01 февраля 2013Игры
Обновлено 26.02.2016

Интервью. Игорь Исупов

Интервью. Игорь Исупов - изображение обложка
Интервью. Игорь Исупов - фото 1

_Когда мы только задумывали «Теорию игр», одной из первых выбранных для программы тем стало поставить точку в истории Game.EXE, вне всяких сомнений главного события в отечественной игровой прессе. Отдать дань уважения людям, ответственным за появление этого блестящего журнала. Готовя программу, мы говорили с читателями журнала, встречались с членами его команды, с Дмитрием Мендрелюком, создателем и бессменным руководителем издательства «Комппьютерра», и конечно с Игорем Исуповым, главным редактором журнала. Выдержки из разговора с Игорем сложились в безумно увлекательное интервью, которым мы хотим поделиться с вами сейчас, до выхода программы.
_

Интервью. Игорь Исупов - фото 2

— Игорь, кем вы были в момент, когда в ваших руках оказался «Магазин игрушек»? Каким опытом располагали?

Вы прям как в одном вечно новогоднем фильме: «Вы кто»? — Человек». Я был 35-летним юношей; дирижировал в только что ставшей журналом «Компьютерре» литературной редакцией, то бишь службой редактирования, вычитки и прочей корректуры. В юном журнале, которым тогда заведовали штучные люди Георгий Кузнецов и молодой Денис Викторов, было холодно, месяца полтора назад мы переехали из знаменитого круглого дома на Нежинской (это Очаково Матвеевское; а знаменит он тем, что круглость получил ещё в дикие советские времена); ремонт был закончен, но с отоплением были какие-то неувязки, в итоге я свалился с простудой; прокантовавшись дней пять дома, приезжаю на работу, и мне, хитро улыбаясь, говорят, что «бросили меня на детсад», мол, нет ничего лучше и благороднее работы с детьми. Нет, правда, это и был детсад. Вернее, его стенная газета (то есть даже не знаю, что хуже :). Средний возраст пишущих в апериодически выходившую журналку был… Давайте посчитаем. На днях из «Одноклассников» пришло напоминание, что у одного из ваших друзей, Максима Белянина, день рождения. Максу, страшно сказать, нынче всё те же 35 лет. Дело было в 1995-м. Короче говоря, резвились 17- и 18-летние. Студенты первых курсов; почти все — недавние выпускники лицея информтехнологий. Хорошие ребята. Очень хорошие. Серьёзно. Умений, конечно, никаких, но юность — это постоянный бег с барьерами, причём в страшное удовольствие, и при правильной мотивировке барьеры очень быстро становятся всё выше и выше, и то же самое творится со скоростью «юниоров». И явление это, как знает всякий взрослый, общее, справедливое даже для тех, кого боженька не наградил особыми писучими талантами. Время такое, всё работает в особом светлом режиме. А потом… детям было в кайф хоть немного задержаться в детстве, коротко вспоминать его, на пороге, так сказать, взрослой жизни. Писать за деньги нешкольные сочинения о любимой детской забаве — игрании — наверное, это было здорово… Но потом пришёл чуть более старший юноша и всё испортил.

