17 17 9407

​«Качаю, когда нет вариантов»: Илья Красильщик про «Афиша-Сериалы»

14 декабря 2013, 22:41
​«Качаю, когда нет вариантов»: Илья Красильщик про «Афиша-Сериалы» - Изображение 1
13 декабря «Афиша» запустила видеосервис «Афиша-Сериалы», где зрители могут посмотреть зарубежные и отечественные шоу из каталогов крупнейших российских онлайн-кинотеатров. «Канобу» поговорил с директором по продуктам «Афиши» Ильей Красильщиком о предназначении их агрегатора, русском Netflix и о том, виноваты ли зрители, которые качают с торрентов.

«Канобу»: Не могу припомнить, чтобы кто-нибудь – у нас или на Западе – делал агрегатор видеотек. Когда вы придумывали этот проект, вы на кого-нибудь оглядывались?

Илья Красильщик: В России — нет, ни на кого. В России ничего подобного нет. Если бы было, то зачем за это браться? Наш образец — Netflix. Понятно, что «Афиша-Сериалы» пока никакой не Netflix, но мы к этому стремимся. Правда, нам мешают технические ограничения и, прежде всего, законы Российской Федерации.

Это какие?

Я имею в виду сложности с правами. Мы же агрегатор — берем контент у других. Наши партнеры не могут передать нам сериалы напрямую. Контент принадлежит им, мы не храним его на нашем сайте. Зрители смотрят серии в их плеерах и платят, если это требуется, тоже напрямую поставщикам. Я не разбирался в американских законах. Может, в Штатах все обстоит примерно так же. Но Netflix самостоятельнее «Афиши-Сериалы», и мы хотим двигаться в эту сторону, хотя это перспектива далекого будущего.

«Российский сериал — это одно, а американский — совсем другое»

Что значит — быть российским Netflix?

Если на то пошло, черт с ними с технологиями. Перед нами три основные задачи. Во-первых, мы стремимся предоставить зрителям как можно больше сериалов. Остается довольно много хороших и популярных шоу, которые невозможно легально посмотреть в России. Это довольно странная ситуация: не имея альтернативы, люди вынуждены качать из торрентов. Во-вторых, многие зрители хотят смотреть сериалы не в переводе, а с оригинальной дорожкой и субтитрами. Тут все опять же зависит от поставщиков. К примеру, в «Амедиатеке» субтитры вот-вот появятся (в январе, а может, даже раньше. — прим.). С остальными мы говорим об этом. В-третьих, нам важно, чтобы на сайте были самые свежие сериалы. Пока договариваешься о правах, время уходит. Если мы хотим конкурировать с пиратами, нам нельзя опаздывать.

Зарабатываете вы на рекламе?

Да. Мы рассчитываемся с поставщиками постфактум, они делятся с нами доходами от рекламы и платных просмотров.

То есть сами вы не продаете рекламу?

Нет, не продаем. Это целиком и полностью их контент.

​«Качаю, когда нет вариантов»: Илья Красильщик про «Афиша-Сериалы» - Изображение 2

С кем вы уже сотрудничаете?

С Ivi, Megogo, Zoomby, Tvigle, Amediateka и Now.

А с кем еще хотите?

Да практически никого не остается. Хотя мы собираемся сотрудничать еще кое с кем, но я не расскажу с кем. Мы просто не успели довести переговоры до конца.

Сколько сейчас у вас сериалов?

Под тысячу. Сколько это часов, я не измерял.

Какие шоу вы выбираете?

Какие угодно. Около половины или даже больше — российские, но мы делаем упор на западные: американские, британские. Изредка мы выделяем отечественные сериалы, например, «Оттепель» и «Ликвидацию». Но нам понятно, что, как правило, российский сериал — это одно, а американский — совсем другое. Нашей редакции интересна именно западная сериальная культура, это заметно на главной странице сайта.

Я к чему клоню. Недавно «Афиша» разделилась на три отдельных издания. Тогда вы говорили, что это надо было сделать давно, потому что на сайт заходят разные люди, которых интересуют разные вещи. Вываливая на зрителей все скопом, не повторяете ли вы судьбу старого сайта «Афиши»?

Тогда я говорил о медиа, а с сервисами все обстоит совсем иначе. Что значит — все скопом? Человек приходит и смотрит сериал, который ему хочется. Логика тут ровно такая же: есть определенная потребность — для нас это тематика; чтобы ее удовлетворить, мы сделали сервис. Вы могли заметить, что «Афиша-Сериалы» не стала частью большой «Афиши».

Тогда кто ваша аудитория? Как она связана с читателями журнала?

Трудно сказать. Наша аудитория — все люди, которые смотрят сериалы.

То есть это подготовленные зрители?

Мне кажется, сейчас довольно много людей смотрят сериалы. Уже этого достаточно для старта. Хотя на сайте есть медийная составляющая, которая нужна для привлечения людей, прежде всего, мы рассчитываем на тех, кто уже смотрит сериалы. Другое дело, посмотрев какое-нибудь шоу, иногда они не знают, за что взяться дальше. Тогда мы им помогаем. Словом, я считаю, что аудитория сериалов в России совсем не маленькая, а довольно значительная ее часть готова за эти сериалы платить.

