129 212 32859

Как Steam Machines, SteamOS и Steam Controller изменят PC-гейминг

3 ноября 2013, 19:08
Как Steam Machines, SteamOS и Steam Controller изменят PC-гейминг  - Изображение 1
В 51-й день рождения Гейба Ньюэлла «Канобу» публикует подробный рассказ о грандиозных проектах Valve, нацеленных на серьезные изменения рынка домашних консолей. Компания планирует необыкновенное: создать унифицированную, но в то же время открытую игровую платформу, которая, кажется, должна победить традиционные приставки. Но для того, чтобы победить врага, Valve придется стать этим врагом.

«Почему именно PC? – спрашивает то ли у себя, то ли у аудитории конференции D.I.C.E. одетый в мешковатую рубашку-поло серого цвета и широкие джинсы Гейб Ньэлл. Пару лет назад основатель Valve Corporation отпустил бороду и стал похож на IT-версию Санта Клауса, от которого уже почти десять лет ждут одного-единственного подарка, Half-Life 3. Но у Ньюэлла другие планы. Через полгода Valve наконец-то объявит о своих планах по покорению вашей гостиной – Steam OS, Steam Machines, Steam Controller. А пока Гейб с едва заметным удовольствием делится глобальными планами компании: игры, устройства и операционные системы должны превратиться в «связанную экономику».

«Почему PC? Потому что компьютеры всегда были центральной платформой для инноваций. Онлайн-игры, 3D-графика – все это сначала появлялось на PC. Но в последние несколько лет ситуация изменилась – iPhone подарил миру мульти-тач, Wii – моушен-контроллеры. РС стал терять статус самого инновационного устройства. Мы вернем ему этот статус». Убежденность Valve не поддается критике: у платформы Steam 65 миллионов активных пользователей, рост в 2013 году составил колоссальные для 10-летней платформы 30%.

SteamOS: Linux с человеческим лицом

Самый простой, и в то же время один из самых революционных пунктов программы Valve – собственная операционная система на основе Linux. Простой – потому что и интерфейс для телевизоров, и даже база игр для Linux у Steam уже есть: запущенный в прошлом году Big Picture Mode может дать неплохое представление о том, как будет выглядеть первая в мире открытая игровая ОС. В Valve со свойственной им элегантностью решают вопросы совместимости: все игры, которые уже портированы на Linux, будут работать на SteamOS, а если разработчики не успеют подготовить свои проекты к старту новой экосистемы, то их можно будет стримить с персональных компьютеров или Mac по воздуху – скорее всего, достаточно будет воткнуть в USB-порт специальный брелок.

SteamOS получит низкоуровневый доступ к железу, который даст волшебную прибавку к производительности

Зачем Valve отдельная операционка? Во-первых, это идеальный вариант с точки зрения монополизации бизнеса. Valve избавляется от прослойки из операционных систем Microsoft Windows и Apple OS X, но не будет мешать пользователям их устанавливать – даже сама SteamOS выйдет по лицензии Open-Source. Во-вторых, такая операционная система получит низкоуровневый доступ к железу, который даст волшебную прибавку к производительности.

Для того, чтобы игра выполнила команду (например, нарисовала один из 30-60 кадров в секунду) на Windows PC, ей нужно обратиться сначала к набору API (DirectX, OpenGL), а только затем к драйверу видеокарты, который уже сообщит инструкции железу. Такая схема позволяет достичь максимальной совместимости игры со всеми существующими компонентами, но замедляет скорость работы. SteamOS, в свою очередь, будет работать с железом почти без посредников, а громоздкая Windows не будет при этом висеть в оперативной памяти, перетягивая на себя ресурсы комьютера. Звучит слишком идеально? AMD уже представила конкурирующее решение – собственный API под названием Mantle, который, в теории, может обеспечить сравнимый прирост производительности на Windows. Проблема только одна – Mantle должен быть интегрирован в игру разработчиками. В то время на SteamOS запустится любая игра, портированная под Linux – и таких достаточно много в каталоге Steam уже сегодня.

Сами мы всегда стараемся добавить поддержку Linux и геймпада в наши игры, так что нам работать со Steam OS просто. Если с Linux и геймпадами у вас проблем нет, то сложностей не возникнет.
— Шэймс Джорджани, вице-президент по развитию бизнеса Paradox Interactive, специально для «Канобу»

Steam Machines: Хороший, лучше, лучший.

