07 мая 2014Игры
Обновлено 08.06.2016

Как начать читать комиксы: удобные точки входа в миры Marvel и DC

Если коротко: В прошлой статье мы говорили о пяти основных причинах, по которым людям сложно приобщиться к чтению комиксов. Теперь мы переходим от теории к практике: с каких конкретно персонажей, серий и выпусков новичку будет комфортнее всего начать читать комиксы.
Если коротко: В прошлой статье мы говорили о пяти основных причинах, по которым людям сложно приобщиться к чтению комиксов. Теперь мы переходим от теории к практике: с каких конкретно персонажей, серий и выпусков новичку будет комфортнее всего начать читать комиксы.

Важно: Как и в прошлой статье, я снова сосредотачиваю внимание на супер-геройских комиксах двух издательств-гигантов. Они не единственные в индустрии так же как супергероика – не единственный жанр комиксов. Я поступаю так по одной причине – статья в первую очередь предназначена для тех, кто уже знаком с супергеройскими франшизами из других источников (фильмы, мультфильмы, игры) и хочет изучить формат, в котором, собственно, родились интересные ему герои, миры и сюжеты.

Этот полный любопытства поклонник может долго бродить по берегу огромного океана комиксов, не зная, с какой стороны к нему подойти. Этот гайд может помочь ему найти самый тихий пляж, самый белый песок и самую чистую воду.

Как начать читать комиксы: удобные точки входа в миры Marvel и DC - фото 1

**А теперь подробнее:**Безусловно, у каждого комикс-фаната есть свое представление о некой идеальной траектории входа в жанр для новичка. Лично я был в таком восторге от фильма «Хранители», что решил прочитать и сам комикс, по которому он был снят. Мне до сих пор кажется, что начинать читать комиксы с него – хороший вариант по многим причинам.

Хранители – это законченная серия из 12 выпусков. В ней не запутаешься, тут нет перебоев качества и влияния других авторов. Это настоящий графический роман – отдельное, цельное произведение, которое не требует никакой предварительной подготовки.

Если вам понравился фильм, то комикс пойдет еще лучше. Часть материала будет знакомой до боли, другая станет приятным откровением. Снайдер снял фильм очень близко к комиксу, но многое попросту не вошло в фильм, поэтому комикс воспринимается как углубленная и более детальная версия этого киношедевра.

Рисовка Дейва Гиббонса может поначалу показаться простой, но если вы посмотрите на композицию и цветовые решения, поймете, что это одна из самых сильных работ в жанре. Хранители по праву считаются лучшим комиксом всех времен. Это глубокое и многогранное произведение, которое не стыдно ставить в один ряд с классикой литературы. Начните с высшей точки жанра, чтобы понять, на что он способен и вымыть из головы представление о нем, как о «детском».

Как начать читать комиксы: удобные точки входа в миры Marvel и DC - фото 2

Что же касается вселенных Марвел и ДиСи, знакомиться с ними лучше всего начинать с титульных персонажей. С паука, бэтмана, супермена и так далее. И дело тут не только в том, что они самые популярные герои и вам вроде бы уже знакомы. Просто именно титульным персонажам издательство посвящает больше всего серий, отдает им самых талантливых авторов, и обращается с ними особенно бережно. В итоге, большинство комиксов в топе лучших за всю историю супергеройского жанра будет именно про них.

ДиСи больше склонна к несколько театральному подходу, пафосу и мрачным тонам. Вспоминая песенку бэтмана из недавнего Lego-movie: «Darkness! No parents!».

Вот шорт-лист лучших комиксов о летучей мыши, которые держат не менее внушительные позиции и в топе «лучших вообще»:

1. Long Halloween, Dark Victory и Hush от Джефа Лоеба. Эти три работы написаны по одной схеме и в одном стиле нуарного детектива. Таинственный злодей совершает преступления одно за другим и даже Бэтман оказывается не в силах ни остановить его, ни даже отгадать, кто же стоит за всем этим.

2. Dark Knight returns и Year One Фрэнка Миллера. Вообще именно эти вещи считаются самыми сильными у Бэтмана, но мне кажется, что начинать с них будет тяжелее, чем с историй Лоеба. «Возвращение темного рыцаря» рассказывает о престарелом бэтмане, снова надевающем плащ. Год первый пересказывает ориджин бэтмана и его первые неуклюжие попытки бороться с преступностью. Он вышел позже Возвращения, поэтому сами решайте в каком порядке их читать. Стоит отметить, что оба комикса были отлично адаптированы в полнометражные мультфильмы – их можно и просто посмотреть.

