61 139 31750

Конец фильма: почему в России умерло игровое ТВ?

16 октября 2010, 2:10
Конец фильма: почему в России умерло игровое ТВ? - Изображение 1
30 сентября нас покинули два тематических телеканала: Gameland TV, прекратив вещание, трансформировался в лайфстайловый тестостероновый Man TV, а "Первый Игровой", едва успев повысить рейтинги и улучшить качество производимых программ, оказался заморожен; временная ли это мера, или приговор окончательный - пока не понятно. Зато ясно следующее: с игровым телевидением в России не сложилось.

Для того чтобы разобраться в сути проблемы, достаточно вспомнить об окружающей действительности: так называемая игровая индустрия у нас вообще какая-то полудохлая. Сопутствующие СМИ - тоже балансируют где-то на грани жизни и смерти; за примерами далеко ходить не надо: стоит открыть практически любой журнал о видеоиграх, как тут же приходит простое понимание - в большинстве случаев это не журналистика.

Примерно год назад об этом в интервью GamesLife.ru сказал Александр Каныгин после своего ухода из "PC ИГР": «Есть набор изданий, который не меняется уже много лет, который мы все знаем, и журналистикой там мало кто занимается. Пишут какие-то тексты, но это не журналистика». Ключевая мысль тут в следующем: если твои тексты публикуются в каком-то журнале, это еще не означает, что ты журналист.

С телевидением ситуация такая же, под копирку: есть какие-то люди, которые забивают эфир каким-то видеоматериалом, но это - не телевидение, это - черт знает что.

Последние шесть месяцев я занимал должность шеф-редактора игрового направления телеканала "Первый Игровой" и знаю, о чем говорю: канал к приходу новой команды, в состав которой входил я, а руководил всеми движениями Михаил Каменецкий, был в ужасном состоянии, надо было срочно что-то с этим делать.

Мы начали строить новые концепции, полностью видоизменили несколько передач, часть упразднили вовсе, начали усложнять задачи, выдумывать новые нестандартные решения, - и это пошло каналу на пользу, но в свою очередь свелось к тем проблемам, что он испытывает сейчас.

Конец фильма: почему в России умерло игровое ТВ? - Изображение 2

Благодарить за это надо, на самом деле, тех, кто так лихо просрал весь возможный потенциал задолго до того, как за вожжи взялись новые люди. Простой пример, выбранные места: знаете, что представляла собой программа "Ретро" в марте этого года? Нафрапсенное видео с закадровым комментарием. За год до этого - просто нафрапсенное видео с наложенным на него эффектом «старого фильма». То есть, вот это показывали по телевизору: 26 минут кто-то молча играет в, скажем, Max Payne. С перерывом на рекламу. Такие материалы надо выкинуть из головы, забыть навсегда - это мертвый, не эфирный контент; это изначально порочный путь, который ведет не в сторону телевидения, а в сторону любительщины с RuTube. И по этой дороге идут многие - и все рано или поздно загнутся.

Очень важно понимать, что к любой задаче надо относиться серьезно, для какой бы аудитории вы ни работали - и это еще одна проблема почившего игрового ТВ. Тут должны работать не геймеры, и подход должен быть не вот такой: играю восемь часов в день ежедневно, раз в месяц дают денег. Отличная работа - как раз для таких трудов придумали, опять же, RuTube.

Приход новой команды профессионалов, резкий отказ от помоечной схемы работы и, как следствие, заметное улучшение контента одновременно и вывели "Первый Игровой" на новую ступень развития, и утянули в омут понятных сложностей. Элементарная логика: сколько стоит производство говна с закадровым голосом? Ноль рублей. Сколько стоит производство полноценной человеческой программы с выездными съемками, нормальными декорациями, костюмами, гримом и прочим креативом? Каждый выпуск - дорого, очень.

С Gameland TV все обстоит немного иначе: зайдите на YouTube, вбейте в поиске название канала и посмотрите, что вам предложит сервис. Первые же несколько роликов - фрагменты выпусков новостей про то, как у какого-то японского порноактера сегодня день рождения, во что играют японцы, ну и нафрапсенное видео из каких-то игр, естественно. Вопрос - для кого это все?

Конец фильма: почему в России умерло игровое ТВ? - Изображение 3

Для игроков? Тот, кому действительно интересно узнать о вышеперечисленных вещах, давно перекопал весь интернет и переключит канал. Тот, кто не интересуется японской культурой, околояпонской культурой и японской околокультурой, переключит канал. Тот, кто люто увлекается играми, уже давно скачал все с торрентов, записал из жадности на CD-RW-болваночку и прошел два раза - такой человек мало того, что переключит канал, так еще и важно гаркнет на форуме что-нибудь в духе «зачем мне это сматетрь я уже все скочал и пращол!!!!»

