31 25 5010

Комиксы: Black Summer

21 мая 2011, 19:39
Комиксы: Black Summer - Изображение 1
Границы человеческой морали никогда не были очерчены четко - это не разрисованная усердным школьником контурная карта в географическом атласе. И на вопросы о том, что хорошо, а что плохо, никогда не бывает однозначного ответа. Одно и то же деяние человека в зависимости от перспективы может считаться как героическим подвигом, так и величайшим преступлением. Почти каждый не раскаявшийся и находящийся в здравом уме злодей считает себя, по большому счету, неплохим парнем, а каждый хороший парень при необходимости готов совершать плохие поступки "ради благого дела".
Комиксы: Black Summer - Изображение 2

Но что же тогда считать хорошим и плохим, где проходят границы того, что можно совершить ради высшей справедливости? Убивать людей плохо, говорят нам заповеди, законы и наш здравый смысл. Но в то же время общество (а в странах, которые принято называть развитыми, еще и закон) говорит нам, что убить, защищая себя или того, кто слабее - нормально. Раз так, то нормально ли убить много людей, чтобы они не убили других людей? Аморально ли ввести войска в чужую страну, потому что там кто-то кого-то якобы угнетает, заодно ныкая по углам оружие массового уничтожения, террористов, педофилов, споры сибирской язвы и маленьких плюшевых панд, начиненных тротилом? А что общество скажет по поводу убийства политика, организовавшего такую войну и, по совместительству, являющегося столпом общества, лидером нации и гражданином, ни разу не пачкавшим собственные руки в крови? Правильно ли решать за других, как им жить, даже если тобой руководят исключительно благие побуждения? Где проходит грань, которую добрый человек, по-настоящему заботящийся об окружающих, не должен переходить даже ради высшего блага?

Комиксы: Black Summer - Изображение 3

Теми же вопросами задается в одной из своих работ широко известный среди любителей не-карамельных комиксов британец Уоррен Эллис (Transmetopolitan, Orbiter). Его Black Summer начинается с кадра, на котором изображены внутренности Белого Дома, украшенные внутренностями президента Соединенных Штатов Америки, нескольких его советников и, по прискорбном стечению обстоятельств, нескольких агентов Секретной Службы. Всех их заботливо выпотрошил и размазал по стенам Джон Хорус - супергерой, борец с преступностью в отставке, символ американских представлений о справедливости и просто хороший человек. Причем сделал он это не в припадке гнева и не потому, что слетел с катушек. Он поступил так, потому что считал, что это было правильно - с преступниками следует обращаться одинаково вне зависимости от того, торгуют ли они наркотиками на улице или сидят в уютном кабинете, организуя войны ради наживы и обманывая своих избирателей.

Комиксы: Black Summer - Изображение 4

А продолжается Black Summer хроникой событий, последовавших за такой радикальной революцией. Сам Хорус альбатросом реет в небе, сбивая посланные правительством истребители, требуя провести демократические выборы и обещая покарать каждую сволочь, которая не захочет жить правильно (т.е. так, как он скажет). Бывшие коллеги Джона по супергеройскому цеху пытаются спастись от регулярных войск и решить для себя, как относиться к происходящему и на чью сторону встать. Правительство и армия, как им и положено, в панике, кровища бьет фонтанами, танки в городе, весь остальной мир завороженно смотрит на происходящее, не забывая приводить в боевую готовность свои войска.

Комиксы: Black Summer - Изображение 5

На фоне всей этой вакханалии регулярно случаются черно-белые флэшбеки, возвращающие читателя в те времена, когда группа молодых и социально активных ученых с помощью новейших технологий превратила свои тела в оружие, которое предполагалось использовать для борьбы с коррупцией и преступностью в их родном городе. Эллис, искусно избегая ненужных подробностей и деталей о взаимоотношениях персонажей, выстраивает связующие линии между молодыми идеалистами и повзрослевшими, избавившимися от иллюзий и юношеского максимализма людьми со сверхспособностями. Заодно он с разных сторон рассматривает важнейший (и, по сути, единственный на весь комикс) вопрос - где же та желтая лента с надписью "Do not cross", которую нельзя пересекать даже ради самых возвышенных целей?

Комиксы: Black Summer - Изображение 6

Black Summer - это совсем не детский комикс про супергероев. В нем нет четкого, навязанного автором разделения на добро и зло, нет очевидной морали, нет внятных ответов на задаваемые вопросы. Кроме того, Black Summer очень короткий, всего на восемь выпусков, как и было задумано автором. И эта его ограниченность избавила Эллиса от тяжкого груза - необходимости ковырять пальцем взаимоотношения героев, показывать развитие их характеров, выстраивать долгоиграющие сюжетные арки и заниматься прочей чепухой. Никаких вам "Питер любит Мэри Джейн", внезапных возвращений старых знакомых и поцелуев на крыше Эмпайр Стейт Билдинг - комикс атакует заданную цель с решительностью торпеды, не отвлекаясь на мелочи и не сворачивая с пути. И у него получается. Black Summer читается на одном дыхании, заставляет задаваться вопросами и не оставляет после себя ни неудовлетворения, ни чувства незавершенности, ни разочарования. А это, собственно, и все, чего можно было желать.

Комиксы: Black Summer - Изображение 7

25 комментариев