Ну а опыт был… разнообразный. Я учился в Бауманском. Потом испытывал некую оборонно-наступательную технику на некоем острове. Затем учился в аспирантуре, смутно понимая, что мне это не очень по душе. А потом просто убежал в газету, для которой к тому времени писал. Бросив всё. И это было моё, настоящее. Наверное, впервые после учёбы я вставал утром с улыбкой на всю морду и бежал на работу. Это было непередаваемо… А вообще… колебался вместе с линией буйной в те годы родины. Когда был подъём, стал, чёрт дери, депутатом. Когда началась реакция, а она, увы, началась очень быстро и вовсе не с приходом Путина, гм, буйно, с притопами «размандатился», потому что всё было тщетно, то же самое советское болото, только под другими вывесками, а сотрясать воздух, просто чтобы сотрясать его, — такая тоска, врагу не пожелаешь… Занялся с друзьями «собственным делом», издательским. Пытались выпускать литературно-художественный журнал — не вышло, не хватило денег. С книжками было попроще, и дело, вроде бы, пошло, но и тут всё в итоге упёрлось в деньги, а уходить опять к кому-то «в кабалу», работать на дядю, очень не хотелось… Но в итоге всё равно пришлось. Подрастали дети, и безденежье превращалось в проблему. Словом, своё постепенно отошло в сторону, писал по заказу для справочников и энциклопедий, затем сочинял некие дивные опусы для эротического книгоиздательства, редактировал художественную литературу, приводил в чувство худ. переводы… Кончилось всё тем, что в Доме книги на Новом Арбате увидел «Компьютерру», тогда ещё газету, цветную, вполне себе многостраничную, лежавшую на рекламных стоечках… Тематика, честно сказать, меня не очень занимала, после словарей жаргонов, порноповестей и попыток делать журнал для читателей Сорокина и Кибирова это было пресно и тускло, но… газете, как она считала, нужны были всяческие кадры, что, впрочем, было видно даже при диагональном её просмотре, — финская краска, конечно, всё микшировала, но это было ещё то журналистско-издательское чудо…

— Интересны ли вам вообще были игры — или для вас работа в «МИ» была в первую очередь журналистикой?

Ну как они могли быть неинтересны? Совершенно, абсолютно, невероятно новый свежий, яркий, неожиданный мир. Во всяком случае у нас — в стране, ещё вчера не знавшей персональных (домашних) компьютеров. Любая новая игра вызывала массовый, вплоть до запойности интерес. Играли отделами. Обсуждали в курилках. Коллективно ломали головы над прохождением… Там, где работы было мало (а такое в госконторах было повсеместно), это стало работой. Да, поначалу это были именно что игрушки. В том числе и для склонных взрослых. Но ведь очень быстро появились миры, очень быстро была пройдена ступенька ремесла, необязательности, и воцарилась настоящая индустрия, и вот тут-то всё и началось. Во всех смыслах. В том числе для почти несуществовавшей специализированной прессы: она наконец-то поняла, что ей пора по-настоящему рождаться, взрослеть, становиться собой, а не куцыми заметками в рекламных газетах… А потом игропром на короткое время и вовсе начал выдавать произведения искусства, и это не могло не подтолкнуть появление настоящей игрокритики…

Словом, да, игры были безумно интересны — в них не только было сладко играть, за ними, что скажет вам любой, было любопытно наблюдать просто так, стоя за спиной игрока. Ну а о журналистике я уже сказал: если нечто становится настоящим (игры), разве можно, чтобы это оставалось предметом интереса одних лишь стенгазет? Мы росли вместе с игропромом — это видно по нашим выпускам; мы были особенно хороши (глубоки, аналитичны, красивы, «совсем ни о чём» — как угодно) в пору его расцвета; и мы вмиг загнулись, когда наступил его закат (а он наступил). Некто Серёжа Климов недавно бложил о том, что было бы неплохо возродить условный Game.EXE — настоящее типа издание, пишущее о. Но зачем ремесленникам, обслуживающим условный фейсбук, настоящее издание? О чём оно будет писать? О «более лучших» платформерах и виртуальных фермах для айпадов? Западная игровая пресса сказала всё об этих дивных жанрах в конце 80-х — так вы просто меняйте названия в текстах. Ведь Игры (игропром), которые очень хотели и имели все шансы, так и не стали вровень с Кино. Цукерберг и рухнувшая экономика всё опошлили. В кино, как бы мы к нему сегодняшнему ни относились (а мы всегда к «сегодняшнему» относимся как-то не так), сохранились жанры, и сохранилась культура, в том числе главная культура — производства шедевров, воспитания и воспроизводства мастеров. И так будет всегда, и так было всегда. Игры же такой гибкости не проявили, они стали печальным чёрно-белым ремеслом. Или дешёвый цукерберг для случайной толпы (для казуалов по Олегу Михайловичу), или ЕА-аттракцион для пубертатов. Может быть, всё изменится, когда полегчает экономике? Когда фейсбук поймёт, что он просто фейсбук, инструмент, а не замена всему — прессе, образованию, общению? Когда мы это поймём… Не знаю.