А тот, кто вообще далек от игр и включил это ради того, чтобы выбрать, во что поиграть на выходных, подумает, что попал в ад, не поймет ни одного сказанного диктором слова и не то что переключит канал - сделает это с разворота в прыжке.

Так для кого же все эти труды?

Публика у нас в стране весьма специфическая - это как закрывать глаза на пиратство и думать, что ваша игра продастся величайшим в истории тиражом: все посмотрят, все оценят. А на деле - глупо в наш век информационного дефицита, когда мысль, едва родившись, устаревает, воевать с интернетом, социальными сетями и сарафанным радио.

А раз уж браться - то выбрав правильную форму. Надо понимать, что из, условно говоря, десяти телеканалов, по которым крутят передачи с фрапсом из игр, зритель, скорее всего, выберет фаворита случайным образом, либо вообще пойдет за тем же самым продуктом на RuTube к Мэддисону, потому что он смешно матерится, а в телевизоре этого делать нельзя.

Конец фильма: почему в России умерло игровое ТВ? - Изображение 4

Если взять и командно построить все видеоматериалы про игры в шеренгу, то вам покажется, будто они такие разные: тут диктор хуже, тут ведущая симпатичная, тут фрапс вечно в убогом низком разрешении и так далее. Но стоит сделать пару шагов назад - и это мнимое разнообразие превращается в единую массу серых людей, которые наперебой галдят об одном и том же - ну и кому это надо?

Подводя некую черту, так и хочется сказать: у российского игрового телевидения есть будущее, но только не в России. А если серьезно, то смысл во всем этом присутствует - просто надо думать, изобретать, не стоять на месте. Бросить лежать на печи, ковыряясь в носу, закатать рукава и пахать, пахать, пахать.

Конец фильма: почему в России умерло игровое ТВ? - Изображение 5

Свое мнение на этот счет высказывают два приглашенных эксперта: Михаил Каменецкий, генеральный директор телеканала "Первый Игровой", и Александр Логинов, бывший креативный директор Gameland TV, ныне - продюсер по специальным проектам телеканала A ONE.

Что хотели сделать?

М.К.: Прежде всего - хотели сделать бизнес. Оба российских телевизионных игровых проекта запускались на волне оптимизма и на фоне бурного роста индустрии. Я сейчас говорю и про "Первый Игровой" (запускавшийся как Gameplay TV), и Gameland TV. Хоть оба проекта организовались на разном фундаменте, цель у обоих была примерно одна и та же – получение рекламных доходов от прежде всего игровых компаний и компаний, работающих на смежных рынках. Во многом создатели смотрели на то, что существовало на западе и на востоке. Во многом - пытались создать что-то свое, опираясь на собственное видение или же на тот фундамент, которым обладали.

А.Л.: У нас была задача сделать телеканал для аудитории, которая играет в компьютерные и видеоигры. Подcчеты показывали, что это достаточно объемное сообщество с кругом определенных интересов и подходящее рекламодателю. Учитывая объемы игрового рынка в России, потенциальная прибыль от размещений только целевых рекламодателей была сопоставима с затратами на запуск и раскрутку канала. На первоначальном этапе я настаивал на концепции обновленного канала G4 – это такое игровое ТВ для молодых мужчин про секс, гаджеты и игры.

Руководство, тем не менее, считало, что необходимо делать чистый игровой проект. Я твердо стоял на своем, но сами понимаете - я мог только предлагать. Из-за этой позиции руководства проект был с жестким прицелом на хардкорную игровую аудиторию.

Естественно, в рамках формата мы хотели создать звездный состав с Гоблином, Бонусом и Гамовером и т.д. Как оно отстраивалось на деле и какие были сложности и изменения – это уже другой вопрос. Если попросите – расскажу в следующий раз.

Конец фильма: почему в России умерло игровое ТВ? - Изображение 6

Что сделали?

М.К.: С одной стороны сделали то, что хотели - особенно по части контента. С другой - получилось не то, что ожидали: ниша оказалась объективно узкой, несмотря на все громкие слова о невероятно растущем рынке.

