Илон Маск раскрывает планы по колонизации Марса
5 4 2803

Картотека. Выпуск 15 «Франкенштейн, или Современный Прометей»

2 сентября 2013, 19:44
Картотека. Выпуск 15 «Франкенштейн, или Современный Прометей» - Изображение 1
Эту книгу принято считать одним из первых фантастических романов в мировой литературе. Но за те 200 лет, которые прошли со времени написания оной, произошла ее переоценка. И сейчас наши представления отличаются сильно от оригинала, написанного автором. На вопрос о том, кто же такой Франкенштейн, любой скажет, что это страшное чудовище, наводящее ужас на окружающих. Вот так время развело саму книгу и наше представление о ней. Но всё же оригинал на то и оригинал, чтобы быть основой для понимания замысла автора.

Итак, обратимся к оригиналу. Роман о Франкенштейне был написан в 1816 году 19-летней девушкой Мэри Шелли. С детства она вращалась в литературных кругах. Её родители были довольно известными писателями своего времени, а её мужем стал Перси Биши Шелли, один из самых знаменитых английских поэтов, друг Байрона. Роман, как известно, написан на спор. Его инициатором стал сам лорд Байрон, предложивший написать страшную историю. Из всех, кто был в той компании, условие выполнила только Мэри. И с тех пор мы с интересом следим за приключениями героев этой книги.

Картотека. Выпуск 15 «Франкенштейн, или Современный Прометей» - Изображение 2

В романе два главных героев – Виктор Франкенштейн и его творение, которое он сам называет монстр. По существу они являются двойниками – монстр повторяет судьбу своего создателя.

Виктор Франкенштейн – молодой швейцарский ученый, наделенный большим талантом и с юности увлекающийся естественными науками. Его исследования приводят к возможности оживления. Он создает человеческое существо, обладающее необыкновенной силой и выносливостью, но притом настолько уродливый, что, кроме ужаса, ничего не может вызвать. Это настолько обескураживает создателя, что он спешит сложить с себя ответственность за дальнейшую судьбу своего творения. Монстр не встречает понимания среди людей, в ответ на свои добрые дела он встречает лишь ненависть и злобу. Он восстает против своего творца и мстит ему, последовательно убивая брата, друга, невесту. Творение заставляет чувствовать своего творца то же, что чувствует и он – безграничное одиночество и неприкаянность. Творец видит гибель любимых людей, понимает, что во всём виноват он сам и ничего не может поделать. Единственное, что ему остаётся – следовать за своим творением, чтобы уничтожить его и, таким образом, восстановить кажущуюся ему справедливость. Многолетние странствия приводят к Северному полюсу, где и творец и его творение погибают во льдах. Без одного нет смысла существования другого.

Книга написана в духе своего времени, она соединяет в себе черты сентиментализма, романтизма и готического романа. Она переполнена эмоциями и переживаниями: здесь и бесконечные мужские обмороки, и многостраничные пейзажи, и описания людской доброты и умиления, и типичные пафосные речи страдальцев. Но по-другому юная писательница не могла – таковы веяния времени.

Ещё к издержкам книги можно отнести скорую социальную адаптацию творения, он осваивает и язык и культуры за очень малый промежуток времени. А также то, что творение создано из многих частей разных людей и даже животных с бойни. Но, в принципе, это всё мало смущает - это фантастический роман, здесь возможно всё.

Со временем тема ученого и уникального изобретения, которое оборачивается трагедией для него и окружающих, становится популярной в литературе. А с возникновением кинематографа эта тема и эта книга, конечно же, не могут остаться незамеченными. Первая экранизация романа Шелли появилась еще в 1910 году, и потом было ещё много фильмов снято по этой книге.

Картотека. Выпуск 15 «Франкенштейн, или Современный Прометей» - Изображение 3

Не хочется сильно углубляться в эту тему так, как она достойна целой отдельной статьи. Здесь же хочется упомянуть, на мой взгляд, одну из самых удачных экранизаций этой книги – «Франкенштейн Мэри Шелли» (1994). Это одна из самых близких к тексту киноверсия, снятая режиссером Кеннетом Брана, он же сыграл и главную роль. Также в фильме можно увидеть Роберта де Ниро (Творение), Хелену Бонем Картер (Элизабет) и других.

Фильм неплохой, он точно передает атмосферу книги. И то, на что неспособно воображение, реально предстаёт перед глазами. Но творение не вызывает отвращения.

Картотека. Выпуск 15 «Франкенштейн, или Современный Прометей» - Изображение 4

Да, он уродлив внешне, но это уродство не пугает и не отталкивает. Перед зрителем существо, которое бросили, от которого все шарахаются. Его никто не пытался понять, даже сам творец. Жалко творение, но жалко и Виктора, который не до конца понимал, что же получилось в результате его научных изысканий. Авторы фильма пошли дальше фантазий писательницы – они оживили Элизабет. Но, на мой взгляд, это было всё-таки лишним. И фильм мне показался более сентиментальным, чем книга. Создатели фильма наделили творение большей человечностью, чем Шелли. Также хочется отдельно отметить, что ни в одной из экранизаций не удалось создать монстра по-настоящему страшного и отталкивающего.

Из всего хочется сделать вывод. Не пытайтесь надругаться на природой, иначе она потом надругается над вами.

Автор текста: Федорова “lyrry” Ольга


4 комментария