12 января 2015Игры
Обновлено 09.05.2015

Как игры учат истории

Говорят: нации нужен единый учебник истории. Выверенный текст, который вселит в сердца детей чувство патриотизма, привьет любовь к Родине и ее прошлому, а также позволит избежать конфликтов на религиозной почве, что для многонациональной страны, конечно, важно. Правда, они не говорят, кто может в России написать такой учебник, не превратив его в партийную методичку или скучный, занудный трактат, от которого справедливо будет тошнить любого нормального школьника. Может, тогда стоит вложить эти миллионы рублей в создание не учебника, а игры? Такой, допустим, как Never Alone.
Говорят: нации нужен единый учебник истории. Выверенный текст, который вселит в сердца детей чувство патриотизма, привьет любовь к Родине и ее прошлому, а также позволит избежать конфликтов на религиозной почве, что для многонациональной страны, конечно, важно. Правда, они не говорят, кто может в России написать такой учебник, не превратив его в партийную методичку или скучный, занудный трактат, от которого справедливо будет тошнить любого нормального школьника. Может, тогда стоит вложить эти миллионы рублей в создание не учебника, а игры? Такой, допустим, как Never Alone.
Как игры учат истории - фото 1

Современной школе в принципе нужны не методисты, а геймдизайнеры и сценаристы, популяризаторы теории обучения через игру. Посмотрите, чего добились создатели Never Alone: сотни тысяч людей по всему миру узнали о существовании маленького народа — инупиатов. Живущие в условиях вечной зимы, окруженные дикими животными и непогодой, они бережно хранят свою культуру и передают ее следующим поколениям. История, собранная в нескольких роликах и мультфильмах, рассказывает о прошлом инупиатов, но вселяет веру в будущее — они не исчезнут, о них не забудут.

Поделив игру на две части, авторы идеально вписали просветительскую миссию в игровой контекст. Чтобы добраться до следующего ролика, ты должен пройти определенный отрезок игры. Сама игра — набор символов и коротких историй, которые затем повторяются уже в документальных видеороликах. И ты начинаешь их смотреть, чтобы лучше понять этот мир. А вместе с этим ты усваиваешь, обрабатываешь историческую информацию. Незнакомый тебе народ вдруг становится реальным, как будто ты всю жизнь знал о его существовании.

Представьте такую игру о, допустим, Древней Руси. Со всеми ее войнами, междоусобицами, принятием христианства и борьбой с язычниками. Только на минуту представьте, как вы в роли князя смотрите на глобальную карту, выбираете цель нападения, а закадровый голос рассказывает о важнейших битвах в истории того периода. И вот вы сражаетесь с врагами, а вам в это время рассказывают о методах ведения войны той эпохи, показывают оружие, солдат и их форму. А в перерыве — бытовые картины, религиозные деятели, ученые и первооткрыватели. Ведь это значительно повысило бы интерес к истории среди подростков, а уж материал явно усваивался бы качественнее.

Как игры учат истории - фото 2

Более того, такая игра — отличный экспортный продукт, который показал бы Россию с другой стороны, рассказал о ее прошлом так, что ни у кого не осталось бы сомнения: это страна с большой, богатой историей, яркой культурой и талантливой наукой. И вот здесь у меня произошел сбой. А как показать в игре Холокост и нужно ли это делать? И как вообще показывать ужас и жестокость войны? Первую мировую осмыслили в прекрасной Valiant Hearts: The Great War, которая по своей структуре очень похожа на Never Alone. Игра доказала, что не обязательно показывать фотографии людей, умерших от удушения ядовитым газом. Достаточно иногда одного милого пса, который боится газа, скулит и очень смешно выглядит в противогазе, чтобы донести мысль лучше тонн исторического текста.

Почему же тогда специалисты по образованию не превращают учебники в игры? Мне кажется, что это — типичная боязнь нового. Недавно я просматривал американские учебники 30-50-х годов прошлого века. Вы бы только видели это уныние: полотна текста мелким шрифтом, редкие черно-белые изображения. Никаких тебе схем или логичной, здравой верстки с выделением ключевых мыслей и терминов. Проходит всего 20 лет и учебники полностью меняются, становятся яркими, «вкусными». По ним действительно приятно учиться, благодаря визуальной насыщенности информация лучше усваивается и запоминается.

Об этой революции в США писали многие. Если кратко, то цель авторов нового поколения учебников была в том, чтобы через развлечение нести знания. Упростить жизнь ученика, которому и так приходится одновременно усваивать десяток мало связанных друг с другом предметов. Думаете, этот процесс был легким и приятным? Вовсе нет. Учителя старой закалки выступали против, говоря — «Школа — это не место для игр».

Я считаю иначе. Как раз если и есть идеальное место для игр, то это современная школа, нацеленная на ученика, а не на тупое поддержание устаревшей традиции и нормы. А учебник истории в виде увлекательной игры — это будущее этой школы. Остается дождаться, какая страна первой решится на такой эксперимент. Я надеюсь, что это будет Россия.

Комментарии 69
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Капитан Сарказмо
Капитан Сарказмо
Поиграй в 9 роту от Гоблина. Вот это то, что получается от такого подхода в России.