21 29 17641

Игра в одно касание: почему Flappy Bird работает

15 февраля
Мобильная игра Flappy Bird появилась и исчезла так внезапно, что ожидаемо оставила вокруг себя много тайн, формулировки которых звучат как названия передач канала «Первый мистический». Почему же на самом деле автор Нгуэн Ха Донг убрал ее из App Store и Google Play? Действительно ли он зарабатывал на ней $50 тыс. в день? Наконец, не понадобились ли ему боты, чтобы вывести игру на вершины рейтингов? Но все это, конечно, не имеет никакого значения: даже если бы Flappy Bird оказалась на всех мобильных телефонах мира в результате какого-нибудь глобального сбоя, важно в первую очередь то, что в нее действительно играли. И не только потому, что о ней неожиданно заговорили все вокруг. А потому, что от нее действительно сложно оторваться. И вот здесь тайн и загадок всплывает гораздо больше.

Птичка летит и огибает трубы, если дотронутсья до экрана — вспорхнет вверх, а если не дотрагиваться — камнем упадет вниз. Flappy Bird напоминает одну из сотен мини-игр в сборнике WarioWare: сложно представить, что этому можно посвятить больше пятнадцати секунд своего времени. Что забавно, Flappy Bird как раз и не работает в таком формате: запустив ее на считанные минуты в перерыве между другими делами, я так и не понял, почему это должно быть интересно. Я видел такое сотни раз в самых разных контекстах; прямо сейчас я играю в Donkey Kong Country: Tropical Freeze, и там уровни с полетами на реактивной бочке работают примерно так же — только они в сотни раз масштабнее и изобретательнее. Зачем кому-то нужна эта идиотская птица?

Понимание приходит, когда уделяешь Flappy Bird с полчаса — как ни странно говорить такое про самую примитивную и скромную игру во вселенной. Но именно аскетизм здесь — осевая дизайнерская особенность. Простые фигуры и контуры. Простое управление. Простые правила, которые не изменятся никогда: ни пауэрапов, ни боссов, ни каких-то контекстных механик. Один темпоритм, одна задача, одна птица. Игра в одно касание.

Когда оцениваешь Flappy Bird по первому впечатлению, оцениваешь ее в первую очередь трезвой головой — и не можешь поверить, что такая безделица способна кого-то увлечь. Нгуэн Ха Донг действительно опирается на простейшую механику, но он отсек все то, что может вам помешать слиться с ней. Flappy Bird вообще не нужно, чтобы ваша голова работала и что-то анализировала, она обращается напрямую в подсознание, впивается куда-то очень глубоко. Через 20 минут перестаешь замечать задний фон, срисованные с Super Mario Bros. трубы и даже саму птицу, и уж тем более не думаешь про итоговый счет. Просто следуешь за ритмом. В идеальном мире Flappy Bird состояла бы из точки и прямоугольников, примерно как посвященная ей Maverick Bird.

Но главное: успех Flappy Bird — совершенно непросчитываемая вещь. Такое нельзя придумать, изучая финансовые отчеты. Нужно просто играть в игры и смотреть по сторонам: из нескольких выпусков того же WarioWare можно взять идей, которых хватит, чтобы заполнить AppStore на десять лет вперед. Нгуэн Ха Донг о бизнесе, видимо, совсем не думал, особенно если учесть, как легко он выпустил птицу из клетки. О бизнесе думали те, кто за считанные дни соорудили бесконечные клоны — и чьи имена никогда и никто не вспомнит.

Текст: Илья Янович



Игры в материале

  • Donkey Kong Country: Tropical Freeze
  • Flappy Bird
29 комментариев
    Канобу
    Ваш браузер немного устарел

    Обновите его, пожалуйста, до версии 9+
    или воспользуйтесь альтернативными браузерами: