04 мая 2019
Обновлено 05.05.2019

Каратель против наркокартеля — зачем читать «Карателя» 2014 года?

В 2014 году издательство Marvel начало выпуск уже десятого по счету тома приключений, пожалуй, самого брутального и жестокого персонажа комиксов — Карателя. Серия насчитывает двадцать выпусков. За сценарий отвечает Нэйтан Эдмондсон, а основным художником серии выступил Митч Герадс. В конце 2018 года издательство fanzon выпустило на русском языке полное собрание серии под одной обложкой, куда вошли три сюжетные арки о Карателе. В этом материале я расскажу, почему этот комикс может составить конкуренцию классическим приключениям о знаменитом антигерое.
В 2014 году издательство Marvel начало выпуск уже десятого по счету тома приключений, пожалуй, самого брутального и жестокого персонажа комиксов — Карателя. Серия насчитывает двадцать выпусков. За сценарий отвечает Нэйтан Эдмондсон, а основным художником серии выступил Митч Герадс. В конце 2018 года издательство fanzon выпустило на русском языке полное собрание серии под одной обложкой, куда вошли три сюжетные арки о Карателе. В этом материале я расскажу, почему этот комикс может составить конкуренцию классическим приключениям о знаменитом антигерое.

Начать стоит с того, что комиксы о Карателе появились в 80-е на волне моды на жестоких героев с надломленной психикой. Образ классического героя закостенел и читателю хотелось видеть тех персонажей, которые не боялись бы запачкать руки. Каратель вышел именно таким — ветеран войск специального назначения, который потерял всю семью. Ведомый жаждой мести, он становится настоящим ночным кошмаром любого подонка, который решил преступить закон. Ведь те, кто посягают на спокойствие честных граждан знают, что если их поймает Человеком-паук, они попадут за решетку, а вот Каратель непременно их убьет.

Стоит ли говорить, что именно моральная дилемма, которая отличает героя от злодея и стала тем самым лейтмотивом, который проходит через все произведения о Карателе.

Но, в первую очередь, нужно поговорить о сюжете.

Итак, Каратель — он же Фрэнк Касл, перебирается в Лос-Анджелес и занимается своей обыденной кровавой деятельностью. У него налажены поставки оружия, постоянно есть новые цели и даже завязываются шутливые отношения с девушкой-офицером полиции, с которой он каждое утро пересекается за завтраком в своем любимом кафе. К сожалению, обычный, казалось бы, налет на наркокартель оборачивается ворохом проблем. Незначительная, на первый взгляд, криминальная структура готовит грандиозные планы по захвату города, и Фрэнк просто не может оставаться в стороне. Ничего более не хочу рассказывать, но отмечу лишь, что в течении своего крестового похода Касл столкнется и с Черной вдовой, и с Домино, и с Кроссбоуносом, и с другими колоритными персонажами вселенной Marvel. Попутно он устроит побег из тюрьмы, раскроет правительственный заговор и даже будет вести настоящую партизанскую войну против превосходящих сил противника в лесах Южной Мексики. Казалось бы, куда уж больше, так за Карателем начинает охоту элитное подразделение — «Ревущие коммандос» с целью ликвидации (им когда-то командовал оригинальный Ник Фьюри!).

Когда я только начинал читать комикс, то был очень скептически настроен. Этому было несколько причин. Первая, она же главная — у Карателя уже есть очень богатая и признанная классикой история публикации. И у меня были все основания думать, что до работ Гарта Энниса этому комиксу не дотянуться. Второе — это, конечно, фамилия автора Эдмондсона. Я уже много раз говорил, что комиксы, как и книги нужно читать и выбирать по авторам, а не по названию. Вот и тут автор не вселял надежды. Забегая вперед скажу, что ошибся, но лишь отчасти.

«Каратель» Нэйтана Эдмондсона — это зубодробительный милитари-боевик, который не сбавляет темпа ни на секунду. Он безжалостен, стремителен и насыщен событиями. В тоже время он лишен хитрых сюжетных линий со сложной мотивацией персонажей. Хотя пара сюжетных твистов все-таки есть. Это боевик в лучшем виде — такой, каким он и должен быть. В меру зацикленным на истории и более склоняющийся к перестрелкам и дракам.

Я ни в коем случае не говорю, что сюжет здесь откровенно тупой или скучный. Он просто не перегружен, а это важно. Этот комикс дает именно то, что должен дать читателю. У него есть только один важный сюжетный косяк — и это смазанная концовка, которую неплохо было бы развить чуть сильнее. Этот факт не слишком сильно портит общую картину, поскольку все самое интересное читатель получил уже по ходу действия сюжета, но небольшой осадок все же остается.

