLens. Мы делимся с вами нашими впечатлениями и благодарим венчурный фонд Sistema VC и лично Алексея Каткова за предоставленную возможность.
Редакция «Канобу» пробует Oculus Rift, HTC Vive и HoloLens - Изображение 2

Александр Трофимов

Первое, что мне хотелось рассказать всем после того, как я попробовал все виртуальные шлемы, это то, что «виар» погружает в себя куда больше, чем мне представлялось раньше. И дело не в разрешении или широких углах обзора, дело в том, что шлем перекрывает окружающий мир, и это сильно меняет дело.

Вы проваливаетесь в мир, который видите в шлеме. Он становится единственной реальностью, которую вы воспринимаете. Если вы повернете голову, то увидите не стены своей квартиры или кинозала, а еще кусочек этого нарисованного, но такого реального мира. Эффект присутствия – вот что поражает больше всего.

Особенно в этом плане впечатляло простое демо, склеенное из нескольких роликов, снятых для VR. На пару секунд ты перемещаешься на лодку, плывущую по вьетнамскому озеру, разглядываешь стайку детей на веранде плавучего дома. Это настолько реально, что ты почти чувствуешь палящие лучи солнца, тебя начинает укачивать от мелких волн, потому что движение лодки по воде ты тоже успешно чувствуешь всем телом.

Павел Пивоваров делится своими впечатлениями от VR-устройств.

Наш мозг воспринимает мир далеко не таким, какой он есть. Очень много условностей, очень много домысливания. Например, белый цвет мы воспринимаем как чистый белый, даже если на самом деле он окрашивается в желтые или синие оттенки, просто восстанавливая его «по памяти», заменяя на хранимую в голове версию. Примеров условности нашего восприятия и забавных «глюков» такового огромное количество и именно они помогают мозгу поверить в виртуальный мир и додумать недостающие ощущения, детали, провалиться в него целиком. Потому что реальный мир для нас, в общем-то, тоже не совсем реальный, он собран внутри головы из мириад разных сигналов, а пробелы заполнены фантазией. Так что заменить один виртуальный мир на другой куда проще, чем кажется.

Разница между восприятием чего-либо с экрана компьютера или изнутри шлема просто огромна. 

Вот я смотрю, как Максим [Иванов] режется в какую-то простенькую игру про лисенка. На мониторе игра выглядит казуалкой, в которую я никогда не сел бы играть. Прыгаем, бьем хвостом, собираем монетки. Но когда ты надеваешь шлем, она превращается в самую захватывающую игру за последние годы – хотя бы на 5 минут.

Просто потому, что она обволакивает тебя целиком. Ты задираешь голову и видишь небо, кроны деревьев, склоны холмов. И тебя не волнует ни разрешение экрана шлема, ни мизерное количество полигонов у моделек. Тот простой факт, что этот мир – вокруг тебя, куда бы ты ни повернулся, меняет все. Я всегда гнался за самыми большими и четкими мониторами, но теперь понимаю, что такого эффекта я не получу ни от одного экрана.

Редакция «Канобу» пробует Oculus Rift, HTC Vive и HoloLens - Изображение 3

Надевать шлем на очки не слишком удобно, но у нас просто не было времени разобраться, как идеально подогнать шлем под себя. Особых проблем это в любом случае не доставило. Тяжесть шлема, неудобство – ничего из этого тоже меня сильно не потревожило. Вердикт очевиден – теперь я еще больше хочу себе шлем, упирается все в деньги. И даже больше в курс доллара и кризис, чем в официальную цену. Конечно, придется еще ждать AAA-контента под все эти шлемы, потому что сейчас доступно по большей части только инди да демки, за редким исключением. Но это все уже точно не за горами.

Мы привыкли к прогрессу, он движется все быстрее, и мы становимся все равнодушнее к новинкам, от которых в девяностых у нас бы отвалилась голова, как отваливалась, помню, от впервые увиденной видеокамеры. Именно поэтому я так рад, что находится еще что-то, что способно пробить это равнодушие и поразить по-настоящему.

Редакция «Канобу» пробует Oculus Rift, HTC Vive и HoloLens - Изображение 4

Александр Трофимов

Про Hololens нужно сказать отдельно, потому что дополненная реальность – это совсем другая песня, правда, не менее поразительная и интересная. Очки поразительно точно оценивают пространство вокруг и умеют прикреплять виртуальные объекты на стены, пол и так далее без дальнейших дерганий и сбоев.