В итоге появились два конкурирующих и очень похожих друг на друга телеканала. Оба формировали похожий сигнал и доставляли его зрителям похожими средствами. Многие зрители вообще путали Gameplay с Gameland TV и наоборот. Конкуренция и сопутствующие проблемы появились уже на самом первом этапе развития - и это уже был тревожный знак: конкуренция за клиентов, конкуренция за место у дистрибьюторов. Тотальная такая, короче, конкуренция.

А.Л.: Сделали чисто игровой канал, вещание которого я старался разбавлять неигровыми блоками - они в результате как раз оказались успешными с коммерческой точки зрения.

После кризиса это сильно помогло: за счет неигровых тем мы получали достойную прибыль. К тому же, стоимость обслуживания телеканала на этом этапе была ниже стоимости производства большинства журналов.
В чем причина неудачи?

М.К.: Отчасти - в неверном бизнес-планировании. Отчасти – как я уже сказал, создатели сильно промахнулись с расчетами на широкую аудиторию.

На мой взгляд, даже если кризис бы и не начался, то ожидания инвесторов все равно не оправдались бы в полном объеме: ресурсы обоих проектов были весьма ограниченными, и оба телеканала производили очень недорогой контент среднего качества. Никаких тебе шоу или дорогих телефильмов, или полноценных трансляций с мероприятий. В основном – закадровый голос, фрапс или трейлеры. И самый шик - ведущий на хромакее. Ну совсем жир – репортажное видео.

Вообще, корень всех бед в том, что кабельное (неэфирное) телевидение сейчас находится в еще очень неразвитом состоянии: не более 10-12 миллионов абонентов по всей стране по некоторым оценкам. А эфирное телевидение построить очень сложно – да и не в сложности задачи дело: это просто инвестиции совсем иного масштаба.

Получается патовая ситуация. Те зрители, которые могут смотреть кабельное телевидение, зачастую по тому же кабелю получают и интернет. И в интернете они находят весь тот контент, который генерируют оба телеканала, в сопоставимом качестве, только бесплатно и гораздо более оперативно. Конкурировать с интернетом откровенно бессмысленно, а тем, кто не подключен к интернету, как правило затруднительно принимать сигнал телеканалов.

С финансовой точки зрения оба проекта попали в самый неудачный период: начался кризис; игровая индустрия просто коллапсировала; ни о каких рекламных бюджетах для зарождающихся телеканалов речи, конечно же, не шло.

Поэтому оба телеканала в целях выживания начали менять контентную политику. "ПИ" – пошел в сторону молодежного общеразвлекательного ТВ, а GLTV выбрал нишу, в которой максимально эффективно могут работать продажи всего холдинга – хардкордный мужской телеканал.

А.Л.: С точки зрения аудитории все было удачно: мы получили порядка полумиллиона зрителей с большим активным ядром, которое смотрело канал ежедневно.

С точки зрения денег – у любого проекта есть цикл окупаемости, и к концу этого срока телеканал стал себя окупать.

Про то, почему все-таки сменился формат – вопрос, увы, не ко мне. Возможно, в лайфстайловой мужской нише денег в десятки раз больше, чем в игровой индустрии.

А вот чего бы я точно не стал делать, если бы была возможность что-то исправить, так это покупать чужой контент. Лучше эти же средства пустить на развитие собственного производства; ну и, конечно, я бы самым жестким образом продолжал настаивать на концепции Young Male TV.

Конец фильма: почему в России умерло игровое ТВ? - Изображение 7

Кто виноват?

М.К.: И все, и никто: не повезло. На ситуацию недостаточно быстро среагировал менеджмент, да и завышенные ожидания сделали свое дело.

Вообще, это, конечно, не тот случай, когда можно коротко и правдиво ответить: либо ответ получится слишком простой, либо будут невообразимо пространные рассуждения.

А.Л.: Никто не виноват. Был сделан успешный телеканал, который по тем или иным причинам был перепозиционирован. А в том, что он был успешным, сомневаться не приходится: финансовые показатели и объем аудитории были интересными.

Есть ли второй шанс все исправить?

М.К.: Ну, это почти риторический вопрос. На мой личный взгляд, идея игрового телевидения жизнеспособна. Так что если найдется инвестор, готовый принять соответствующий бизнес-план, а еще и команда, способная план реализовать, то все может заработать.

А.Л.: Есть ли будущее у специализированного ТВ только про игры в России? Уже нет. Возможно, в формате TV for Young Men, но в России есть от силы три человека, включая меня, кто мог бы его сделать. И не очень много инвесторов, готовых рисковать своими деньгами.


Игры в материале
  • Max Payne