Как начать читать комиксы: удобные точки входа в миры Marvel и DC - фото 3

Кстати, именно «Возвращение» процитировал один из актеров по просьбе Снайдера на прошлогоднем Комик-коне, сведя фанатов с ума. Из этого комикса они и будут брать общую идею противостояния супермена и бэтмана для грядущего сиквела суппермена.

3. Killing Joke Алана Мура и Тима Сейла. Уже одни имена создателей выделяют эту вещь. Автор Хранителей и художник Long Halloween, Dark Victory и Spider-man: Blue. Мур не стал мелочиться – именно он руками Джокера в этом комиксе… хотя нет, для вас же это еще спойлер. Отдельно отмечу самый тонкий открытый финал в комиксах.

4. Justice League of America: Tower of Babel Марка Уэйда. Это самая мощная история Лиги Справедливости и Бэтман играет в ней ключевую роль: годами он думал над способами остановить своих собственных друзей, если те вдруг переступят черту. И эти наработки Бэтмана попадают в чужие руки, позволяя вывести из игры всех членов Лиги одним махом. Поэтому комиксу был снят полнометражный мульт Justice League: doom, но при адаптации слишком многие части подверглись изменению и сокращению, поэтому в этом случае я скорее посоветую читать, а не смотреть. Либо – и то и другое.

5. Batman: Earth one. Еще одна современная версия ориджин стори с довольно интересным подходом.

Как начать читать комиксы: удобные точки входа в миры Marvel и DC - фото 4

У супермена не меньше отличных самостоятельных историй, с которых ровно так же можно начинать свое погружение в мир ДиСи.

Многим людям, не читающих его комиксы, супермен кажется неинтересным героем, обладающим такими безграничными способностями, что за него сложно переживать, сочувствовать ему и так далее. Я и сам так считал, но правда в том, что интересную историю можно написать о чем угодно и про кого угодно. А Супермен при более детальном рассмотрении оказывается ничуть не менее интересен, чем Бэтман.

Марвел не боится показать отталкивающих героев, по-человечески уродливых. Мрачность ДиСи больше в тоне, чем в сюжете и персонажах.

Я не стану вдаваться в детали и просто перечислю абсолютные шедевры, каждый из которых, кстати, в той или иной форме оставил отпечаток на недавнем Man of Steel Снайдера:

1. All-star superman (2006) Моррисона

2. Superman: Earth One (2010) Стражински

3. Superman: Birthright (2003) Уэйда

4. Superman: Secret Origin (2009) Джонса

5. The Red Son (2003) Миллара (Не путаем с Миллером. Миллер – триста и город грехов. Миллар – Пипец и Старик Логан)

6. Superman: The Man of Steel (1986) Бёрна

Ну и, наконец, возвращаемся к центральному персонажу всех моих последних статей, к спайди. И тут есть небольшая проблема – у Паркера почти нет ван-шотов и мини-серий такого уровня, как в списке выше. Да, есть уже упомянутый Blue от создателей Long Halloween. Есть превосходный «The Sensational Spider-Man Annual #1: To have and to hold». Но все самые яркие, интересные и качественные истории паука находятся внутри его онгоингов.

Так как же быть? Окунать новичков сразу в основную серию Amazing Spider-man, содержащую свыше семи сотен выпусков? Но там сам черт ногу сломит от тех проблем, которые мы обсуждали в предыдущей статье. К счастью, для паука есть некий gateway drug, с которого можно начать и не сойти с ума. Это Алтимейт серия.

Алтимейт вселенная развивалась параллельно основной довольно долго и, в отличие от остальных «параллелей», со временем лишь крепла и вбирала в себя все больше тайтлов, обзаведясь своими мстителями и своими икс-менами. Именно в этой вселенной Ник Фьюри стал черным, а Электро сменил костюм-звездочку с детского утренника на облик, близкий к тому, что мы увидели недавно в фильме.

