47 27 16722

Как работали игровые трансляции в 90-е

20 февраля 2014, 20:04
Как работали игровые трансляции в 90-е - Изображение 1
Сервис Twitch с недавних пор – серьезный бизнес: в конце января 2014 года игровые трансляции на территории США по объемам трафика обошли сайты Amazon, Valve, видеосервис Hulu и Facebook; выше только Apple, тандем Google-YouTube и медиагигант Netflix. Говорить о том, что Twitch пришел к успеху только благодаря интеграции с PS4, конечно, нельзя – сервис существует уже третий год, и, помимо трансляций консольных игр, там показывают игры с PC, массовое прохождение Pokemon, а иногда и чей-то секс, – но успешные продажи новой приставки Sony и поддержка Xbox One (должна появиться в первой половине года) наверняка добавят сервису очков. Удачная идея транслировать свой геймплей людям вокруг, однако, не нова – 20 лет назад за вашими неуклюжими прохождениями Contra и Super Mario Bros. мог поневоле следить целый дом. «Канобу» объясняет, как это странное явление работало.

В 90-е это, конечно, воспринималось как магия. Можно было вернуться из школы домой, включить игру с картриджа «9999 in 1» и через минуту получить звонок в дверь – переключая каналы на своем телевизоре, соседи таинственным образом попадали на сигнал с приставки. Чаще всего такие конфликты улаживались полюбовно, в худшем случае Dendy приходилось выключать, потому что восьмибитный стрим перекрывал канал с футболом или новый эпизод «Тропиканки». Аномальная зона редко ограничивалась парой квартир. Поймать сигнал с клона NES можно было, находясь на два-три этажа ниже – это, само собой, сильно снижало шансы найти источник помех, если квартира владельца не была известна заранее.

Как работали игровые трансляции в 90-е - Изображение 2

Battle City и Darkwing Duck вместо программы «Час пик», конечно, раздражали многих, но именно такие случаи помогали людям знакомиться – не только потому, что пузатый сосед снизу был вынужден надеть тапки, прошлепать по лестнице и высказать претензии лично. Благодаря таким трансляциям владельцы Dendy нередко понимали, что где-то рядом есть еще одна приставка и, следовательно, человек, с которым можно обменяться картриджами. Знакомство ускорялось, если вы попадали на трансляцию не банальной Battle City, а игры, которую вы раньше никогда не видели.

Поскольку RF-модуль приставки работал в широком диапазоне, сигнал с него шел сразу на несколько квартир, а в отдельных случаях игру в Battletoads могли оценить даже в соседнем доме

По вполне объяснимым причинам (большие дома, минимум коммуникации между соседями) поиск часто оканчивался ничем, и тогда консоль превращалась в сигнальный маяк: раз в день с нее начинался стрим какой-нибудь Duck Tales, и нужный человек, поймав картинку на своем телевизоре, через некоторое время мог прийти сам.

Как и многие тайны детства, магические трансляции объясняются до обидного просто. Для вывода картинки консоль часто использовала RF-модуль, простой передатчик радиосигналов, который сегодня используют в куче приборов. Оригинальный Famicom подключался к телевизору только с его помощью, у NES и аналогов была альтернатива в виде стандартного AV-кабеля. Если производитель приставки-клона не помещал модуль в корпус приставки, тот выглядел как серая коробочка: с одной стороны она подключалась к консоли, с другой – к телевизионной антенне или соответствующему входу на самом телевизоре. Картинка с Dendy в таком случае не перекрывала остальные каналы – достаточно было один раз поймать сигнал на одной из свободных кнопок, чтобы никогда больше не возиться с проводами. Поскольку RF-модуль приставки работал в широком диапазоне (в комплекте с некоторыми подделками даже шли антенны-усилители), сигнал с него шел сразу на несколько квартир, а в отдельных случаях игру в Battletoads могли оценить даже в соседнем доме. Со сменой поколений ничего не изменилось: аналогичный модуль у Sega Mega Drive и SNES встречался гораздо реже, но фонил примерно так же.

Как работали игровые трансляции в 90-е - Изображение 3

Один из вариантов встраиваемого RF-модуля. Фото: elecfreaks.com

Как работали игровые трансляции в 90-е - Изображение 4

Внешний RF-переключатель для SNES. Фото: goods.ruten.com.tw

Непроизвольные трансляции случались не только у приставок. Просто крутя ручки приемника, можно было нарваться на переговоры по рациям, а позже один радиотелефон случайно мог перехватить сигнал другого, но случаи с Dendy запоминались сильнее – с трубкой и радио все было более-менее ясно, а вот почему так делают приставки и почему не делает видеомагнитофон, не понимал никто. Сегодня приборы работают на разных частотах, а RF-модули приставок отвечают только за беспроводную связь – в том числе с геймпадами.

Теоретически сигнал с найденной на антресолях Dendy можно усилить при помощи радиоаппаратуры и охватить целый район, но ярких комментариев на пороге вашей квартиры по этому поводу уже никто не даст. Постаревший сосед смотрит футбол на кабельном канале, «Тропиканка» давно закончилась, а у любителей продемонстрировать свою игру остальным есть YouTube и Twitch, трансляции на которых не влезают поверх эфира «Первого».

Текст: Сергей Колокольников


27 комментариев