…Если же Сергей К. имел в виду качественное бизнес-издание, бизнес-издание с элементами журналистской культуры, творчества и свободы, то да, такой журнал (веб-журнал? Скорее всего) нужен. Кто бы спорил. И именно этим мы начинали заниматься в апреле 2006-го, когда стало ясно, что всё поменялось. Но, увы, случилось то, что случилось.

И опять копнём до 1995-го. Это было безумно интересно ещё и потому, что мы получили редчайший шанс: взять и сделать невероятное — создать эту самую игровую журналистику. Придумать новые слова, которых просто не было в русском языке. Сделать так, чтобы об играх в итоге начала писать не только специализированная пресса, но и даже общественно-политическая. Объяснить, что у ремесла есть всё для того, чтобы оно стало искусством. Хотя бы в какой-то своей части… Что-то у нас получилось, по минимум. Больше не получилось. Но, к примеру, разве появились бы в «Известиях» (настоящих «Известиях», а не в нынешнем порно), игровые полосы, если бы не было Game.EXE? Речь, разумеется, не о том, что Женя Зуенко читал нас, совсем не о том…

А тут — совершенная тематическая целина! И полная свобода… э-э-э… творения (самое главное). И совершенно творческий и гибкий для интерпретирования материал!

О таком можно было только мечтать. В общем, все мы чувствовали себя, наверное, так же, как те, кто, гм, «закладывал кинокритику». Не в смысле гордости, конечно, а испуга, горячки, перспектив и делания истории (о чём, понятно, не думалось).

— Как вам удалось собрать этих уникальных людей? Что представляла собой команда будущего EXE на старте?

О команде на старте коротко рассказал. Жизнь её была весёлой, но недолгой. Причины — понятны. Как бы ни провоцировал я их на творчество, как бы ни переписывал, это были просто дети, которым в первую очередь надо было учиться, укореняться в жизни. До журнала ли им было…

А «уникальных людей» никак не собирал. Всё дело в перекрёстном опылении. Или, если хотите, в витании идей. Когда появляется некая отдушина, разве не естественно, что к ней в первую очередь устремляются те, кто в ней нуждается? Кто так же дышит и думает?.. Да, бывает, что потом мы не сопрягаемся как человеки, и приходится расставаться, потому что нельзя работать вместе, во всяком случае делать что-то стоящее, если случается неискренность, раздражительность, непонимание. Но первичный посыл: «а ведь он хорош» (с одной стороны), «а ведь я мог бы» (с другой) — всё решает, он очень важен, главное — не лениться видеть и искать такие вещи, моменты.

Вот смотрите. Господин ПэЖэ между делом опубликовал в Сети замечательную повесть, вещь «почти в тему», и показалось, что Паша, Паша Гродек, может писать для нас. Так и вышло. Не просто находка, но алмаз, человек, который всё перевернул и своими текстами вызвал к жизни Мотолога, Пашу Завьялова. Потому что перекрестное опыление. Потому что зацепил и заставил ревновать. Потому что жанр, о котором писал Старик ПэЖэ, заслуживает целой бригады талантливых критиков. Но это было чуть позже, хотя Мотто писал ещё до ПэЖэ. Впрочем, он писал и для «Компьютерры» (и не только), и лишь когда из УЧУ стало проклёвываться что-то похожее на правду, когда появился ПэЖэ, Мотолог засверкал и ограничил себя в источниках гонораров. Это я к тому, что можно ли засверкать в абсолютно сером вакууме? Можно, но только зачем? А вот на радуге не воссиять сложно, верно :-)? Ну а потом Паша Гродек привёл в журнал Наташу Дубровскую, и это именно она, безо всякого преувеличения, привила России особую любовь к квестам, попутно назвав само слово, сделав его общеупотребительным. Мог Паша привести кого-то ординарного?

