119 127 76029

Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения

We strike hard and fade away... into the night

12 августа 2014, 11:51
Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения - Изображение 1
Нет ничего хуже для кинокритика, чем плохие фильмы. Точнее, фильмы «просто плохие». Не культовые выкидыши вроде «The room» или «Batman and Robin», а просто слабая штамповка, чьи промахи скучно даже высмеивать. Это просто плохое кино, не ходите на него. Уже посмотрели? Мрак, правда? Вот и поговорили.
Именно поэтому я ничего не писал про «Геракла» или «Жажду скорости», ревью которых могло уместиться в одно слово «meh».
«Черепашки-ниндзя» стал самым худшим комикс-муви этого года. Это больно осознавать не только из-за оскверненных детских воспоминаний, но и из-за того, что 2014 претендовал на звание лучшего года для комикс-муви. Конкуренцию ему могли составить разве что 2008, давший нам «Железного Человека» и «Темного рыцаря», и 2012 - год «Мстителей» и «Нового Человека-паука».
В этом году мы получили целых 6 лент по комиксам, три из которых были восприняты фанатами на ура (Стражи Галактики, Капитан Америка, Люди Икс), и три потенциально сильных проекта (Человек-паук, Трансформеры, Черепашки-ниндзя), так и не сложившихся в осмысленную историю.
Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения - Изображение 2

Для справки: «Трансформеры» хотя и зародились как серия игрушек, были додуманы именно студией Марвел и впервые представлены как франшиза в виде их комиксов. Годзилла, кстати, тоже имеет богатое наследие в виде манги и комиксов Марвел, но она всегда оставалась прежде всего кино-франшизой, поэтому включать ее в список комикс-муви было бы неоправданно.

Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения - Изображение 3

Перезапуск черепах оказался ровно тем, чем и представлялся с момента объявления: пустышкой, кэш-грэбом, проходной поделкой. Сюрпризом стало то, что фильм погубило вовсе не извращение канона, ноздри, афро-американцы или Меган Фокс. Фильм погубило то, что его так никто и не снял. Сняли лишь стоминутный трейлер, который не работает как связное повествование, вовлекающее зрителей в историю и раскрывающее своих персонажей.

Фильм ощущается именно как некий огромный промо-материал, призванный дразнить, а не удовлетворять любопытство. Сцена за сценой обещает нам настоящий черепаший фурор, но фильм идет, а ожидания не сбываются. В конце концов, зритель покидает зал, чувствуя себя обманутым, так и не увидев то, за чем он шел в кино. Это словно новогодний подарок в яркой обертке, под которой лишь еще одна обертка и так далее, обещания и ожидания, в конце которых – ворох бумажной стружки из шредера. Можно просидеть весь сеанс в ожидании того самого заветного «черепашьего чувства», которое каждый получал по-своему – кто от комиксов, кто от фильмов или мультфильмов, кто от видеоигр – и так и не получить его. Вот сейчас, вот сейчас, вот сейчас, титры…

В фильме есть удачные моменты: снежная экшен-сцена смотрится действительно неплохо, некоторые шутки Майка даже вызывают улыбку, да и сцена наказания черепах Сплинтером умудряется на секунду вселить надежду, что фильм еще может исправиться. Надежду эту, впрочем, душат довольно быстро.

Либесман, уже доказавший всем, что он не умеет снимать кино, с рвением, достойным лучшего применения, доказывает это снова. Режиссура действительно одна из самых слабых сторон фильма. Мне даже начало казаться, что сценарий, несмотря на кучу плагиата, штампов и неудачных шуток, можно было превратить в неплохое кино. У него есть структура, есть удачные находки, которые можно развить. К сожалению, Либесман не в силах приготовить даже то, что было хорошего в сценарии. Он совершенно не чувствует сцены, поэтому они все как одна выходят натянутыми, неестественными и скучными, даже если это просто разговор в офисе. 

Что же касается откровенной глупости многих поворотов, фильм в своем отчаянии доходит до пыток оправдаться за свою тупость прямым текстом: оператор Эйприл объясняет ей, что нечто незамысловатое и легкое, «с пеной и пузырьками» - это вовсе не плохо, это тоже нужно людям. Nice try, movie.

Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения - Изображение 4
Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения - Изображение 5

Герои

Если рассматривать фильм по пунктам, то начать следует, безусловно, с дизайна внешнего вида наших черепах, ведь это было и остается самым обсуждаемым аспектом фильма. Мягко говоря, новый дизайн мало кому понравился.