Значит, вы не станете показывать кино?

Про кино мы думаем, но пока это сервис про сериалы.

«Я верю, что нужда идти к пиратам отпадает, как только появляется удобный сервис»

У вас есть конкретные цифры об аудитории?

У меня нет данных социологических исследований о том, сколько людей смотрят сериалы. Достаточно!

Как вы будете развивать сопутствующий — медийный — контент?

Каждую неделю на сайте будут появляться несколько списков — это главный путеводитель по тому, что у нас есть и чего у нас еще нет. Так мы расширяем горизонт: зритель не виноват, что какое-то шоу нельзя посмотреть в России легально. Есть огромное количество важных с культурной точки зрения сериалов, которые хочется увидеть. Рассказывая о том, что можно посмотреть не у нас, «Афиша» остается верна своим принципам. Такие списков будет много, они будут появляться регулярно.

Когда я услышал новость о запуске «Афиша-сериалы», то удивился. Первое впечатление — правообладатели, якобы пролоббировавшие людоедский пиратский закон, переманили «Афишу» на темную сторону. Три месяца назад «Афиша» задавала Акопову острые вопросы, спорила с ним, а теперь, получается, с ним заодно?

(Улыбаясь) Спорить с Акоповым — дело благое. Но это совсем не мешает помогать людям, чтобы они могли легально смотреть сериалы. Позиция Александра Акопова никак не отменяет того, что легальный видеосервис в России — это хорошо.

«Афиша-Сериалы» — уникальный проект. Мы рады, что желание партнеров из «Афиши» совпало с нашим. Мы видим своей главной целью познакомить с контентом «Амедиатеки» как можно больше людей, причем не только фанатов, которые привыкли к торрентам, но и массового зрителя. Сервис только стартует, и на первом этапе мы не ставим больших задач, привлекая новых пользователей. Но мы уверены, что в будущем «Афиша-Сериалы» будет очень популярна. А поскольку наши аудитории пересекаются напрямую, то от нашего сотрудничества выиграют все.
— Виталий Студитских, генеральный директор «Амедиа ТВ»

Руководство «Амедиа» считает, что их каналы надо смотреть уже потому, что они легальные, а что до качественного сервиса, то когда-нибудь и это приложится. В сентябре «Афиша» перечислила основные жалобы пользователей «Амедиатеки»: сезонов мало, плеер не работает в Firefox, субтитров нет, английской дорожки нет, HD нет. Выходит, теперь недостатки перекочуют к вам (справедливости ради, «Амедиатека» хорошеет на глазах. — прим.).

Да, все не идеально, да, это первый шаг. Наша задача — позволить людям легко и непринужденно смотреть в одном месте все, что доступно на русском языке легально. Мы поддерживаем связь со всеми нашими поставщиками. Если что-то кажется нам странным, мы им об этом говорим. То есть, мы заступаемся за потребителей. Я не разделяю агрессивную позицию Акопова и не считаю, что все надо смотреть легально. Знаете, я тоже много чего скачиваю с торрентов, когда у меня нет других вариантов. Но я верю, что нужда идти к пиратам отпадает, как только появляется удобный сервис. Это и вправду дело наживное. Но я считаю, что и сейчас «Афиша-Сериалы» выглядит довольно неплохо. Пользоваться ею удобно. По крайней мере, мы не получили сотни жалоб. Наоборот, нам говорят: «Круто! Наконец-то!». Мне не кажется, что мы запустили сервис, который будет хорош потом, — он хорош уже сейчас.

Слушают ли поставщики ваши пожелания, что добавить в видеотеки?

Об этом рано говорить. Мы запустились только вчера. Понятно, что за это время ни мы, ни они не обращались друг к другу. Мы договорились о первой базе, получили ее, и она заработала. На страницах сериалов есть кнопка «Хочу посмотреть» — так у нас появится рейтинг востребованных шоу, которых у нас нет. С этой статистикой мы и пойдем к правообладателям.

Собираетесь ли вы устраивать собственные премьеры, не от партнеров?

На данном этапе — нет. Собрав агрегатор вместе с партнерами, странно сразу же начать с ними конкурировать, правда же?

Я имел в виду какие-нибудь недорогие, но любопытные проекты вроде того, что делает документалист Павел Костомаров. Как-то мне довелось поговорить с Мариной Разбежкиной. Она рассказывала, что выпускникам ее мастерской часто негде показывать свои фильмы.

Сейчас мы не собираемся делать ничего такого. Мы показываем то, что есть у партнеров. У нас нет возможности заниматься собственным контентом, да и, в общем-то, желания тоже нет. Сериалы партнеров — это уже очень много. Давайте сначала наладим это, а уже потом двинемся дальше.

Интервью: Марат Кузаев

«Афиша» вместе с «Канобу» входит в объединенную компанию «Афиша-Рамблер-SUP»


17 комментариев