10 апреля 2014Игры
Обновлено 09.05.2015

История насилия. Делают ли игры нас более агрессивными?

Обсуждение эффектов от насилия в видеоиграх идет уже давно, но однозначного вывода за 25 лет так и не нашли. Редактор «Канобу» Василий Сонькин представляет подборку статей на эту тему.
Обсуждение эффектов от насилия в видеоиграх идет уже давно, но однозначного вывода за 25 лет так и не нашли. Редактор «Канобу» Василий Сонькин представляет подборку статей на эту тему.

Доктор Фил. Фотография Forbes.com

Американский психолог Фил МакГроу, в основном известный под именем Доктор Фил — важный персонаж в американской культуре. Он ведущий популярного телешоу, которое дает советы людям по множеству вопросов.

Он бесспорно умный человек, и многие его советы действительно помогают людям, которые по тем или иным причинам не могут сами разобраться со своими проблемами.

На сайте его передачи представлена подборка советов для родителей, дети которых играют в видеоигры. Многие советы очень толковые (следите за рейтингом, общайтесь с детьми), но многие выводы делаются без серьезных оснований, в первую очередь потому, что однозначного вывода о вреде игр с насилием пока нет. Первая же фраза в статье — «Все больше детей играют в видеоигры, особенно те, в которых полно насилия, именно они самые популярные». Подробнее о том, почему этот тезис неверный, «Канобу» расскажет на днях, но можно сразу сказать, что это сопоставление вещей не связанных — продаж игр с высоким уровнем насилия и количеством детей, которые играют в игры в принципе.

«Доктор Фил также отмечает, что игры с высоким содеражнием насилия не дают детям представления о моральных последствиях. “Если ты в кого-то стреляешь в подобной игре, ты не отправляешься тюрьму, тебя не наказывают, тебе дают очки!”. Это не значит, что ваш ребенок пойдет и кого-то застрелит. “Но они используют более агрессивный язык, они используют более агрессивные образы, и у них меньше возможностей контролировать злость и они выражают себя более агрессивно. Это точно вредно” — говорит Доктор Фил».

Более подробное описание и советы от Доктора Фила — по ссылке.

Forbes: «Наконец то агрессию связывают не с играми, а с проигрышем»

История насилия. Делают ли игры нас более агрессивными? - фото 1

Forbes — одно из многих крупных зарубежных изданий, которое регулярно пишет о видеоиграх, причем пишут они не только о заработках, поглощениях и прочих бизнес-процессах или громких скандалах, но и с точки зрения культурологической. Этой точки зрения очень не хватает в крупных изданиях в России, обычно у нас пишут про игры только когда начинаются проблемы, и пишут о них люди, которые сами не играют.

В результате в представлении большинства людей, которые не читают профильные издания, игры — зло, вызывают насилие и так далее.

В этой статье Forbes фанат игр на собственном опыте обсуждает научную работу, которая связывает проигрыши с агрессией.

«В целом получается, что игроки, у которых плохо получается играть в хорошие игры или которые раздражаются из-за низкого качества игры, с большей вероятностью выразят агрессию, чем те, кто нормально играет в игру с высоким содержанием насилия. Хоть мой персонаж в Diablo 3 после 100000 убийств просто тонет в литрах крови, в игру играть достаточно легко, тем более что я опытный игрок. Но веселая и красочная Mario Party может забрать все мои звезды, и отдать моему другу, которые на последнем месте, и я уже почти готов двинуть ему по лицу и запустить контролером в телевизор».

Более подробное описание научного труда и личного опыта автора можно найти по ссылке.

Polygon: «Игры не порождают насилие в обществе, они отображают то, которое уже существует»

Источник изображения - Discovery.com

Источник изображения - Discovery.com

Polygon, один из самых продвинутых сайтов про видеоигры, в отличие от многих других изданий, которые пытаются доказать читателям, что видеоигры — важная часть массовой культуры, просто пишут тексты, исходя из того, что доказывать это уже нет необходимости. Это позволяет писать более глубокие статьи для аудитории единомышленников, с которыми можно дискутировать, а не пытаться что-то доказать. Их статья про то, что насилие в играх — отображение мира, а не попытка на мир повлиять — яркий пример подобного подхода.

В статье автор исходит из того, что создатели видеоигр — такие же творцы, как те, кто, например, снимает кино, и обсуждает, что общество порождает насилие в массовой культуре, а не наоборот.

«Главное отличие видеоигр от большинства фильмов и книг в том, что видеоигра дает вам выбор. Вы моежет сбить выработанный создателем игры сюжет, обойти ту мораль, которую предлагает игра, привнести насилие туда, где его изначальне не было.

То насилие, которое существует в виртуальном мире, отображает то, которое существует в реальном мире, этим никого не удивишь. То, что некоторые видят только кровищу, когда смотрят на отображение идей современного мира в играх, больше говорит о них самих, чем об играх, в которые они играют».

Все доводы автора можно найти по ссылке.

Kotaku: «Как выглядят 25 лет научных работ про игры с высоким содержанием насилия

Скриншот из Mortal Kombat

Kotaku — достаточно крупный сайт про видеоигры, который ставит себе целью быть максимально толерантными, и рассказывать об играх для максимально разнообразной аудитории, безотносительно пола, ориентации и взглядов. Это сильно отличается от многих других игровых сайтов, которые существуют в привычной (увы) для игр шовинистической и нетолерантной парадигме.

Они провели очень серьезный и по-настоящему объективный разбор научных работ за последние 25 лет на тему воздействия игр на людей, и пришли к выводу, что ни черта не понятно, однозначного вывода нет. Многие ученые осуществляют мета-исследования, где они смотрят на работы разных ученых на схожие темы, и пытаются на их основании сделать какой-то вывод.

Когда дело касается связи игр и насилия, на основе одних и тех же научных трудов разные ученые приходят к полностью противоположным выводам.

«На одной стороне этой дискусси находятся Бушман, Андерсон и другие ученые, которые считают, что есть прямая связь между играми и агрессивным поведением.

“В среднем, научные работы подтверждают, что взаимодействие с подобными играми увеличивает количество мыслей, связанных с насилием, вызывает у человека большее количество агрессивных мыслей, злость, и увеличивает физическое возбуждение, сердце бьется чаще, давление повышается, и это может объяснить, почему повышается агрессивное поведение” — рассказал мне Бушман в интервью по телефону. “Оно снижает уровень положительных действий, и занижает уровень сочувствия к другим. Этот эффект происходит и у мужчин, и у женщин, вне зависимости от их возраста и вне зависимости от места проживания”

Есть и другая точка зрения, которую поддерживают Крис Фергусон, Шерил Олсен и несколько других ученых. Они считают, что пока результаты исследований не позволяют сделать никаких выводов.

“Мое ощущение — что на данный момент результаты исследований очень варьируются” — объясняет Фергусон. “Те, кто говорят, что есть какой-то конкретный вывод из работ по исследованию агрессии, честно говоря, вам врет. Нет никакого постоянства в литературе на это тему, и на данный момент у меня ощущение, что нет достаточных улик для выводов, даже если очень вольно интерпретировать понятие агрессии”».

Всю (очень увлекательную и детальную) статью со множеством доводов с обеих сторон можно прочитать по ссылке.

Комментарии 53
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
AprilTaurus93
AprilTaurus93
Мне даже представить страшно данную индустрию без насилия.