Известно, что Майкл Бэй не очень любит людей, поэтому в его фильмах так много презрительной сатиры. А еще, он их не очень понимает. Его представление о людях настолько искажено, что временами режиссер напоминает инопланетянина, притворяющегося человеком. Если смотреть на его подход к редизайну любимых нами персонажей, то складывается впечатление, что Бэй давно прикупил особняк в той самой uncanny valley, настолько неуклюжим выглядят его понятие «человечности». При первом взгляде на его версию трансформеров фанаты завопили: «Губы!», при взгляде на черепах: «Ноздри!». Если кто-то посчитает хорошей идеей доверить Бэю экранизацию Power Rangers, то можно ставить на то, что он налепит им усы прямо на шлемы. Как ни смешно, но такая микроскопическая деталь, как ноздри, способна кардинально изменить весь образ. Уверен, вы все уже видели картинку, что доказывает это утверждение:

Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения - Изображение 6
Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения - Изображение 7

Лично я в полной мере осознал неудачность перерисовки черепашек только после просмотра фильма. Проблема не только в том, что они не похожи на ниндзя-черепашек, какими мы их помним. И не только в том, что это огромные перекаченные комбайны смерти, а не мастера скрытности. Просто этот редизайн намекал на то, что новая версия будет серьезнее, мрачнее и реалистичнее. Ноланистее, бетманистее, как и все сейчас. Черепах явно не пытались сделать милыми и симпатичными, а значит, рассчитывали не на детскую аудиторию, но «Черепашки» оказались именно детским фильмом, где нет ни намека на драму, трагичных персонажей и реалистичный подход.

Так зачем тогда было рисовать для детского фильма столь отталкивающих черепах? Не логичней ли было сделать их ярко-зелеными няшами? Они бы смотрелись в этом проекте куда уместнее. Но кто-то решил, что здорово делать фильм для одной аудитории, а продавать его – абсолютно другой.

Единственным удачным ходом в новом облике братьев мне показалось различное телосложение. Худой дылда Дон, щуплый Майки, огромный Раф и коренастый Лео.

А вот одежда их смотрелась на редкость глупо. Лео нацепил бесполезную броню из бамбуковой занавески поверх своего сверхпрочного панциря, а назначение всей техно-ерунды, накрученной на Донни, неизвестно, похоже, даже ему самому. Что у него на спине? Системник? Он не знает про существование смартфонов? Фильм не удосуживается ни объяснить этот нелепый протонный ранец, ни использовать его хоть раз по сюжету. На Майки надели кучу ожерелий, завершая карикатурный образ укуренного серфера, а из Рафа сделали ходячую рекламу стероидов. Зачем их нарисовали такими огромными, тоже так и осталось непонятным.

Что касается Сплинтера, все подумали, что в трейлерах его не показывают, чтобы сохранить интригу. Все оказалось проще – он выглядит омерзительно. Как огромная облезлая крыса, собственно. Естественно, с карикатурными метровыми усами. Он выглядит хуже всех и с точки зрения графики – неестественная резиновая кожа и непонятная лицевая анимация.

Превращение Шреддера из главы клана ниндзя в швейцарский нож тоже не пошло фильму на пользу. Он выглядит нелепо, даже хуже, чем Серебряный Самурай в последней Росомахе. Из-за этого дурацкого веера ножей он похож на огромного ощипанного воробья, извалявшегося в радиодеталях.

Нас долго пытались убедить, что Уильям Фихтнер играет Эрика Сакса, который и скрывается под маской Шреддера. Вполне возможно, изначально это так и было, но после возмущения фанатов тем, что Шреддер – даже не японец, они могли изменить сценарий и доснять недостающие сцены. Так вот, Эрик Сакс и Шреддер – не одно лицо.

Сакс лишь ученик таинственного злодея, но поздравлять с этой «победой фанатов» я не спешу, потому что это разделение убило обоих персонажей. Шреддера попросту не успели раскрыть, он произносит пару фраз и молчаливо дерется, не создавая впечатление супер-злодея. Его не успеваешь испугаться, потому что не успеваешь узнать – так же как Серебренного Самурая. Сакс же получает кучу экранного времени, и мы успеваем рассмотреть его внимательнее, но в итоге в этом нет никакого смысла. Он оказывается лишь шестеркой Шреддера, безвольным исполнителем чужой воли, никак не влияющем на исход сюжета. Похожим образом испортили образ Бейна в последнем фильме Нолана, открыв, что он лишь исполнял волю любимой Талии, а все его речи и идеи были пустышкой.

