117 56 24854

Как строгое воспитание заставило японцев играть в GTA 5

9 декабря 2013, 0:09
Как строгое воспитание заставило японцев играть в GTA 5 - Изображение 1
3 декабря стало известно, что главная награда церемонии PlayStation Awards, где объявляют игры, ставшие лидерами продаж в Японии, досталась Grand Theft Auto 5. Условия простые. Игры с тиражом выше 1 миллиона получают платиновый приз, выше 500 тысяч – золотой приз. GTA 5 – среди тех, что получили платиновые. С 1994 года награды от Sony получили 270 игр (список можно посмотреть здесь), но GTA 5 выделяется даже из этого гигантского перечня. Японский корреспондент «Канобу» разбирается, как во многом консервативные японцы полюбили проамериканскую игру о грязных бандитах.
Как строгое воспитание заставило японцев играть в GTA 5 - Изображение 2 YouTube
[PlayStation Awards 2013] Platinum Prize Winner GTA V

До того, как получить большую награду, GTA 5 стала второй западной игрой, которой критики журнала Famitsu поставили оценку 40/40. Первой был Skyrim, и этот успех отчасти предопределил триумф Rockstar. Для многих японцев, с которыми я сама знакома, западные видеоигры начались именно с последней части The Elder Scrolls. Игру ожидаемо хвалили за высокую проработанность мира, полную локализацию (японцы, по большей части, плохо знают английский, да и читать мелкие субтитры, пытаясь распознать каждую черточку в написании зачастую похожих друг на друга иероглифов – занятие для них крайне утомительное), но любой японский фанат Skyrim скажет вам, что эта игра дала ему свободу, которой у него нигде и никогда не было.

А еще любой японский фанат Skyrim скажет вам, что все женщины в игре – какие-то уродливые старухи, и такая деталь реально влияет на продажи в стране: PlayStation Award так The Elder Scrolls и не достался.

Как строгое воспитание заставило японцев играть в GTA 5 - Изображение 3

Японцы, конечно, в основном играют в Skyrim на PS3, а не на PC, но некоторые из них все же сделали моды для компьютерной версии.

Из десяти игр, которые получили приз, в этом году (впервые!) половина – западные (Tomb Raider, Last of Us, Killzone Mercenary, Beyond: Two Souls и GTA 5), а Call of Duty Black Ops 2, чьи продажи превысили отметку в полмиллиона копий, получил золотой приз.

Конечно, эти цифры – ничто по сравнению с продажами игр для консолей Nintendo. Один только Monster Hunter 4 для Nintendo 3DS за неполных два месяца разошелся тиражом 3 миллиона копий, а Pokemon X&Y побил эту цифру за месяц.

Как строгое воспитание заставило японцев играть в GTA 5 - Изображение 4

Кроме того, в праздничном 555-м выпуске популярного игрового журнала Dengeki PlayStation был опубликован спецматериал «5 вопросов 55 разработчикам». На вопрос «Назовите игры этого года, которые произвели на вас наибольшее впечатление» большинство японских разработчиков ответило: The Last of Us (абсолютный фаворит), Final Fantasy XIV Realm Reborn, Monster Hunter 4, GTA 5 (игру хвалили именно за свободу), Beyond: Two Souls и Battlefield 4. В «Топ 20 лучших игр на приставках PlayStation» того же номера GTA 5 заняла седьмое место, оставив позади такие игры, как Persona 4 (PS2, 2008), Final Fantasy X (PS2, 2001) и Tales of Xillia 2 (PS3, 2012).

Японцы, совсем как дети, обожают открывать для себя что-то новое

Японцам нравится все необычное и часто нам непонятное. В здешних кафе можно заказать картофель-фри с шоколадным соусом вместо кетчупа, в магазинах продается Kit-Kat со вкусом васаби, а по радио выступает BABYMETAL – детская метал-группа, в которой играют три милые девочки. Отчасти в неординарности и уникальности («такого еще никто не делал») кроется, например, невероятный успех манги Shingeki no Kyojin, где огромные голые титаны едят маленьких людей, которые летают вокруг зданий при помощи хитрых механизмов с гарпунами, и ее аниме-адаптации. С новой GTA все почти так же. Игрокам с Запада нарисованный Rockstar мир понятен и вполне привычен, просто некоторые его обитатели позволяют себе чуть больше других. Но японцы, совсем как дети, обожают открывать для себя что-то новое, и этой осенью открытием стала именно GTA 5.

Как строгое воспитание заставило японцев играть в GTA 5 - Изображение 5

BABYMETAL

Японцы, которые хоть как-то соприкасаются с видеоиграми, не могут не играть в JRPG. Это у них в крови. Большинство JRPG даже не покидают местного рынка. Но никакой свободы в JRPG фактически нет. «В японских играх вы всегда должны следовать строго по сюжету. Пока вы не сделаете одно, вы не можете сделать другое» – делится один мой знакомый из местных. GTA 5 шокировала японцев возможностями. Западных игроков, безусловно, тоже, но в случае с японцами причины этого лежат немного в других плоскостях.

В GTA во время прогулки по пляжу можно просто так врезать случайному прохожему, почти настоящему человеку, клюшкой для гольфа. Просто потому что ты сам для себя только что решил, что он враг. И это принципиально важно японцу.