Как начать читать комиксы: удобные точки входа в миры Marvel и DC - фото 5

Главное преимущество алтимейт вселенной состоит в минимизации раздрая. В алтимейт линейке Спайди менее двух сотен комиксов, все они написаны и нарисованы одной и той же командой: все в одном стиле, никаких прыжков в качестве, никаких экспериментов. Отчасти это попытка заново переработать всю историю Паркера за 50 лет издания Amazing Spider-man и его серий-сателлитов.

Я не скажу, что у серии нет своих минусов. Многие моменты спорны, да и лучшие истории по-прежнему обитают в основной серии. И все же для новичка простая и ясная алтимейт-версия предпочтительнее. Паркер, успевший в основной серии жениться, найти и потерять детей, поработать фотографом, учителем и ученым, в алтимейт-серии омоложен и возвращен в школу, к своим корням. Обычного подростка с обычными проблемами и дерьмовой работой в макдаке.

У серии есть и еще один однозначный плюс – любовные линии выписаны очень трогательно и чувственно, ведь теперь это снова первая любовь подростков.

Ну, а самый большой плюс серии – это ее финал. В том числе потому, что это и правда финал, без читерства и дешевых фокусов. После него вы сможете легко попробовать серии других героев алтимейт-вселенных, которых встретите еще при чтении паука – так вы собственно и откроете для себя вселенную марвел. По крайней мере – одну из них. Оттуда вы уже будете в состоянии доплыть до основной вселенной и разобраться в ней самостоятельно.

Как начать читать комиксы: удобные точки входа в миры Marvel и DC - фото 6

После ultimate spider-man можно переходить уже и к основной – amazing – серии. Ее неоднородность здесь отчасти играет нам на пользу. В серии есть много переломных моментов, которые можно назвать частичным ребутом. Отсюда тем, кто не знает предыдущих событий, читать будет легче.

Многие советуют начинать читать серию с прихода в нее Майкла Стражински, с номера 471 (Еще он значится как номер 30 второго тома, но не обращайте на это внимания. Одна из нелепостей комикс-мира). Несмотря на плюсы рана Стражински (run – это период серии под управлением какого-то конкретного автора), в основе его – история о паучьих богах и тотемах, объясняющая способности Паркера уже не наукой, а судьбой и магией. Это само по себе было не слишком удачной идеей, а уж начинать с такого – совсем не с руки.

Ран Стражински заканчивается осознанием Марвел того факта, что женатый и зрелый Паркер уже не так интересен, тем более после того как во время Гражданской Войны Супергероев он открыл свою личность всему миру. Поэтому они устраивают Паркеру настоящий ребут - демон Мефисто обещает стереть из памяти всех людей знание, что Паркер это Паук, но в качестве платы за услугу он стирает из реальности еще и его брак с Мэри Джейн.

Так вот я предлагаю начинать читать серию сразу после этого ребута – с Brand New Day (amazing spider-man 546), где Питер снова холост, с Мэри Джейн они по неким магическим (на этот раз - буквально) причинам не могут быть вместе, и поэтому Паркер снова волен плодить подружек. Работы у него тоже нет, враги появляются новые вдобавок к старым, то есть – все с чистого листа.

Если эта точка вам не подойдет, двигаемся дальше, к номеру 612. Именно с него начинается период отличных арок, включающих Gauntlet, Grim Hunt и прекрасное углубление персонажа Ящера под названием Shed. Некоторые предлагают отодвинуться еще чуть-чуть и начать с юбилейного 600-го, где женятся тетя Мэй и отец Джона Джемисона. Но в этих 12-ти выпусках есть и довольно неудачные, поэтому смотрите сами.

Следующей удачной входной точкой станет 647-й выпуск, готовящий нас к новой странице в истории паука после Brand New day. А именно – к Big Time. Новая девушка, новая работа и наконец-то, впервые за много лет, Паркеру будет везти. Возможно, это самая солнечная страница его жизни, ведь он получает престижную должность в Horizon Labs, где занимается своими изобретениями, которые идут как в арсенал паука, так и в серийную продажу. Смотреть на Паркера, получившего заслуженный глоток уважения и счастья, крайне приятно.