Кстати, о парадоксах вот этих самых «приводов». Юный Петя Давыдов, который был всем хорош, кроме того, что не умел писать, зачем-то привёл Олега Михайловича Хажинского, и синонимом стратегий в России навсегда стало вот это сочетание слов — «Олег Михайлович». Надо ли говорить, что тем самым Петя поставил на себе УЧУ-точку… Сашу Вершинина, истинного аборигена, получившего в журнале лучшую (и мою любимую) профессию, ставшего высоким профессионалом, универсалом, привёл, напротив, человек яркий, но «не наш», потому что сломался на третьем, что ли, тексте — не смог дописать по каким-то своим причинам, что, конечно, не прощается.

Андрея Ламтюгова, непревзойдённого Хорнета, я вытащил из конкурса читательских рецензий, что, конечно, чистая случайность. С тем же знанием темы потом писал только один человек — Ашот Ахвердян (которого мы долго ждали, искали, а он потом — раз и возник). И всё. И я не только о Game.EXE.

Фрага Сибирского (он же Маша Ариманова, он же Александр Башкиров) удалось выцепить из писем. Просто писем в редакцию. Мы ведь получали тонны писем. И бумажных, и электронных. Не буду скромничать: я не подвёл :-). Увидел. Это, наверное, самое впечатляющее приобретение журнала за всю его долгую недолгую историю. Фантастический талант. Просто нечто адское. И трудяга, конечно…

Но вот нелёгкий вопрос: сломал ли я ему тем самым жизнь? Да-да, ведь и об этом тоже думаешь. У одних, кажется, всё сложилось, хотя они и не журналисты, а вот о других в наше странное время я, наверное, не могу так сказать. Хотя они что-то пишут. Важно ведь где пишут… А отсюда и как… Важно окружение. Важен, что уж там, редактор. Это я не о себе. Что я рядом с теми, кого, при всём желании, не смог бы переплюнуть в их деле… Речь, конечно, о тех, кто, выйдя из EXE, продолжает зарабатывать на хлеб текстами. Мы старались расти вместе, и у нас неплохо получалось, но журнала не стало, а они продолжили это сомнительное дело… И если не получилось (на том же уровне) — то, стало быть, я всё-таки сломал им жизнь? Да, так и есть.

Андрей Ом… простите, Подшибякин, пришёл сам. И пришёл, понятно, на Олега Михайловича. Как потом на Андрея пришёл Миша Бескакотов. Даже Николай Николаевич Третьяков, впервые замеченный в письмах, писал ведь не просто в УЧУ, а в журнал Хажинского… А Миша Судаков, разумеется, писал в журнал ПэЖэ, и они даже потом подружились… Истории появления Серёжи Думакова не помню (кажется, всё те же письма), но это единственный человек, который переписывал первый текст три или четыре раза. И это не значит, что он не умница. Просто хорошие люди хороши по-разному… Умница Веня Шехтман победил в одном из наших читательских конкурсов — и, к счастью, прижился. Был бы конкурс пустым и никчёмным — появился бы у нас Веня?.. И так далее…

— Многие из команды Game.EXE считают вас своим наставником. Вы помогали им развиваться? Как?

Дурацкое какое-то слово — «наставник». Всегда вспоминаю, как начинал сам. Были ли у меня наставники? И нет, и да. Нет, со мной никто никогда, что называется, не возился. Никто не учил, как надо писать, не правил, не переписывал. Но ты ведь не один, вокруг тебя настоящие профи, и тут уж от «наставничества» не отвертеться: ты присматриваешься к их приёмам, к их подходам, ты не принимаешь случающуюся необязательность писаний, пустоту (чужие неудачи учат как свои) и радуешься получившимся вещам. То есть так или иначе учишься. Учит хороший коллектив. То самое окружение, о котором мы уже говорили. Среда. Воздух. Отношение к делу. Заинтересованные обсуждения. Наконец, отношение к тебе как к равному. И, конечно, чтение чужих текстов и своих — до журнала и в журнале. Именно так, я думаю, наставничал над новичками УЧУ. Не я. Хотя, конечно, было по-разному.