Когда я просила объяснить мне, чем именно хороша GTA 5, первыми аргументами чаще всего были «в этой игре можно убивать» и «очень весело сбивать людей на машине». Традиционно в японских играх врагами выступают монстры, мутанты, какие-нибудь гротескные или анимационные злодеи. В GTA во время прогулки по пляжу можно просто так врезать случайному прохожему, почти настоящему человеку, клюшкой для гольфа. Просто потому что ты сам для себя только что решил, что он враг. И это принципиально важно. Многие японцы особенно выделяют, что в GTA 5 можно стать плохим парнем, тогда как в классических JRPG чаще всего приходится играть роль героя-спасителя всего человечества.

В японском обществе идеалы поведения навязываются, господствует коллективизм. Японцам фактически некуда выплеснуть накопившиеся эмоции, которые ни в коем случае нельзя проявлять публично. Человек как личность ценится чрезвычайно низко. В языке практически не используется местоимение «Я» (watashi).

Как строгое воспитание заставило японцев играть в GTA 5 - Изображение 6

С западной точки зрения японское общество вообще нельзя назвать здоровым. Всем правит дисциплина, соблюдаются строгие, порой противоречащие друг другу законы. Так, по девятой статье Конституции Япония отказывается от войны как от способа разрешения международных споров – власти объясняют это тем, что убивать людей аморально, но об отмене смертной казни не задумываются. В целом жители страны выглядят совершенно измотанными. Есть, как многим известно, даже специальное слово, означающее «смерть от переработки» – karoushi. И хотя традиционно японцы считаются нацией трудоголиков, молодежь все чаще перебивается мелкими заработками, которых хватает на то, чтобы содержать себя, но недостаточно для покупки дорогой вещи или поездки куда-нибудь. GTA в этой ситуации – чуть ли не единственный симулятор жизни в реалистичных условиях (и это без учета GTA Online), где себе можно позволить абсолютно все: машины, недвижимость (японская недвижимость одна из самых дорогих в мире, семья может несколькими поколениями расплачиваться за один дом), дорогие вещи и развлечения. И все это – не в условной сказочной MMORPG. Вот комментарий еще одного японца: «Сначала я подумал: «это игра про ограбления и убийства? Не интересует», но потом в рекламном ролике показали скайдайвинг, и я не сдержался».

Если местного жителя все же поймают на воровстве, он не только получит строгое наказание, но и обречет семью на позор и презрение со стороны окружающих.

Отдельно выделю момент с ограблениями. Русскому человеку это покажется непривычным, но в местных магазинах за тобой практически не следят. Никто не стоит за спиной, никто не смотрит, что ты вообще делаешь. В большинстве магазинов одежды или мелких товаров нет даже магнитных ворот на выходе. И на этот счет у японцев не возникает дурных мыслей. Если местного жителя все же поймают на воровстве, он не только получит строгое наказание, но и обречет семью на позор и презрение со стороны окружающих. Отрыв от коллектива – обречение себя на гибель. В GTA можно совершать налеты на маленькие круглосуточные продуктовые магазинчики (по-японски - kombini) без риска для себя, и другой такой игры просто нет.

Как строгое воспитание заставило японцев играть в GTA 5 - Изображение 7

Типичный японский комбини.

Несмотря на всю сакуру и гейш в красивых кимоно, отдельное место в современной японской культуре занимают развлечения эротического характера. Многие наверняка слышали об аниме, манге и играх (eroge) с явным контентом для взрослых. В Японии есть даже тематические музеи, причем ходят туда отнюдь не туристы. Дело в том, что до того, как европейцы открыли островное государство всему миру, в стране не было понятия интима и личной жизни – откровенные вещи было попросту не принято скрывать. Пережитки самоизоляции сохраняются и по сей день, поэтому в магазинах с вывеской «Toys» не обязательно продают только привычные нам детские игрушки. Вот почему многие японцы были чрезвычайно расстроены тем, что в локализованной версии GTA многое попало под нож. Японская цензура работает странно, и порой не там, где это действительно необходимо. Например, жестокие, по мнению цензоров, сцены аниме Blood C выглядели так.

В торговых автоматах можно купить популярную воду с названием «Слегка пот»

Не понравилось многим и то, что нет озвучки (Rockstar принципиально запрещает переозвучивать свои игры). Напомню, в Японии плохо с английским. Плохо настолько, что в торговых автоматах можно купить популярную воду с названием «Слегка пот», и это не опечатка – слово Pocari в «Pocari Sweat» переводится как «слегка». На вкус вода сладковатая, и нетрудно догадаться, что японцы имели в виду Pocari Sweet.

С другой стороны, многие японцы были в восторге от английских ругательств. Чтобы главный герой JRPG сказал fuck или motherfucker - это просто невозможно представить! Сам японский язык невероятно культурный, ругательства практически не используются – причем даже в интернете.

Как строгое воспитание заставило японцев играть в GTA 5 - Изображение 8

GTA 5 смогла покорить японцев своей дерзостью, откровенностью, реалистичностью и свободой, которой японцы лишены в обычной жизни и которой даже в рамках серии никогда не было так много. Конечно, есть и другие причины, почему GTA по-настоящему выстрелила здесь только к пятой части. Здесь и упадок японской игровой индустрии – на PS2 было не до GTA. И то, что во времена четвертой части в стране было довольно мало PS3 (а Xbox 360 тем более).

Сам Лос-Сантос японцы сравнивают с миниатюрным садиком, в котором пристальное внимание уделено не только общему виду композиции, но и не всегда заметными на первый взгляд мелочам. Ну да, эти мелочи – о том, что ты можешь порезать человеку лицо в середине дня на центральной улице города, а потом двадцать минут толкать его тело бампером джипа. Но таких эмоций им как раз и не хватает.

Текст: Юлия Шашкова


Игры в материале
  • Grand Theft Auto 5
56 комментариев