Как начать читать комиксы: удобные точки входа в миры Marvel и DC - фото 7

Мы уже подобрались к сегодняшнему дню – 700-й выпуск был последним в серии, рассказав о том, как доктор Осьминог обменялся телами с Паркером, и тот умер в изъеденном болезнью теле Октавиуса. Марвел запустил новую серию: Superior Spider-man, где человеком пауком стал Отто в теле Паркера. Звучит безумно, но как ни странно, серия вышла отличной и привнесла в историю Питера долгожданную свежесть. К сожалению, после полутора лет и 31-го выпуска, Марвел решили, что выдоили из идеи все, что могли, и вернули Паркера в его тело. Тем не менее, этот ран обязательно стоит прочитать. Начинать впрочем с него, наверное, не стоит, потому что нужно знать жизнь Паркера, чтобы было с чем сравнивать то, что сделал с ней Октавиус в его теле.

Новая серия со старым названием Amazing spider-man стартовала буквально неделю назад. Пока там всего один выпуск, поэтому начинать особо не с чего. Решайте сами, насколько далеко назад вы хотите вернуться.

За мисс Харди немного обидно. Их оргии с Паркером куда любопытнее угрюмого секса кошки и мышки.

Окей, с Пауком разобрались, но что делать с онгоингами ДиСи? Ван-шоты это прекрасно, но хочется и постоянно выходящих серий. Тут все, как ни странно, еще проще чем у Марвел.

В 2011 году ДиСи осознало, насколько запутанность их мультивселенной затрудняет привлечение новой аудитории, и решило разрубить гордиев узел одним махом. Они перегрузили всю вселенную – просто закрыли все выпускаемые серии и начали 52 новых.

На этот раз все они были скоординированы и снабжены общими гайдлайнами, чтобы минимизировать перепады стиля и качества. И получилось у них превосходно. За 3 года накопилось достаточно комиксов, чтобы было, что почитать, но не слишком много, чтобы все успело запутаться заново.

New 52 можно читать всю – качество действительно не сильно колеблется от серии к серии. Начать ее привычнее будет все с того же Бэтмана. И пусть то, что у него 5 разных сольных серий, вас не смущает – их можно читать независимо, они просто концентрируют внимание каждая на своем аспекте. Одна – на детективной работе, вторая на отношениях с Робином, третья больше уходит в мистику и нуар и так далее.

После охвата серий самой мыши можно расширять список чтения на его семью – серии Найтвинга, Бэтгёл и Бэтвуман написаны отлично. А ушедший в самостоятельное плавание жесткий Suicide Squad с Харли Квин и Дедшотом в составе и вовсе прекрасен.

Из приятных сюрпризов стоит отметить Чудо-Женщину и Аквамена. Никто не мог предположить, что после супер-друзей Аквамена кто-то сможет снова воспринимать всерьез, но талантливая команда сумела таки вернуть его репутацию и превратить «чувака, который говорит с рыбками» в короля Атлантиды. Новая Чудо-Женщина же вышла просто интересной городской фэнтази о греческих богах в современном мире с потрясной рисовкой и дизайном персонажей.

Многие могут подумать, что приобщение к комиксам должно начинаться с выбора стороны: Марвел или ДиСи (DC расшифровывается как Detective Comics, что не мешает им называть себя DC comics. То есть detective comics comics. Еще один бред комикс-мира). Это же, в конце концов, как пепси и кока-кола, Мак или ПК, X-box или Playstation.

На самом деле, это не так. Большинство комикс-фанатов читают и то и то, просто продукция одного из издательств импонирует им немного больше.

Можно сказать, что ДиСи больше склонна к несколько театральному подходу, пафосу и мрачным тонам. Вспоминая песенку бэтмана из недавнего Lego-movie: «Darkness! No parents!». Но уклон этот относителен, это не значит, что они не умеют шутить и постоянно ищут, что бы еще передраматизировать.

Как начать читать комиксы: удобные точки входа в миры Marvel и DC - фото 8

Марвел, с другой стороны, ставит в приоритет жизненность и интересность историй. Их гамма в целом куда более солнечная, но что любопытно, именно Марвел меньше боится жести и рискованных ходов.

Посмотрите на то, как они подают персонажей Брюса Беннера или Хэнка Пима – это же омерзительные люди, и они делают мерзкие, эгоистичные вещи. Марвел не боится показать отталкивающих героев, по-человечески уродливых. Мрачность ДиСи больше в тоне, чем в сюжете и персонажах.