И ещё одно. Наверное, потому что многие работали удалённо, а объяснять что-то, стирая пальцы о клавиатуру, не самое эффективное дело, мне проще показать недоработки на живом тексте — скажем, что-то переписав. Переделав. Разумеется, это замечается. И больше таких слабин не бывает. Бывают другие :-). Со временем любые тексты начинают блестеть сами собой, изначально. То есть человек приходит в равновесие со своим даром и журналом. И тогда начинаются какие-нибудь другие проблемы и переписывания иного рода, потому что нет ничего совершенного и застывшего :-).

Короче говоря, примеряя всё это на себя, мне не хотелось бы быть чьим-то наставником. Если же я помог (зачастую сам того не осознавая) кому-то понять что-то в профессии (а может, и в жизни) — хорошо. Жизнь удалась :-).

— Когда вы поняли, что журнал успешен?

Коммерчески он, боюсь, очень успешным никогда не был. Хотя, кажется, были и проблески. Однажды Дмитрий Евгеньевич Мендрелюк вдруг предложил нам (всем) поездку на Мальту — что-то вроде единоразовой премии. А мы в итоге предпочли деньги :-).

С прочим успехом всё ещё проще: результат должен нравиться тебе (в первую и главную очередь — тебе) процентов на 75. И результат должен быть не просто набором неплохих текстов, а чем-то большим. Чем-то во всех смыслах цельным… Кажется, впервые такое случилось в начале 2000-го, когда мы пустили несколько, так сказать, концептуальных номеров. И тогда же примерно начались активные народные волнения в поддержку журнала (за его «канонизацию») и за предание его анафеме.

— Как родилось название журнала? Устраивало ли оно отдел распространения? Как называли его люди не владеющие английским языком?

Название придумалось, как обычно, в электричке. Пришёл к Диме Мендрелюку и проартикулировал его. Дима в порядке обсуждения сказал что-то про «Юникс», мол, как бы нас не за тех приняли, но тут же согласился.

Время было такое — очень хорошее для прессы, когда сто цветов расцветали сами собой, и отделы распространения почти не имели к этому отношения (никто их, понятно, не спрашивал). Кроме того, у Димы был журнал «Компьюнити». Наш «Гейм.Икзи» не многим антинароднее.

Вспоминаю сценку у журнального развала на Киевском вокзале. Дама средних лет просит продавца «вот этот журнал» и показывает пальцем. Он: этот? Она: да, этот. Он: завтра у этого должен быть новый номер. Она: а меня просили этот. (Вот и поговорили…)

Кстати, в день, когда получал «сигналы» первого номера УЧУ (не «МИ») (их передавали с проводником поезда «Хельсинки — Москва»), некто Михалков снимал у Белорусского вокзала «Сибирского цирюльника». Было дивное солнечное утро… А в моей сумке лежал новенький журнал, в оформлении обложки которого участвовал мой носовой платок — его текстура понравилась блистательным Гамлету Маркаряну и Денису Гусакову.

— Как так получилось, что Game.exe в свое время стал лучшим журналом про игры в России? Зарубежный опыт, личное видение, интуиция? Кто ответственен за успех?

Не уверен, что можно говорить о «лучшести». В лучшие годы его покупала примерно треть аудитории, читавшей игровые журналы. Потом пришла пора издания на букву «И». Время, конечно, всё устаканило… Сейчас, как я понимаю, и супериздание на букву «И» никому не нужно… Короче говоря, вы обижаете своих зрителей, ведь они не считают нас лучшими. Боюсь, что многие даже не слышали о таком журнале.

Да нет, ну какой «зарубежный опыт», какое там «видение», какая «интуиция». Из западных журналов любопытен был только «Эдж». Причём любопытен графически. И, да, ещё доступом к телу самых разных разработчиков (в основном японцев). Хотя и у нас Миша Толстый мог раскрутить кого угодно…Мы просто делали каждый номер как свой первый. Или как последний. Вот и всё. Вот и весь рецепт.

— Откуда появилась нелюбовь к консольным играм, которую вы так старательно прививали читателям?

