19 12 8390

Почему EA рассталась с Тайгером Вудсом

2 ноября 2013, 19:12
Почему EA рассталась с Тайгером Вудсом - Изображение 1
29 октября Electronic Arts объявила о том, что перестает сотрудничать с Тайгером Вудсом по обоюдному согласию. Следующая часть PGA Tour, которая выйдет для консолей восьмого поколения в 2015 году, обойдется без лучшего гольфиста мира — и в названии игры, и в списке лицензированных звезд. Как и адаптации фильмов, симуляторы с именами спортсменов в названии почти исчезли с консольного и PC-рынков. Это показатель не только кризиса нишевых спортивных игр, но и того, насколько бренды разработчиков стали для игроков значимее брендов спортсменов. Остался только симулятор американского футбола Madden NFL — да и тут EA остается заложницей контракта 1988 года, из-за которого имя бывшего игрока, тренера и комментатора Джона Мэддена стали соотносить с серией не меньше, чем с ним самим. С середины 2000-х действует 10-летнее соглашение, по которому эксперт получает около $15 млн в год за использование его имени и консультации сотрудников EA. По информации близких к компании источников, последние несколько лет руководство обдумывало, стоит ли продолжать сотрудничать с Мэдденом в будущем. Не исключено, что EA примет то же решение, что и с гольфом, отказавшись от практики, которую издатель изобрел в конце 80-х.
Почему EA рассталась с Тайгером Вудсом - Изображение 2 Youtube
Tiger Woods 09 - Walk on Water

Знаменитая реклама Tiger Woods PGA Tour 09 со слоганом «Это не глитч. Он правда настолько хорош».

С Тайгером Вудсом EA подружилась на старте его профессиональной карьеры. Начав выступать на турнирах PGA Tour в 1996 году, Вудс вскоре подписал главный в своей жизни рекламный контракт с Nike. Договор с Вудсом позволил компании открыть подразделение по производству экипировки для гольфа, приносящее ей около $800 млн в год при ежегодных выплатах спортсмену порядка $20 млн. В 1997 году Вудс впервые выиграл турнир Masters, а в 1998-м подписал соглашение с EA. Издатель, выпускавший игры серии PGA Tour с 1990 года, поместил имя гольфиста в название и угадал. Вудс, не считая редких спадов, оставался лучшим игроком мира следующие десять лет. Поэтому когда в 2006 году соглашение решили продлить на шесть лет, долго вести переговоры не пришлось.

Два года Вудс вообще не побеждал: он сменил тренера и помощника, но все равно опустился на 58-е место в официальном рейтинге гольфистов

Вудсу повезло с главными спонсорами, не бросившими его в самый сложный отрезок жизни. К началу 2009 года он стал первым спортсменом в истории, заработавшим $1 млрд. А в конце года в таблоиды попали свидетельства его внебрачных связей — при том, что жена Вудса, шведская фотомодель Элин Нордегрен, незадолго до этого родила ему второго ребенка. Всего за то время, что Вудс жил вместе с Нордегрен, он переспал с 121 женщиной. После того, как стало известно о его разгульном образе жизни, Вудс попал в аварию, после чего взял перерыв на пять месяцев. Все это время он лечился от сексомании и игромании, извинялся на камеру за свое поведение и готовился вернуться в гольф. Но когда он возобновил карьеру в апреле 2010 года, стало только хуже. Жена в конце концов развелась с ним, отсудив $110 млн. Бизнес Вудса по проектировке полей для гольфа пришел в упадок. Бывшие фанаты стали кидаться в него хот-догами. И самое главное — два года Вудс вообще не побеждал. Он сменил тренера и кедди (помощника), но все равно опустился на 58-е место в официальном рейтинге гольфистов.

Почему EA рассталась с Тайгером Вудсом - Изображение 3

Бывший генеральный директор EA Джон Рикителло говорил в 2010 году, что соглашение его компании с Вудсом имеет смысл, пока тот — лучший гольфист, а их игра — лучший симулятор гольфа. Вскоре обе стороны перестали соблюдать эти условия, но расторгли соглашения только сейчас, когда Вудс снова набрал форму, а EA совсем забросила серию.

Всего на скандале спонсоры Вудса потеряли $12 млрд. Только из-за этого акции EA упали в цене на 4,3%. Но когда многие спонсоры разорвали контракты с Вудсом, Nike и EA продолжили его поддерживать. В марте 2012 года Вудс выиграл свой первый после перерыва турнир, а через год вернул себе лидерство в рейтинге и наладил личную жизнь, начав встречаться с американской горнолыжницей Линдси Вонн. За это время подтянулись новые спонсоры, а старые, включая EA, стали платить больше. Благодаря этому в июне 2013 года Вудс вновь возглавил список самых высокооплачиваемых спортсменов по версии Forbes. Журнал оценил его годовой доход в $78,1 млн (из них $65 млн пришлись на спонсорские контракты).

С 2010 года продажи PGA Tour только падают

Стоимость бренда спортсмена за последний год выросла с $38 млн до $46 млн, но на решении EA это не сказалось. Последний раз продажи PGA Tour росли в 2009 году. В 2010 году они обвалились на 68%, и в дальнейшем серия только теряла аудиторию. На Wii за один год продажи вовсе упали на 86%, так что кризис серии можно связать и с началом падения спроса на консоль Nintendo и моушн-контроллеры в целом — именно они в середине десятилетия подхлестнули интерес к нишевым спортивным симуляторам.

Почему EA рассталась с Тайгером Вудсом - Изображение 4

Когда на фоне увольнений из EA в апреле 2013 года блог Kotaku cообщил, что издатель отменил Tiger Woods PGA Tour 15, это никого не удивило. Другое дело — разрыв контракта с Вудсом. Это решение явно далось EA непросто. Недавний опрос телеканала ESPN показал, что 38% респондентов не станут покупать симулятор гольфа, если в нем не будет Тайгера Вудса. Это число звучит правдиво, учитывая, что именно Вудс повысил ТВ-рейтинги трансляций гольфа в разы: за его возвращением в прямом эфире наблюдали более 20 млн человек.

Почему EA рассталась с Тайгером Вудсом - Изображение 5

То ли EA разучилась снимать скриншоты, то ли Ignition Engine не готов к новым приставкам.

И все-таки бренд спортсмена, который за последние 15 лет продаж игр серии в США помог EA заработать $771 млн, стал для нишевого симулятора слишком дорогим. Когда покупатели еще не могли отличать хорошие игры от плохих, а спортивных симуляторов было очень много, и все они были похожи, имя игрока в заголовке влияло на решение покупателя. Сейчас решение принимают на основе лояльности к бренду, будь это EA Sports, 2K Sports или какой еще. Настолько сильно изменилось восприятие видеоигр за 20-30 лет: в 80-х спортсмены неохотно связывались с разработчиками, сейчас же для молодого спортсмена оказаться на обложке симулятора — мечта. Если это, конечно, не обложка Madden NFL, с которой связывают проклятье — попадающий туда игрок травмируется или проваливает сезон. Вудса же то, что он не окажется в следующей PGA Tour, вряд ли беспокоит. Агент Марк Штейнберг вскоре после сообщения о разрыве контракта Вудса с EA заявил, что его клиент уже ведет переговоры с другой компанией, не пояснив, игровая она или нет. Надеюсь, что игровая: конкуренция нужна везде, особенно в таком застоявшемся жанре, как симулятор гольфа.

Текст: Антон Мухатаев


12 комментариев