19 29 8232

Физрук – рак, завуч – читак

Как видеоигры меняют жизнь школ и институтов

6 июня 2014, 18:59
Физрук – рак, завуч – читак - Изображение 1
Популярный факт: видеоигры интереснее, чем учеба. Согласно опросам института Гэллапа, только 40% американских старшеклассников чувствуют себя вовлеченными в обучение. «Канобу», вдохновившись кричащими за окном выпусниками, разобрался, как видеоигры могут помочь современной системе образования.

Дети учатся в игре — для них это главный способ познания мира. Но стоит ребенку переступить порог школы, как он тут же становится взрослым, а игры — в том числе и компьютерные — уступают место учебникам. Подружить нашу индустрию со школами и университетами нелегко — с одной стороны мы видим рынок, ориентирующийся на развлечения, с другой — консервативных преподавателей и неповоротливую систему образования (это верно не только для России). Тем не менее, с обеих сторон появляются первые прогрессивные мыслители — большие игровые издатели все чаще обращают внимание на школы, внутри институтов появляются игровые студии, решающие запросы учеников, а отдельные преподаватели то и дело протаскивают видеоигры в классные комнаты. Игровая трансформация образования началась, и мы уже можем изучить ее первые результаты.

Физрук – рак, завуч – читак - Изображение 2 YouTube
Обзор карт №1 " Система кровообращения"

Йошкар-Ола: пятиклассники изучают биологию в Minecraft

Вы, вероятно, уже слышали, что в Швеции Minecraft стал учебной дисциплиной. С января 2013 года 13-летние ученики стокгольмской школы Виктора Ридберга используют игру, как универсальный тренажер, дающий представление об основах сетевой безопасности и командной работы и развивающий креативное мышление в различных дисциплинах. Можно подумать, что в российским школьникам такого счастья никогда не видать, но нет — ученики лицея «Бауманский» из Йошкар-Олы тоже выполняют некоторые домашние задания в Minecraft. Преподаватель биологии Светлана Садакова заметила интерес пятиклассников к игре и направила его в правильное русло — так, на школьных каникулах ученик Никита Исаев построил в игре модель движения эритроцитов по организму и даже рассказал о ней на YouTube: «Как ни странно, это мне задали как ДЗ на каникулы». У необычного подхода уже появились первые пещерные критики — в блоге лицея, где преподаватели рассказывают о своем педагогическом опыте, периодически возникают интересные персонажи, утверждающие, что из таких детей вырастут двоечники.

Физрук – рак, завуч – читак - Изображение 3

У Minecraft есть специальная версия для школ — MinecraftEdu. Хотя технически она несильно отличается от оригинальной игры, расширяя административные возможности преподавателей, ее главное преимущество — в сообществе, где преподаватели более чем 400 школ мира делятся своим опытом и работают вместе над сценариями по биологии, истории, физике, географии и другим дисциплинам. Сейчас студия TeacherGaming, создавшая MinecraftEdu, адаптирует под образовательные нужды другой инди-хит — Kerbal Space Program.

Физрук – рак, завуч – читак - Изображение 4

Иллинойс: дети решают экологические проблемы в специальной версии SimCity

Образовательный потенциал есть и в некоторых коммерческих играх — его нужно только раскрыть. Этим и занимается калифорнийская студия GlassLab, созданная на основе Electronic Arts по инициативе Institute of Play — нью-йоркской команды геймдизайнеров и преподавателей. Первая работа GlassLab, SimCityEDU: Pollution Challenge — это модифицированная версия прошлогодней SimCity, приведенная в соответствие американским образовательным стандартам ELA Common Core и Next Generation Science.

Физрук – рак, завуч – читак - Изображение 5 Vimeo
SimCityEDU: Engaging 21st Century Learners

Игра крутится вокруг решения экологических проблем мегаполисов, но ее основная задача — помочь ученикам 6-8 классов лучше понимать английский язык: вычленять необходимую информацию из текстов и диаграмм, делать логические выводы, понимать причинно-следственные связи. Также SimCityEDU уделяет внимание так называемым 21st Century Skills, навыкам, необходимым в быстро изменяющемся современном мире — критическому мышлению и принятию оптимальных решений. Игра состоит из шести миссий, каждая из которых рассчитана на прохождение в классе — для этого преподаватели получают все необходимые дидактические материалы. Первое тестирование SimCityEDU в средней школе Данлэпа (штат Иллинойс) показало невероятные результаты — согласно опросам, интерес к обучению через игру отметили абсолютно все ученики.

Физрук – рак, завуч – читак - Изображение 6

Последний проект GlassLab — Mars Generation One: Argubot Academy, логическая adventure-игра о мире будущего, где люди решают все вопросы с помощью аргуботов — специальных роботов-спорщиков. Игра учит правильно аргументировать свою точку зрения и логически выстраивать доказательства, собирая собственных аргуботов. Mars Generation One соответствует американским образовательным стандартам Common Core ELA и STEM и рассчитана на учеников 6-8 классов. Игра бесплатна и доступна для iPad.

