17 марта 2014Игры
Обновлено 09.05.2015

«Государство зря волнуется, что не будет патриотических игр»

В Госдуме состоялось заседание на тему «Инвестиционная политика в области индустрии компьютерных игр». Там представители государства пытались выяснить, как стоит правильно вкладывать деньги в игры, чтобы это шло всем на пользу. Специально для «Канобу» (и для государства) свое мнение по этому вопросу высказал глава компании Nival Сергей Орловский.
В Госдуме состоялось заседание на тему «Инвестиционная политика в области индустрии компьютерных игр». Там представители государства пытались выяснить, как стоит правильно вкладывать деньги в игры, чтобы это шло всем на пользу. Специально для «Канобу» (и для государства) свое мнение по этому вопросу высказал глава компании Nival Сергей Орловский.

В целом я положительно отношусь к тому, чтобы государство помогало игровой индустрии. Давайте трезво смотреть на вещи, во всех странах, где индустрия бурно развивается, она активно поддерживается государством – Канада, Корея, Китай.

Но из-за специфики нашего государства мое отношение еще и настороженное.

У нас в стране всегда лучше развивалось то, к чему государство имело наименьшее отношение.

Игровая индустрия, с одной стороны – технологическая, с другой стороны – культурная, и с третьей стороны – нацеленная на экспорт. Она очень полезна для любого государства, поэтому многие страны очень активно завлекают компании открывать студии именно у них. В конце прошлого года вот Литва активизировалась на эту тему, например. Канада очень активна по этой части, Сингапур, да много кто. Даже в той же Белоруссии поддержка IT-компаний на сегодня гораздо сильней, чем в России.

Сингапур

Сингапур

Примеров того как поддерживать игровую индустрию очень много во всем мире. Я бы выделил две главные вещи, которыми может заниматься государство в нашем случае – налоговые льготы и образование. Этого достаточно, чтобы индустрия сама по себе начала развиваться. Если хорошо сделать эти базовые вещи, то все остальное само вырастет органически, включая смежные области, типа middleware, выставки и прочее. А если этого не сделать, то какими бы мы припарками не занимались, ничего хорошего долгосрочно не будет.

Налоговые льготы позволят иметь единые правила игры для всех, и сведут к минимуму вероятность коррупции. К сожалению, у нас Минфин всегда очень агрессивно настроен против любых налоговых льгот, поэтому вместо льгот любят выборочно давать гранты, как уже много лет происходит в киноиндустрии. Честной и справедливой системы распределения грантов быть не может, всегда кто-то будет недоволен. Плюс это очень коррупционноемкая схема.

Результаты этой политики мы все видим на больших экранах. Чаще всего со слезами.

А образование – это вообще основа любой технологически развитой цивилизации. Есть отличные примеры: MIT Media Lab и Vancouver Film School. Эти вложения всегда долгосрочно окупаются, но у нас реформа образования идет с большим скрипом. Я бы туда направил в 5-10 раз больше ресурсов и тесней связал образование с бизнесом. Или создал бы мощную индустрию гамифицированного виртуального образования, в том числе и экспортно-ориентированную. Такой проект был бы и дешевле и на порядок полезнее Олимпиады в Сочи. Иначе мы так и будем сидеть на нефтяной трубе и банально проиграем технологическую гонку, и не только в игровой индустрии.

Кампус MIT Media Lab

Кампус MIT Media Lab

Хотя управлять умными людьми гораздо сложнее, конечно.

Несколько слов про само заседание в Думе: назначать встречу с представителями индустрии за два дня до крупнейшей конференции GDC в Сан Франциско, мягко говоря, не очень удобно. Также прозвучало предложение создать «Академию видеоигр», где будут сидеть человек десять и решать, во что государству вкладывать деньги. Найти десять умных людей в нашей индустрии совершенно не сложно. Но, как часто у нас бывает, каждый из них скорее всего будет тянуть одеяло на себя, и опять многие будут недовольны. Это лучше, чем ничего, но я бы предпочел налоговые льготы. А Академию устраивать лучше с целью образования.

Государство зря волнуется, что не будет патриотических игр. Мы сами все сделаем, «Блицкриг 3», например, и это произойдет органически.

У нас уже были встречи в Думе. В прошлый раз результатом этого стал «закон о защите детей от вредной информации». Он получился достаточно адекватный и либеральный, он действительно работает и все довольны. В обсуждении этого закона тогда участвовало множество представителей игровой индустрии. Поэтому можно посмотреть материалы и выбрать наиболее толковых людей. Если государство хочет помочь индустрии – мы только за. Но необходимо это сделать правильно, с учетом лучшего мирового опыта.

Комментарии 18
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Chapayeff
Chapayeff
Сергей на фотографии напоминает кота Матроскина из мультика :)