Из моментов, которые особенно запомнились, стоит выделить сюжетную арку офицера Стоун — столь интересной и реалистичной вышла ее трансформация. Как человек, который верит в силу закона и начинает потихоньку опускаться во тьму. Это далеко не главная сюжетная линия, но для фоновой истории она подошла замечательно.

Как я говорил ранее, довольно большая часть сюжета сосредоточена на образе Карателя и на его внутренней философии. Она незамысловата, но отлично работает на персонажа. Он видит себя абсолютно необходимым инструментом. Он занимается тем злом, которое слишком мелко для Мстителей, но не по плечу простым копам. Он не видит в своих поступках ничего предосудительного. Напротив — он гордится ими и даже испытывает удовольствие от своей «работы».

Можно долго рассуждать об идее Карателя и том, насколько подобные идеи могут быть деструктивными. Но Фрэнк Касл всегда был весьма глубоким персонажем — таким он остается и в этом комиксе.

Хотя, стоит оговориться, что Нэйтан Эдмондсон переработал некоторые характерные черты персонажа. Его отношение к семье, например, теперь не такое чувствительное. Касл зачерствел, хотя все еще способен испытывать некоторые чувства, отдаленно напоминающие жалость. Что, впрочем, не мешает ему во время очередного мысленного монолога, рассказывать, как и кого он пытал.

Рисунок в комиксе восхитителен. Основным художником серии выступил Митч Герадс, и он потрясающе рисует! Не буду вдаваться в подробности: детализация, формы, лица, эффекты — все это на высшем уровне. Я заострю внимание на другом. Этот том Карателя придется по вкусу любому фанату милитари-тематики. Герадс смакует каждый обвес, каждый ствол и каждый ракурс. Рисует великолепные кадры, как главный герой целится из-за угла или кадры, нарисованные от первого лица, когда Касл собирается ударить ножом или целится через коллиматор. Давно я такого не встречал! Последний раз я видел подобное, когда читал серию Black Powder: Red Earth Syria. Отвратительный был комикс, но ничего лучше на тему войны в таком формате я не находил. Один из выпусков серии «Черная вдова» рисует отменный художник Фил Ното. Этот комикс связан по сюжету с серией «Каратель» и тоже вошел в сборник. Серию рисовали другие художники, но на мой придирчивый взгляд, они не заслуживают упоминания. Хотя это дело вкуса, конечно.

Издание на русском языке вышло толстым, но не очень большим по размерам (172×255 мм). Книга удобна для чтения, несмотря на то, что в ней двадцать с лишним выпусков. А тот факт, что в одном томе вы можете собрать все серию, делает ее неплохим вариантом для покупки.

Но у меня все же есть несколько придирок к переводу. В момент ограбления полиция запрашивает подкрепление и в оригинале говорится о том, что «S.W.A.T. уже в пути». В русском переводе подразделение полицейского спецназа почему-то назвали «СОБР». Я знаю, что есть переводческий прием замены аналогией, но уверен, что в конкретном случае он использован некорректно. Это все равно, что в тексте, в котором речь будет идти про «НАСА» написать «Роскосмос». Стилистически понятно, что смысловой разницы может не быть, но контекстуально разница очень велика. Другой момент, который бросился в глаза — это слово «блэкаут». По сюжету персонажи стали свидетелями обесточенности города, которую и обозвали «блэкаут». И тут понятно, что есть устойчивый английский термин, который описывает подобную ситуацию (в русском языке слово «обесточенность есть, но используется чаще в виде прилагательного»). Но читатель может не знать перевода. Оставлять такое слово без пояснения как минимум недальновидно. Во всем остальном же книга мне понравилась — в ней крайне приятная бумага и печать.

Хотя, возможно, стоило бы добавить больше дополнительных материалов — все же в издании больше двадцати выпусков!

В итоге мы имеем довольно брутальный и насыщенный милитари-боевик, который верен канонам жанра. Боевик, который показывает Касла таким, каким мы его знаем, но который не боится экспериментировать над его образом, вносить новые элементы в его характер или биографию. И пусть финал показался мне несколько смазанным и не раскрытым, этот комикс способен развлечь и увлечь своего читателя, а это уже половина победы.

Комментарии 3
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28

Комикс огонь. Очень так зашёл в свое время как раз из-за милитари down to earth тематики. Ну и рисунок огонь.

Vladimir  Sedinkin
Vladimir Sedinkin

Лежит у меня в корзине.