Копенгаген: студия Serious Games учит социологии и истории с помощью adventure-игр

Датская студия Serious Games уже восемь лет разрабатывает игры для обучения студентов и персонала предприятий. Такой подход делает пассивного ученика активным участником образовательного процесса и быстрее приводит к результатам, так как игроки моментально видят последствия своих решений. Самая известная работа Serious Games — Global Conflicts, серия adventure-игр, рассказывающая о социологии и истории на примере современных политических конфликтов. Каждый сценарий подкидывает неординарное задание: в Палестине нам необходимо собрать информацию для газетной публикации о противостоянии региона с Израилем, а в Бангладеше — найти компромат на владельца фабрики-потогонки. Общаясь с местными жителями, игрок постепенно вникает в суть конфликта, его историю, а также географию региона. Serious Games рекомендует работать с Global Conflicts прямо на занятиях: каждый эпизод игры длится не более 45 минут и оставляет достаточно времени для обсуждения или письменной работы.

Физрук – рак, завуч – читак - Изображение 7 YouTube
Global Conflicts: Palestine

Массачусетс: сотрудники MIT сделали экшен о специальной теории относительности

Некоторые американские вузы закрывают потребности своих студентов самостоятельно. Так, студия MIT Game Lab, открытая при Массачусетском технологическом институте (MIT), сделала A Slower Speed of Light — необычный экшен о специальной теории относительности. Преподаватели вуза заметили, что многим студентам сложно представить, как изменяется восприятие пространства при достижении телом околосветовых скоростей — все-таки в реальной жизни мы никогда так не разгоняемся. Герой A Slower Speed of Light ускоряется, собирая специальные шарики, и постепенно привычное окружение искажается под воздействием эффекта Доплера, преобразований Лоренца, релятивистского замедления времени и аберрации света — домики гнутся, шаги становятся тяжелее, а цвета обретают кислотные оттенки. Это немного похоже на кошмары Макса Пейна из его дебютной игры, только подчиняется реальным законам физики и служит образовательным целям.

Физрук – рак, завуч – читак - Изображение 8 YouTube
A Slower Speed of Light Official Trailer — MIT Game Lab
Физрук – рак, завуч – читак - Изображение 9

Пенсильвания: преподаватель социологии дает задания в Skyrim и World of Warcraft

Джефф Маммерт, преподаватель социологии высшей школы Херши (штат Пеннсильвания), использует видеоигры в качестве иллюстративного материала для своих уроков. Его выбор падает на коммерческие блокбастеры — в отличие от специальных образовательных игр, их проще раздобыть, а значит, ученики могут изучать их и вне класса. Подопечные Джеффа анализируют трейлеры World of Warcraft на наличие расовых стереотипов, собирают статистику населения в Skyrim и изучают, как смещаются исторические акценты в рекламных роликах Assassin’s Creed 3 для разных стран. Преподаватель уже успел пожаловаться на Bioshock Infinite: у игры великолепные исторические отсылки, но слишком много крови — показывать такое детям нельзя.

А нью-йоркская студия Insitute of Play, которую мы уже упоминали, разработала специальное руководство для преподавателей, которое помогает искать образовательный потенциал в коммерческих играх. Его авторы предлагают анализировать каждую игру с нескольких сторон, чтобы понять, где именно кроется ее дидактическая польза. Например, в Assassin’s Creed 2 стоит обратить внимание на контент игры — он дает представление об особенностях архитектуры Италии эпохи Возрождения. Crayon Physics интересна с точки зрения симуляции — игра вводит в основы механики. В конце концов, любое свое действие в игре можно попытаться осмыслить, задав простой вопрос: почему я это сделал? Вывод Institute of Play весьма прост: при правильном подходе даже GTA 5 может найти свое место в классе.

Вместе с тем, не стоит думать, что любая игра может сделать вас умнее. В середине нулевых Nintendo произвела настоящий фурор вместе с Brain Age — тогда многие поверили, что ежедневные игровые тренировки действительно могут заставить мозг работать лучше. В 2010 году Алейн Лири, профессор когнитивной психологии из университета Ренн (Франция), разрушил этот миф, проведя специальное исследование. Он разделил учеников на четыре группы: первые две играли в Brain Age, третья решала судоку и другие задачки на бумаге, а четвертая ходила в школу, как обычно. Через семь недель выяснилось, что результаты тестов у игроков Brain Age практически не отличались от детей из других групп, а в задачах на запоминание они вообще показали худшие результаты.

Физрук – рак, завуч – читак - Изображение 10

29 комментариев