Еще в фильме есть Карай, но вы вообще вряд ли поймете, что она это она, потому что ей не доверили сделать ничего важного, это просто персонаж на заднем плане.

Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения - Изображение 8

Эйприл О`Нил… Формально, она является главным героем фильма, учитывая что мы следим именно за ее действиями, видим происходящее с ее точки зрения и решения, продвигающие сюжет вперед, принимает именно она. И при этом говорить о ней абсолютно неинтересно.

Меган Фокс еще в Трансформерах показала, что играть она не умеет, но там она была на вторых ролях, и задача ее была простой – стоять, прогнувшись, выглядеть красиво. Здесь же она – главный герой, а зачастую, еще и единственное человеческое лицо, что мы видим на экране помимо мутировавших зверей, безликих наемников клана фут и бронированных воробьев. Естественно, эта роль была ей не по плечу. Учитывая, что у нее отобрали короткие шорты и прочие красивые обертки, бедной Меган совсем нечего дать зрителю. И да, тот секундный кадр с ее задом в грузовике выглядит насмешкой. Учитывая, что это зад в джинсах, на месте Меган мог быть ее оператор – вряд ли бы кто-то смог заметить подмену, но несмотря на это, кто-то умудряется восхищенно ахать на этот кадр. Впрочем, когда-то Обломов охал на голые локотки, каждому свое.

Если бы в фильме было что портить, Меган Фокс могла бы выполнить эту задачу, но к ее счастью, это не тот случай. 

Некоторые критики высказали мнение, что каждая реинкарнация черепах была нелепой, но детям того времени нравилась. Вот и эта версия для какого-то поколения станет первой, а значит, их собственной, самой любимой. Но я в это не верю. Версии черепах становились культовыми для своего поколения не потому, что дети – тупые и без разбора влюбляются в любой мусор. В каждой из этих реинкарнаций, пусть крайне глупых, было что-то выделяющее их на фоне других нелепых продуктов для детей. И поэтому недостаточно подсунуть детишкам поделку со этими персонажами, чтобы сделать ее «черепашками для этого поколения». По крайней мере, мне хочется верить, что не все так просто. Как правильно заметил Мувибоб, один из самых знаковых американских медиакритиков новой волны, жанр «детского кино» - не повод опускать планку качества. Наоборот, это повод отнестись к фильму с большим вниманием и ответственностью. Вот только многие ли понимают это? В Советском Союзе это понимали прекрасно, судя по оставленному наследию фильмов и мультфильмов для детей, которое родителям до сих пор попросту нечем полноценно заменить.

Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения - Изображение 15

Сюжет

Отсюда пойдут легкие спойлеры, но сюжет настолько шаблонен, что спойлерить в нем практически нечего. Есть ли в нем хоть один нестандартный ход, приятный сюрприз, неожиданный твист сюжета? Нет. Но рисковать ли свежестью просмотра – решайте сами.

Для начала, давайте сыграем с вами в игру. Угадайте, что это за фильм:

  1. Главный герой (далее – просто ГГ, пол его неважен), раскапывая прошлое своего отца, выясняет, что его работа могла стать причиной появления мутантов. Он даже вспоминает пару моментов из детства, когда видел отцовскую работу своими глазами.
  2. ГГ находит друга своего отца, с которым они вместе работали. Выясняется, что тот предал отца ГГ, и его смерть связана с компанией, на которую они работали. Теперь этот друг пытается убить и самого ГГ.
  3. ГГ пытается убедить всех в существовании невероятных существ в Нью-Йорке. Ему, естественно, никто не верит.
  4. ГГ попадает в передрягу из-за вспышки своего фотоаппарата.
  5. Драка в канализации.
  6. Плохие персонажи неожиданно нападают на хороших в месте их обитания.
  7. Злодеям от хороших нужна «магическая кровь» способная исцелить от любой болезни.
  8. План злодея – распылить некую мутагенную гадость с крыши здания своей же компании.
  9. Хорошие и плохие персонажи дерутся на этой крыше, в результате чего падает шпиль, стоявший на вершине небоскреба, вместе с персонажами.

Так что это за фильм? «Черепашки-ниндзя» или «Новый человек-паук»? Оба. Охота злодея за волшебной кровью героя была не в первой части, а в сиквеле паука, но не суть.

Честно говоря, я даже не знаю, как относиться к этой «парочке совпадений». Что это? Расписка в беспомощности, плевок в лицо зрителям? Этот проект словно пытается побить рекорд по крайне сомнительным решениям, начиная с найма Бэя, Либесмана и Меган Фокс, ни один из которых не способен вселить в фанатов уверенность в том, что их любимые черепашки в надежных руках.

