Игра в имитацию
Алан Тьюринг, истории которого посвящен этот фильм, известен широкой публике двумя вещами. Во время Второй мировой войны Машина Тьюринга позволила взломать Энигму – код, которым шифровались все сообщения фашистов – что позволило выиграть войну на три года раньше и спасти миллионы жизней. Второе, это «тест Тьюринга», который был разработан для того, чтобы определить грань, отделяющую машину от искусственного интеллекта.
Многие считают, что именно им надкусано яблоко на задней стенке наших смартфонов, планшетов и лэптопов.
Тьюринга снова умудрились оскорбить, пытаясь «вылечить» его историю инъекциями розовых соплей и надуманных конфликтов, извращая образ самого Тьюринга, лишая его чувства юмора и харизмы, умения общаться с людьми.
Алана показали как некого Человека Дождя, считающего зубочистки, словно американцы не могут представить себе гения, не страдающего аутизмом, терпящего соседство гороха и моркови в одной тарелке и способного понимать чувства других людей. Такое ощущение, что единственное, с какой стороны они могут воспринимать великого ученого – это со стороны сочувствия.
Давайте пожалеем бедного парализованного Хоукинга, бедного одинокого и неуклюжего притесненного гея Тьюринга, теряющего разум Рассела Кроу в «Играх разума». Ведь если гения нельзя жалеть, останется лишь чувствовать свою ничтожность в сравнении с его умом и выдающимися достижениями, от чего внезапно зачешутся все застарелые двойки по алгебре.
Тьюринг, кусающий яблоко Ньютона – это могло быть тонко, чувственно даже…
Этот фильм очень хорошо попадает во все эрогенные места Оскара. Он про войну – ту самую, наиболее любимую членами Академии – он основан на реальных событиях, он голливудский донельзя, и в нем есть история непонятого гения, который всем доказал, превозмог и трагически погиб. Можно было давать ему Оскар заочно. Камбербэтчу могут вручить статуэтку уже просто потому, что пора, неважно, лучшая этого его роль или нет.
И все-таки, это может стать моментом истины для Академии. Достаточно ли для выигрыша по-прежнему просто попасть в нужные ноты, или это время прошло, и теперь такое не прокатит.
Спойлеры!
После того как Тьюринг спас мир от фашистов и положил начало компьютерной эре, его арестовали за то, что он гей, и принудительно кололи ему гормоны в надежде вылечить.
После пары лет «процедур» Тьюринг вколол цианид в яблоко и съел его, инсценируя сцену из «Белоснежки». Многие считают, что именно им надкусано яблоко на задней стенке наших смартфонов, планшетов и лэптопов. Но сам Джобс говорил, что ему бы хотелось, чтобы так оно и было, но нет, они не думали о Тьюринге при создании лого. На первом логотипе, больше похожем на карту Таро, был Ньютон – это его яблоко, в общем, не Тьюринга. Хотя Тьюринг, кусающий яблоко Ньютона – это могло быть тонко, чувственно даже, но это всего лишь версия, изобретенная постфактум.
Все конфликты в фильме высосаны из среднего пальца, показанного исторической достоверности.
Вообще вся история с яблоком могла так же быть выдумкой, надкусанный Тьюрингом фрукт никто на следы цианида не проверял. Тьюринг точно умер от отравления цианидом, но по другой версии он просто надышался ядовитых паров во время эксперимента.
По словам создателей фильма от сцены самоубийства отказались, так как лежащий на кровати труп в окружении полицейский показался им недостаточно драматичным кадром для концовки. Помимо того, им каким-то образом хотелось закончить на жизнеутверждающей ноте. Не знаю, где они собирались ее найти. Фильм кончается текстом о смерти на черном фоне – внезапное желание прыгать и собирать ромашки от этого не появляется.
Если сравнивать фильм с книгой, по которой он был снят, то есть с тем, что произошло в реальности, то все инородные инъекции Голливуда проступают еще с большей ясностью.
Фильм устраивает целый спектакль из принятия Джоанны (персонажа Киры Найтли) в состав группы Тьюринга, спектакль в стиле «посмотрите, как ужасно относились тогда к женщинам, какое неравенство тогда царило, и как далеко мы продвинулись». Никто не верил, что женщина может быть достаточно умна, боле того, способна соображать быстрее других математиков, поэтому только просветленный гей Тьюринг сумел добиться для нее позиции в группе.
Это редкий талант – взять поразительную историю о притеснении геев, Второй мировой войне, зарождении современной информатики и самоубийстве гения – и все спустить в трубу.
На самом деле Джоанна училась в Кембридже вместе с Тьюрингом, где они и познакомились. Еще там ее математические способности были отмечены, из-за чего ее и рекомендовали, а затем и приняли в группу. Более того, она уже работала в том же шифровальном учреждении на тот момент, когда ее перевели в группу Тьюринга, поэтому никакой истории спасения решательницы кроссвордов рыцарем на белом коне не было.
По фильму Тьюринг не знал о болезни Кристофера и назвал в честь того свою машину, а потом и следующую ее версию. В реальности Алан знал, что Кристофер был болен, а машины назывались «Бомба» и «Универсальная Машина Тьюринга».
Ну и самое главное, дабы выпятить гениальность Тьюринга, так чтобы в нее верил каждый кусок попкорна в зале, его сделали эдаким чудаковатым дедушкой Шелдона. Мол, никто его нее любит, никто не понимает, а он взял и Гитлера победил в одиночку, наперекор тупому начальству и заносчивым коллегам. Пророк, который уже в сороковых предсказал отдельную вспышку для айфона, втыкающуюся в порт для наушников.
В реальности, Тьюринг работал как часть команды. Машина Энигмы, которая к нему попала, не была тайно вывезена из Берлина, как пафосно заявил фильм, это была реплика, которую собрали польские инженеры, используя обратную разработку и ориентируясь на зашифрованные послания. Те же польские коллеги дошли до того, что ломать код придется с помощью другой машины, поделились наработками и чертежами с командой Тьюринга, на которых те основывали свою работу. Коллеги и начальство также мыслили в одном направлении с Тьюрингом, поэтому все конфликты, раздутые в фильме, высосаны из среднего пальца, показанного исторической достоверности.
Представьте, что вместо «Гарри Поттера» экранизировали бы фанфики пятнадцатилетней девочки, где все полтора часа Гарри помогает Гермионе выбирать туфли. Выбор создателей из той же серии, потому что причины, заставившие их предпочесть шокирующей реальной истории выдуманные примитивные ходы, которые уместнее бы смотрелись в мексиканском сериале, - это загадка пострашней Энигмы.
Самое грустное, что лента не справляется со своей основной задачей, самой базовой, просветительской – рассказать людям о Тьюринге. Как вымышленная история она яйца ломаного не стоит, а как биография она слишком много врет и выдумывает, не раскрывая персонажей хоть сколько-нибудь глубоко.
Я наделся, что фильм можно будет посмотреть хотя бы для того, чтобы узнать что-то новое о Тьюринге, но ничего запоминающегося лента так и не показывает. Это редкий талант – взять поразительную историю о притеснении геев, Второй мировой войне, зарождении современной информатики и самоубийстве гения – и все спустить в трубу. Как внутренний голос из анекдота со своим «Слышишь, как булькнуло?».
«Игра в имитацию» оставляет стойкое желание угостить режиссера кислой антоновкой. Я надеюсь, что на Оскаре фильм пролетит, потому что чествовать посредственность еще хуже, чем мучить гениев гормонами.