20 сентября 2013
Обновлено 09.05.2015

Картотека. Выпуск 16. "Герой должен быть один"

Сэр Генри Лайон Олди - один из выдающихся авторов современной фантастической литературы, пишущий свои опусы на (!) русском языке (!). Тот, кто в предыдущем предложении не увидел ничего противоречивого, вероятней всего, знаком с данным писателем, остальным же поясню. Пусть вас не смущает незвучное для постсоветского уха имя и далеко не исконно славянское звание «сэр». Ведь речь идет о псевдониме, под которым, загадочно улыбаясь, прячутся два постоянных соавтора из Харькова: Олег Ладыженский и Дмитрий Громов.
Сэр Генри Лайон Олди - один из выдающихся авторов современной фантастической литературы, пишущий свои опусы на (!) русском языке (!). Тот, кто в предыдущем предложении не увидел ничего противоречивого, вероятней всего, знаком с данным писателем, остальным же поясню. Пусть вас не смущает незвучное для постсоветского уха имя и далеко не исконно славянское звание «сэр». Ведь речь идет о псевдониме, под которым, загадочно улыбаясь, прячутся два постоянных соавтора из Харькова: Олег Ладыженский и Дмитрий Громов.

Внимательный читатель заметит, что псевдоним представляет собой анаграмму: (ОЛ)ег + (ДИ)ма = Олди. Из фамилий писателей были взяты первый буквы для инициалов: (Г)ромов + (Л)адыженский = Г. Л… Со временем инициалы выросли в полноценное «Генри Лайон». Ну, и не подставить к такому высокопарному имени звание «сэр» было бы моветоном. Чопорно поправляет монокль

Соавторство Дмитрия Евгеньевича и Олега Семеновича, которое началось в 1990-ом году, весьма плодовито. Более трех десятков романов, куча рассказов… кои я не брался считать, за пятьдесят - точно. Разнообразных наград около 50-ти. Все они в основном местные (Россия-Украина). Однако имеется и европейское признание: Еврокон / EuroCon (ESFS Awards), 2006 (Лучший Европейский писатель за 2006 год). Фактически почти каждая крупная работа данного коллектива всегда отмечается какой-то наградой и находится в топах продаж.

Сами творцы относят свое творчество к «философскому боевику» или же к так называемому «центону» (Центон — досл. — «одежда, сшитая из лоскутьев», произведение, собранное из фрагментов другого, обычно классического текста, с множеством подтекстов и отступлений (римск.)).

По привычной терминологии, на первый взгляд, Сэр Генри пишет фэнтези или же гуманитарную фантастику. Причудливые миры с допущениями, которые иначе как сказочными не назовешь. Но это только на первый взгляд.

Погружаясь в книги харьковских писателей, проникаешься эмоциональностью, которая просачивается под корку. Интуитивно начинаешь чувствовать происходящее, сопереживать героям, ощущать эстетику описаний окружения и действий. Бытовая мудрость, философские обороты речи. Хочется выписывать мысли и цитаты. В связи с этим я искренне рад, что говорю на одном с авторами языке.

Это сложно объяснить. Здесь возможно что-то личное, но не могут же две книги из трех одного автора производить такой эффект. Читая книги Олди, я увлекался настолько, что совершал привычный 20-минутный пеший путь от метро до места работы с книжкой перед лицом. Я мог в ступоре обнаружить себя в пустом вагоне метро, со слезами на глазах и с мурашками по всему телу, когда проходящий работник метрополитена напоминал мне, что станция уже как 5 минут конечная. Как дурак, ей-Богу! Только нет никакого сожаления по этому поводу, только желание – ещё!

Нет, это не просто фантастика, это Литература, это Олди.

О книге

Название: «Герой должен быть один»

Автор: Генри Лайон ОЛДИ

Год издания: 2011

Жанр: Фэнтези

Описание от издателя: Миф о подвигах Геракла известен всем с малолетства. Но не все знают, что на юном Геракле пересеклись интересы Олимпийской Семьи, титанов, свергнутых в Тартар, и многих людей – в результате чего будущий герой и его брат-близнец Ификл с детства стали заложниками чужих интриг. И уж конечно, никто не слышал о зловещих приступах безумия, которым подвержен великий Геракл, об алтарях Одержимых Тартаром, на которых дымится кровь человеческих жертв, и о страшной тайне, которую земной отец Геракла – Амфитрион, внук Персея, - вынужден хранить до самой смерти и даже после нее…

Примерная цена: от 200р.

Переплет: твердый

Использование мифов древней Греции для создания того или иного «художества» – тема не новая. В обойме эксплуатации греческого наследия имеются воспитательные советские и американские мультфильмы, красочные блокбастеры-эпопеи из серии «Трои» и «300 спартанцев». И даже какой- нибудь Рик Рикордан с книжками и фильмами про Перси, прости Господи (в смысле Зевс), Джексона, смысл которых, по всей видимости, умещается в ёмком «Человечество в опасности!».

Не могли пройти мимо Эллады и писатели Громов и Ладыженский. Только слово «эксплуатация» здесь, пожалуй, лишнее. Скорее переосмысление, наведение порядка и логики.

Роман «Герой должен быть один» является первой книгой Олди из Ахейского цикла. Роман разворачивается вокруг истории жизни всем известного Геракла.

Олимпийцы самодовольно восседают на своей горе, титаны и боги прошлого, желая реванша, прозябают в Тартаре. А лавагет Амфитрион, внук Персея, возвращается домой в Фивы из боевого похода к жене Алкмене.

Жена встречает мужа в бессознательной усталости и наготе на просторах растрепанного семейного ложа. Как следствие, через девять месяцев родятся два брата близнеца, ни одного из которых отец Амфитрион не назовет Гераклом. Но прислужники обывателей Тартара плетут козни во имя своих павших богов, стремясь низвергнуть предателей и узурпаторов с Олимпа. И потому жизнь близнецов Ификла и Алкида обещает быть интересной, ведь Герой должен быть один. На то воля Богов…

- Ты не бойся, Алкид, - Ификл стиснул зубы, не замечая, что из прокушенной губы идет кровь, и качнул неподдающийся валун с такой ненавистью, словно это была голова гада Пустышки, которую он собирался оторвать. - Ты только не бойся, ладно? Сейчас мы их убьем и уйдем отсюда… уйдем домой. Ты, главное, не бойся, ты помни, что ты - это я… а я не боюсь! Это пусть они нас боятся…
— “Герой должен быть один” Г. Л. Олди

Мнение и впечатления

Всегда любил мифы древней Греции. Геракл, Аргонавты, Одиссей - внутри что-то с интересом и трепетом замирает, когда слышишь знакомые с детства названия.

А тут, значит, попалась на глаза книга про Элладу в исполнении Олди, да ещё с такими лестными отзывами и оценками, что освоение данного произведения было вопросом времени. И, надо сказать, весьма небольшого времени, ибо не утерпеть.

Роман поначалу казался обычным фэнтези, только с существенными вкраплениями из греческой мифологии. Но чем дальше, тем больше понимаешь, что читаешь все те же легенды и мифы Древней Греции в классической интерпретации Куна. Только с разъяснениями логических нестыковок, постановок мотиваций действующих лиц и с более глубокой проработкой персонажей.

Но не стоит пугаться, что сюжет полностью повторяет известный сборник греческих сказок. Действие романа самодостаточно и по сути своей не противоречит и не повторяет, а дополняет привычные всем мифы. Даже известные двенадцать подвигов Геракла в данной книге остаются за кадром. Но и без них следить за историей очень интересно.

Иначе нам придется задуматься и о том, что еще при жизни братьев Амфитриадов некий избранный народ из Палестины (где вот уже сто лет существуют ахейские колонии) окончательно уверует в Единого, не зная, что ровно шесть веков прошло после низвержения Павших на Гею Землю; спустя еще шесть столетий родится царевич Сиддхартха Гаутама, которого позднее назовут Буддой; через шесть сотен лет после рождения Будды распнут на кресте Иисуса из Назарета – и снова минет шесть веков, пока неистовый Магомет не возгласит: «Нет Бога, кроме Аллаха!..»
— “Герой должен быть один” Г. Л. Олди

Авторы сплетают в одну нить кучу проблем. Тяжесть геройской ноши, отцовские долг и любовь, воспитание достойного человека, приземленность стремлений высших мира сего, безумие. Всего сразу и не вспомнить.

«Поколение героев», – неожиданно вспомнил Амфитрион. Да, так не раз говаривал слепой Тиресий, когда на старика нападал очередной приступ болтливости. «Все мы, – говорил Тиресий, – поколение героев; воины, прорицатели, братоубийцы, мудрецы, безумцы, истребители чудовищ и людей – герои… Это не доблесть, не знак отличия, не привилегия – скорее это болезнь; или даже не так – это некий врожденный признак, как цвет волос или форма носа». Герои. Уроды? Мост между людьми и богами?
— “Герой должен быть Один” Г. Л. Олди

Олди удивительно легко и просто доносят информацию и понимание до читателя на интуитивном уровне. Тем самым порождая уникальное чувство сопричастности.

Например, авторы смогут заставить вас понять, что такое быть богом. Эмоционально прикоснуться к такому чувству, которое должно быть за пределами нашего понимания, но такое близкое и понятное, когда об этом рассказывают инженер-химик и театральный режиссер из Харькова. И все это так легко и играючи. Тут именно чувствуешь раньше, чем осознаешь. Захлебываешься в эмоциях до того, как понимаешь причину их возникновения. Даже не хочется цитировать, просто прочтите книгу.

Уникальный язык, выверенный стилистически, даже, я бы сказал, изысканный и аутентичный. Это безупречная форма, под которой хранится Клондайк из мудрых, ироничных и философских рассуждений.

И будьте готовы ощутить скорбь. Читал много отзывов людей, которых книга поцарапала ментально. Сам из таких. Ведь конец любой жизни - это трагедия. А конец жизни Героя с такой ношей… хм… ведь всё по известной истории известных мифов.

И да, главный протагонист книги – не Герой Геракл, а отец – Амфитрион.

Слеп был Гомер; дважды слепцами будут преемники Гомера.
— “Герой должен быть один” Г. Л. Олди

Употреблять рекомендуется строго сосредоточенно и внимательно, для остроты эффекта.

Вот так, без итога, одни эмоции. По-другому про данный роман написать сложно.

Автор текста : Зуев «Proc» Алексей
Редактор : Люба «Leeloo2525» Антонова

Другие статьи рубрики, а также обзоры новинок книжного рынка вы можете найти в разделе “Книги”

Комментарии 6
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
alisia-romero
alisia-romero
Очень хорошая статья!
Ultran
Ultran
Читал эту книгу, очень понравилась. А вот следующая про Одиссея вообще никак не пошла. На середине забросил и не хочется к ней возвращаться.