Несмотря на тот факт, что SteamOS будет распространяться свободно (а значит, установить ее на свой компьютер рядом c Windows сможет каждый), Valve все-таки готовит сразу несколько специальных «устройств для гостиной», заручившись поддержкой технических гигантов Intel и Nvidia, оставшихся на обочине next-gen гонки (и Xbox One, и PlayStation 4, и Wii U работают на процессорах AMD). Эти Steam Machines будут производиться как Valve, так и сторонними фирмами, многие из них можно будет апгрейдить и изменять на свой вкус. Однако некоторая стандартизация все-таки планируется.

_ Codename: Good_

Стартовая цена: $100

Размер: ультракомпактный

Первое устройство в линейке Steam Machines Гейб Ньюэл называет «Good». Оно будет предназначено для трансляции игр с домашнего PC, а также – куда без этого – трансляции контента из интернета. Помимо ожидаемой поддержки больших видеосервисов класса Netflix и Hulu, устройство позволит без какой-либо возни с настройками использовать мощности вашего домашнего PC для игры на большом экране. Никакой задержки и компрессии картинки, свойственной облачным сервисам OnLive и Gaikai. По сути, Valve создает мощную инфраструктуру для передачи игр «по воздуху» внутри квартиры. Главный минус такого решения – без отдельного PC такая конфигурация работать не будет.

Codename: Better

Стартовая цена: $300-400

Размер: не больше, чем современная консоль

Это устройство будет больше всего похоже на то, каким мы всегда представляли SteamBox: игровой PC в консольном форм-факторе, по мощности превосходящий консоли следующего поколения. Судя по уже обнародованным тестовым конфигурациям, от «Better» можно будет ожидать четырехядерный процессор класса Intel Core i5, видеокарту уровня GeForce GTX760 с 3 гигабайтами видеопамяти, 16 гигабайт ОЗУ и гибридный жесткий диск с SSD-модулем для ультрабыстрого чтения/записи. Озвученная конфигурация уже дает мощность выше, чем у PlayStation 4, а низкоуровневая операционная система SteamOS, в теории, сможет повысить производительность еще сильнее.

Codename: Best

Стартовая цена: не ограничена

Размер: не ограничен

И конечно, у Valve будут решения для PC-энтузиастов. По-прежнему компактные PC с модульной системой компонентов и безумным железом внутри – видеокартами класса Nvidia Titan и GTX 780 Ti. Стоить эти устройства, согласно ранним данным, будет примерно как PC среднего класса – в районе тысячи долларов. Такое чувство, что Valve вообще не собирается зарабатывать на продаже своих Steam Machines. Это косвенно подтверждает и Гейб Ньюэлл: «Мы не хотим продавать устройства, мы хотим создать платформу и продвигать ее вперед». Какие цены объявят другие производители – пока под вопросом. В конце концов, никто не помешает вам подключить компьютер в традиционном корпусе – хоть с четырьмя процессорами и тремя видеокартами. В этом вся прелесть масштабирования ПК-платформы.

Steam Controller: Геймпад, который изменит все?

Как Steam Machines, SteamOS и Steam Controller изменят PC-гейминг  - Изображение 2

Про новый геймпад Valve, который будет идти в комплекте с каждой Steam­-приставкой и продаваться отдельно, нужно знать ровно две вещи: он совместим со всеми PC-играми (то есть – вообще со всеми), а его органы управления используют революционную технологию Haptic Feedback.

Совместимость достигается очень просто – два концентрических круга на контроллере эмулируют клавиатуру (левый) и мышь (правый), примерно как два стика на традиционном геймпаде отвечают за движение персонажа и перемещение камеры, а клавиши направления и перемещение мыши – за управление в стратегиях. В теории это позволяет уже сейчас играть в любой PC-проект с помощью нового геймпада – что Valve и демонстрирует разработчикам на примере, скажем, Civilization V.

«Главный челлендж при игре в RTS на экране телевизора – это, во-первых, управление (и Steam Controller решает эту проблему), а во-вторых – пользовательский интерфейс. – рассказывает «Канобу» вице-президент по развитию бизнеса Paradox Interactive Шэймс Джорджани. – Нам по-прежнему предстоит решить задачу более умного использования пространства экрана ТВ. Но уже сейчас новый контроллер Valve превосходно работает в некоторых стратегических проектах».