И этот парадокс порождает следующий: жесть марвел очень тяжело разглядеть. По-настоящему прочувствовать весь ужас ситуации, которую они дают нам. Сложно, потому что она нарисована в этой солнечной гамме и вроде как все герои более-менее ее переживают. Иногда очень хочется смешать эти два подхода и посмотреть на реальную жесть марвел поданную в драматическом тоне диси – с максимальным вниманием к этой драме.

Начиная разговор о пауке, я упомянул, что у него, в отличие от бэтмана и супермена, нет легендарных самостоятельных арок. На самом деле, эта закономерность намного шире и распространяется на издательства целиком. Именно ДиСи принадлежат все самые легендарные самостоятельные проекты – ван шоты, мини-серии, лимитки и так далее. То есть отдельно стоящие проекты одного автора, не завязанные на основную серию. Марвел же словно не заинтересованы в выпуске отдельных графических романов и сосредотачиваются исключительно на интересных историях для своих онгоингов.

Самое интересное, что практически все именитые авторы успели поработать в обоих издательствах. Спасший Бэтмана Миллер начинал со спасения Сорвиголовы в Марвел. Столько сделавшие для углубления характера супермена Мориссон и Уэйд писали Фантастическую Четверку и Капитана Америку соответственно. Лоеб, вместе с гениальным художником Тимом Сейлом подаривший нам бэтмановские шедевры Одержимый Рыцарь, Долгий Хэллоуин и Мрачная Победа, сделал прекрасный ван шот спайдермена «Blue». Пол Дини, создававший сюжеты для знаменитого мультсериала Бэтман и для серии игр от рокстеди, трудится над мультсериалами про паука и халка для Марвел.

Но, несмотря на то, что все они работали и там и там, самые знаковые свои работы они написали именно в ДиСи – именно эти тайтлы перечисляют в скобках рядом с их именем, их знают наизусть все фанаты, потому что они вошли в двадцатку лучших комиксов всех времен. Причем эти авторы пытались создавать подобные проекты и с персонажами Марвел (к примеру, и Лоеб и Миллер делали каждый свои мини-серии по сорвиголове), но эти работы не поднялись выше просто качественных, не стали легендами.

Как бы то ни было, между Марвел и ДиСи куда больше сходства, чем различий. Они почти как близнецы-братья. Или клоны. Или двойники из параллельной вселенной.

Конкуренты в любой сфере всегда пытаются вырваться вперед за счет чего-то уникального. Но еще больше они стремятся украсть уникальный продукт конкурента и выпустить его аналог, лишив его этой самой уникальности. Патенты и копирайты не слишком спасают от заимствований. Эппл и центр уведомлений, гугл и голосовой помощник… Примеров – миллионы. Конкуренция часто играет роль кривого зеркала, где компании уже не столько изобретают, сколько копируют ходы противника, удачные и нет, просто из страха отстать.

ДиСи и Марвел потянули друг у друга столько, что никто уже не в обиде – можно считать, что они как братья, всегда делятся игрушками. Соколиный глаз и Зеленая Стрела, Женщина-кошка и Черная Кошка, Намор и Аквамен, Ртуть и Флэш. И это лишь те пары персонажей-отражений, где оба «близнеца» выжили, есть и такие пары «сиамов», где один из персонажей не смог добиться популярности и так и остался позади. В этих парах природа «заимствования» проступает еще более явно. Железный человек и Сталь. Чудо-женщина и Power Princess. Man Thing и Swamp Thing. Капитан Америка и The Guardian.

Не всегда, правда, эта схожесть рождается из циничного желания скопировать персонажа и попробовать заработать на чужой популярности. Если персонажи-реверансы вроде Черного Паука у ДиСи или Итана Эвардса у Марвел. Эдвардс был забавной сатирой на супермена: огромный увалень с фермы, пришедший в Дейли Бьюгл работать журналистом. Неуклюжий, застенчивый, богобоязненный – Марвел создал весьма трогательную карикатуру на человека из стали.