Во-первых, это была игра. Позиция всегда лучше неопределённости. Во-вторых, консольные игры поначалу были детскими, такими «уси-пуси», такими жанрово однообразными, такими поверхностными, такими одночувственными. Всё равно что продолжать талдычить о немом кино, когда уже сняты «Унесённые ветром».
В-третьих, поначалу была и банальная технологическая причина: вы пробовали снимать скриншоты с приставочных вещей, чтобы их можно было давать в журнале, который хочет выглядеть на уровне? Короче, непреодолимые эстетические разногласия.

И всё, если помните, изменилось, когда стало о чём писать.

— Правда, что вы переписывали две трети каждого текста, присланного авторами?

Почему две трети? Целиком и полностью. Когда у юношей ещё были радужные перья, случалось всякое. А когда перья стали настоящими, надо ещё посмотреть, кто кого переписывал, переделывал, переосмысливал, переучивал…

— Спустя годы, можно услышать правду о решении закрыть журнал? Чем это было вызвано?

Если вы о том, почему ушёл я, то это не было тайной и тогда: у нас не было денег, чтобы отправить ребят на Е3, и я не представлял, как мог бы объяснить это читателям. Этот номер задавал тон всему году; обычно это были самые интересные выпуски, и т. д. И что, мы вдруг отделаемся какими-то перепечатками? Я просто не мог через это перешагнуть.

Ну а в психологическом фоне было ощущение, что сделано всё, обо всём написано, и лучше уже быть не может, остаётся только повторяться, а повторяться — неприятно, не та лига…

Если же вы о том, почему Дмитрий Евгеньевич закрыл журнал, ставший еженедельником, то могу только догадываться: наверное, не было рекламы. А сам журнал я даже не листал. Видел однажды в киоске, и всё. А когда единственный раз приезжал в «Компьютерру» (за расчётом), что-то помешало заглянуть в 18-ю комнату. Наверное, глупость, гордость и прочая дрянь на букву «г».

— Существовала легенда, что Игорь Исупов не очень любит игры и вообще не играет. Если это правда, то как это помогало/мешало делать лучший журнал об играх?

Смешная легенда. Делать журнал, который, как выясняется, нравился даже Сергею Климову, и «не очень любить игры»? Так, наверное, не бывает. Если ты запускаешь каждую демоверсию, каждую завалящую «шароварину», чтобы понять, стоит ли их ставить на диск, а потом снять для диска же скриншоты, — это «мало играть» или «вообще не играть»? Но, да, к счастью, я никогда не заглублялся в процесс так, как делали это ребята. И это спасало. Позволяло держать дистанцию, чтобы здраво всё оценивать; экономило уйму времени…

— Вы следите за судьбой ваших ребят (авторов, членов команды)?

Сложный вопрос. Нет, правда, для меня серьёзный. Мы прожили вместе столько лет. Они — часть меня. И если у них что-то сейчас не получается (хотя они, может быть, об этом не знают :-), если они делают что-то хуже, чем могли бы, если работают там, где не стоит работать, — это неприятно.

Слежу ли я? Если попадается на глаза информация о мальчишках — конечно, это интересно даже нелюдимому мне. Я не знаю, какую музыку пишет Ашот Ахвердян, но очень рад, что он нашёл себя вне кошмарного игропрома. Не знаю, как командуется в Mail.Ru Олегу Михайловичу и Паше Завьялову, но уверен, что у них это только начало, самый минимум. С пишущими сложнее. Во-первых, мне страшно их читать (а вдруг плохо); во-вторых, я не очень-то знаю, кто где.

Но спросить-то вы, наверное, хотели о другом: поддерживаю ли я отношения. Разве что с Колей Третьяковым. И даже успели поработать вместе. А не поддерживаю, наверное, оттого, что, во-первых, со мной вообще сложно иметь дело, а во-вторых, покидая журнал, я ребят обидел. Всех, скопом. Кому это понравится…

Вопросы задавали: Владимир Рыжков, Виктор Зуев

Комментарии 68
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Amatsu
Amatsu
Огромный поклонник Game.EXE, вырос на этих журналах. Спасибо за интервьюна всякий случай, не пиара ради, если кто-то из недавно пришедших на канобу мечтает перечитать все выпуски УЧУ - смотреть конец поста http://kanobu.ru/blog/igrauchu...