Больше всего нас впечатлил шутер, в котором из дыр в реальных стенах нашего офиса лезли всякие твари – скорпионы ползали по стене, осы летали в воздухе. Целить нужно направлением взгляда, стрелять – по жесту пальцем. Вот с этим жестом все оказалось не так просто, но постепенно учишься сгибать его так, чтобы очки тебя понимали. Мы бегали по комнате как психи, уворачиваясь от плазмы и стреляя по кибернасекомым, которых видели только мы. Это оказалось на удивление увлекательно даже для тех, кто изначально не понял фишку Hololens.

Пока самая большая проблема очков – небольшая область обзора. То есть та зона, куда очки могут накладывать изображение, не так велика, и это несколько портит кайф, но это тоже дело времени, «Майки» уже однозначно далеко ушли по сравнению с Google Glass. 

В любом случае, именно эти очки вызвали у меня острое чувство, что «будущее пришло», когда я увидел на стене реальную голограмму. Я понимаю, что она видна лишь владельцу очков, но все равно, это одна из тех вещей, до которых надеялся, но не думал всерьез дожить.

Редакция «Канобу» пробует Oculus Rift, HTC Vive и HoloLens - Изображение 5

Антон Орлов

Для меня в играх всегда было важно погружение. Геймплей может быть простым или сложным, графика – реалистичной или низкополигональной, история – открытой или линейной. Все это играет для меня куда меньшую роль, чем погружение в мир, которое, зачастую, кроется в мелких деталях: звуках, цветовой палитре, дизайне. Именно поэтому я следил за развитием VR-технологий с появления первых прототипов Oculus Rift.

Наконец-то шлемы добрались и до нас, о чем я подробно рассказал в отдельной статье, расхваливая Vive и ругая Oculus все по той же причине – уровень погружения с руками и без – абсолютно разный. Но когда мы собрались пробовать ВР, и мне в руки попал HoloLens, вот тогда я осознал, где же на самом деле было будущее.

Стоит понимать, что для игр полноценная виртуальная реальность всегда будет лучше. Это как мобилки против крупных ААА-проектов. Одни отлично подходят для транспорта, улицы и любых других случаев, когда нет времени и возможности для игры на «большой» платформе. Вторые же являются некой формой эскапизма, отрывая тебя от реальности и погружая туда с головой. Microsoft HoloLens не про это, а про повседневную жизнь, и, черт возьми, жизнь с ними может быть очень крутой.

Редакция «Канобу» пробует Oculus Rift, HTC Vive и HoloLens - Изображение 6
Редакция «Канобу» пробует Oculus Rift, HTC Vive и HoloLens - Изображение 7

Чтобы вы понимали, основной задачей Hololens является проецирование голограмм на поверхности вокруг вас: стены, столы, пол и потолок. При желании вы можете заполнить всю свою комнату летающими объектами, которые будут видны лишь вам, главное слишком громко об этом никому не говорите, а то со стороны это действительно выглядит странно. Но что оказалось для меня настоящим сюрпризом, так это то, насколько хорошо Hololens справляется со своей задачей. Все объекты идеально сохраняют свои позиции, не дергаются и не искажаются. 

Повесив космическую станцию под потолком, вы сможете обойти и рассмотреть ее с любой стороны, и она будет выглядеть точно так, как если бы находилась перед вами в реальном мире, со скидкой на графику, естественно. К слову, для устройства такого размера HoloLens выдает поразительно качественную и четкую картинку, такие голограммы действительно интересно рассматривать.

Редакция «Канобу» пробует Oculus Rift, HTC Vive и HoloLens - Изображение 8

Главный вопрос, которым задаются все, кто слышал о Hololens: «А зачем оно вообще нужно?» Ответ на него, увы, не так однозначен, как хотелось бы, однако у меня есть несколько примеров действительно полезного применения. Допустим, вы художник, 3D-моделлер, архитектор или инженер. Все ваши творения могут ожить в полном объеме прямо у вас на столе. AutoDesk, известный производитель софта для этих профессий, уже вовсю работает над поддержкой продукта Microsoft.

Просто представьте себе, рисуете вы, скажем, космический корабль, сделали, покрутили, вроде выглядит хорошо, но все равно некоторые детали могут ускользнуть от взгляда. Один клик, и ваше творение уже прямо тут, на столе. Можно встать, обойти его со всех сторон, покрутить, рассмотреть. Помните «Железного Человека»? HoloLens работает точно так же, только в рамках очков. 

И все было бы невероятно круто, если бы не углы обзора, именно они не дают действительно попасть в будущее. Все голограммы обрезаются, не доходя до края вашего поля зрения, и это очень сильно ограничивает применение устройства, но технология есть, а значит, рано или поздно мы придем к тому, что видели только в фантастических фильмах, реальность как в недавнем вирусном ролике Hyper Reality уже совсем близко. Будем только надеяться, что к этому времени мир не превратится в антиутопию в стиле Deus EX.

Впечатления Павла Пивоварова от PS VR.


37 комментариев