Как начать читать комиксы: удобные точки входа в миры Marvel и DC - фото 9

Еще необычнее история кошек. Подружка Бэтмана появилась в комиксах практически одновременно с ним – в 40-м году. Фелиция же – почти на 40 лет позже, в 79-м. Глядя на схожесть их прозвищ, костюмов, характеров и природу отношений с их возлюбленными героями в масках, напрашивается вывод, что Фелиция – наглая копия Селины, отличающаяся лишь тем, что владеет супер-силой изменять отношение госпожи-фортуны к окружающим. Но на самом деле, Селина, хоть и появилась раньше, изначально была обычной воровкой – без костюма, очков и прочего. Просто женщина в платье. Все то, что мы сейчас считаем неотъемлемыми составляющими образа Женщины-Кошки на самом деле изначально принадлежало именно Фелиции, а Селина с годами потихоньку начала подтаскивать это себе. Вор у вора… Поэтому за мисс Харди немного обидно – ее собственные комиксы интересны, а их оргии с Паркером куда любопытнее угрюмого секса кошки и мышки, поэтому я очень надеюсь, что Сони решится таки посвятить Черной Кошке спин-офф. Надеюсь, ее роль во франшизе не ограничится должностью ассистентки гоблина во втором фильме.

К разговору о фильмах: мы еще затронем эту тему в цикле кинофраншиз, но очевидно, что ДиСи на данный момент все поливают помоями из-за того, что Марвел вырвалась далеко вперед со своей киновселенной.

Но вспомните, ведь в прошлом веке все было ровно наоборот – ДиСи выпустила по 4 фильма про бэтмана и супермена, персонажи марвел же существовали по большей части в дешевых сериалах или столь же дешевых фильмах. Лишь в 21-м веке ситуация разительно поменялась, и сейчас ДиСи имеет в реестре лишь трилогию Нолана, два сомнительных фильма про супермена и провального Зеленого Фонаря. Марвел же помимо своих Мстителей с одиночными фильмами имеет группу поддержки из Спайдермена Сони, а также Икс-менов и Фантастической четверки Фокса.

Впрочем, есть ниша в которой Диси обгоняет Марвел – мультипликационная вселенная. Рисованные полнометражки ДиСи стоит упомянуть отдельно. Помимо того, что они сделаны на голову выше аналогов Марвел, эти мультфильмы сняты по лучшим графическим романам издательства. И их перенос их на экран выполнен с минимальными изменениями.

То есть, один из вариантов начать читать комиксы – это просмотр мультиков. Ведь это фактически анимированный и озвученный комикс: сюжет и диалоги сохранены, рисовка приближена к изначальной, но более детальна и реалистична. Определенно стоит посмотреть такие вещи как Возвращение Темного Рыцаря, Бэтман: под Красным Колпаком, Лига справедливости: Война и свежий «Сын Бэтмана». Перечислять можно долго, потому что плохих полнометражек у ДиСи крайне мало – можно открывать список в википедии и смотреть хоть все подряд.

Как начать читать комиксы: удобные точки входа в миры Marvel и DC - фото 10

С аниме и мангой это тоже работает, кстати. «Одержимые смертью» - одно из самых глубоких, реалистичных и жестких анимэ из существующих, история противостояния двух учеников одного додзе в феодальной Японии. Я пересмотрел достаточно аниме, но этот сериал стал для меня откровением – такого уровня я попросту не ожидал.

У «Одержимых» есть и еще одна особенность – экранизирована лишь половина манги, поэтому если вам захочется (а вам точно захочется) узнать, чем закончится поединок двух калек, вам придется читать мангу – прямо с того момента, где оборвалось аниме.

Очень жаль, что в одной и даже в двух статьях невозможно полностью раскрыть все многообразие комиксов, поговорить о богатейшем мире манги или столь необычном мире не-супергеройских комиксов. Я позволю себе назвать лишь один: классический нуар-детектив Blacksad, изданный во Франции двумя испанцами. Шедевральная акварельная рисовка, потрясающая работа с позами, мимикой и символами. Выпусков всего пять, каждый из них рисовался не меньше года, поэтому не откажите себе в удовольствии и прочтите.

Я узнал о Blacksad неделю назад, из комментов к собственной статье. Вы помогли мне открыть его для себя, за что вам огромное спасибо. Надеюсь, и мне удалось открыть для вас нечто интересное.

Как начать читать комиксы: удобные точки входа в миры Marvel и DC - фото 11
Комментарии 92
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Батя в здании
Батя в здании
берешь деньги, идешь в магаз и читаешь)
Brandon Stark
Brandon Stark
Вот Блексад это вещь, больше всего понравился выпуск про Ку-клус-клан. А за статью спасибо, давно хотел почитать Бетмена, теперь буду знать с чего начать.
Папа Ёж
Папа Ёж
Комиксы для инфантильных подростков.