Как Steam Machines, SteamOS и Steam Controller изменят PC-гейминг  - Изображение 3 Youtube
Steam Controller Demonstration

Но что же такое Haptic Feedback и в чем его революционность? Все просто: эта технология позволяет тачпадам Steam Controller тактильно преображаться по запросу разработчиков. Все работает исключительно на ощущениях: микромоторы создают сопротивление в определенных областях тач-падов, превращая их то в классический D-Pad (слева) и набор кнопок (справа), то в два аналоговых стика, либо в абсолютно плоскую поверхность, удобную как раз для RTS. Генеральный директор Paradox Interactive Фредрик Вестер признается, что после игры в шутер от третьего лица со Steam Controller он не почувствовал особой разницы с классическими аналоговыми джойстиками уже после пяти минут привыкания.

«Rome 2 был играбелен с того момента как мы подключили к компьютеру новый контроллер», – говорит бренд-директор Total War Роб Бартоломью. – «После того как мы залезли в настройки игры и быстро внесли несколько изменений в управление, стало еще удобнее. Примерно через час мы получили почти идеальную схему управления».

Важную роль в тонкой настройке управления будет играть тач-скрин высокого разрешения в центре устройства – в большинстве случаев он будет превращаться в четыре дополнительных кнопки, предназначение которых будет отображаться на самом мини-экране (а также дублироваться на вашем ТВ, чтобы было удобнее). И на экран, и на тач-пады можно будет нажимать – всего в Steam Controller будет 16 кнопок. Разумеется, этот геймпад будет идти как в комплекте со всеми новыми Steam Machines, так и продаваться отдельно.

Другое будущее

Но этими тремя анонсами планы Valve отнюдь не ограничиваются – ведь для продвижения новой платформы нужны игры (тот, кто напишет в комментариях Half-Life 3, будет абсолютно прав, это было бы убийственным ходом со стороны Valve). У Гейба есть несколько любопытных идей на этот счет.

«Игры должны стать платформами для продуктивности. – говорит Ньюэлл. – Я объясню, что это значит. Вы играете в игру, вроде Portal или Half-Life, вкладываете в нее время – много времени – скажем, 20 часов в неделю. И как только вы заканчиваете игру, ваш результат остается в ней. Это как будто вы купили дом, обставили его мебелью, и сразу же продали, ничего не взяв с собой. Странно, не правда ли?»

Valve хотят дать пользователям безграничные возможности

Гранд-идея Valve заключается в том, чтобы изменить эту ситуацию, и они планируют делать это с помощью разработчиков и пользователей. «Мы считаем, что игроки должны создавать что-то внутри игры, получать какие-то товары или сервисы, и они должны оставаться у них на нашей единой платформе», – считает Ньюэлл. – «Игровые экономики должны быть соединены между собой».

В качестве примера глава Valve приводит свой проект монетизации для киберспортсменов: известная DOTA-команда Na’Vi продает в игре особые, подписанные спортсменами предметы, которые использовались в победных матчах. «Мы просто думаем о том, что люди делают в играх, а затем создаем среду, в которой они могут делать это лучше и эффективнее»

Именно такой средой должна стать SteamOS – Valve говорят о том, чтобы дать пользователям безграничные возможности. Максимально снизить порог входа для независимых разработчиков, дать игрокам возможность получать дополнительную ценность от купленных или пройденных игр. Что самое интересное – многое из этого уже работает в Steam прямо сейчас: игроки обмениваются товарами (коллекционными карточками), разработчики попадают на витрину Steam, минуя сложный процесс сертификации (Steam Greenlight). В будущем Valve планирует добавить в систему отдельные, пользовательские магазины – в дополнение к главному. Они действительно создают на базе Steam новую экономику.

Steam сыграл важную роль в росте PC-гейминга, так что очень хочется посмотреть, как новые изобретения Valve изменят индустрию. Это смелый шаг.
— Шэймс Джорджани, вице-президент по развитию бизнеса Paradox Interactive, специально для «Канобу»

«Зачем мы это делаем? Мы хотим избавиться от смены поколения консолей. Разработчики и игроки вкладывают в них огромные ресурсы, а через 7-8 лет начинают все заново». Гейб не произносит это прямым текстом, но явно намекает: Steam – это навсегда.

Текст: Кирилл Перевозчиков