К слову, «магическая кровь» в качестве макгаффина стала крайне популярной в блокбастерах в последнее время. Кровь Хана в «Стартреке 2», кровь Мистик в «Днях минувшего будущего», кровь альфа-мимика в «Грани будущего»… Аналитики предполагают, что всему виной вера в то, что нынешнее поколение выращено на вампирах, и сюжет, замешанный «на крови», оно поймет лучше любого другого. Может и так, а может, Голливуд окончательно обленился.

Еще небольшой спойлер: Черепахи пытаются спасти раненого Сплинтера целительным мутагеном. Каким образом он может помочь уже мутировавшей крысе? Ведь мутагена в его крови столько же, сколько и у черепах…

Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения - Изображение 16

Ориджин черепах

В каждом варианте черепашьей истории она начинается по-своему, сохраняя лишь общие черты. Фильм берет отовсюду понемножку. Он делает Эйприл журналисткой (как в мультсериале 87-го), и открывает, что именно она в детстве дала имена всем черепахам (как в современном онгоинге IDW). Сплинтер говорит, что был обычной крысой, а ниндзюцу выучил по книжке. Мастер Йоши таким образом, полностью пропадает из истории. Многим именно это обучение по книге показалось самым бредовым моментом фильма, хотя, если честно, вариант ленты 90-го года, где еще не мутировавшая, обычная крыса повторяла за человеком приемы боевых искусств, звучит еще более нелепо.

Мне всегда казалась самой убедительной та версия, где мастер Йоши сам превращается в крысу с помощью мутагена, либо версия того же онгоинга IDW, где Сплинтер и черепахи – реинкарнации душ средневекового самурая и четырех его сыновей. Да, это стягивает на себя все больше фантастических элементов, чтобы закрыть все дыры и требует больше доверия от зрителя/читателя, но хотя бы внутренняя логика произведения остается целой. В обоих случаях боевые искусства изучает человек, лишь потом превратившийся в крысу.

Вообще в том, что касается канона, повторяется вечная история древних франшиз, переживших много воплощений и перезапусков, - какой именно канон?

Многие жаловались на то, что в новом фильме Эйприл не рыжая, но ее волосы в черно-белом варианте классического комикса темные, а в раскрашенном – грязно рыжие. В мультсериале 87-го она шатенка. В сериале 2003-го у нее бордовые волосы, да и прическа меняется. В фильме 90-го года она блондинка, в полнометражном мультфильме 2009-го – светло-рыжая. Поэтому темно-каштановые волосы Меган Фокс, в общем-то, вполне вписываются в эту палитру.

Кстати, в изначальном комиксе Эйприл впервые появляется на экране телевизора, но интервью берет не она, а у нее. Она – лаборантка доктора Стокмана. Как ни странно, в начале на ней и впрямь был комбинезон. Когда черно-белый комикс раскрасили, комбинезон оказался синим. Впрочем, в отличие от мультсериала 87-го, оригинальная Эйприл умела переодеваться и не ходила в нем постоянно.

Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения - Изображение 17

Канобу уже выпускало статью, посвященная различным реинкарнациям черепах, ведь большинство фанатов знают их по мультсериалу, и мало кто видел те самые изначальные комиксы, созданные как пародия на пафосные серии вроде Ронина и Сорвиголовы.

Многие недоумевали, зачем черепахам колюще-режущее оружие, если они очевидно бояться кого-то порезать. Дело в том, что изначально черепашки были далеко не такими мирными – в оригинальной серии кровь хлестала ручьями. Сам Сплинтер хвалит черепах за то, что они порезали 15 человек из банды Пурпурного Дракона, после чего говорит: «Теперь вы готовы, убейте, пожалуйста, Шреддера».

То есть в первом же выпуске мудрая крыса заказывает черепахам своего старого врага. И те, поколебавшись для виду, соглашаются. В конце боя Леонардо милосердно протягивает раненому Шреддеру один из своих мечей и говорит: «Даю шанс умереть достойно, вспори-ка себе живот». Шреддер решает, что одному умирать скучно, достает гранату, но получает от Донателло шестом в лоб и улетает с крыши вместе с гранатой. Раздается взрыв, Леонардо подбирает с земли один из его шипастых наручей и произносит: «It seems that the shredder has been shredded». Расчленителя расчленило, мол.

Но на этом борьба комикса с возрастными рейтингами не заканчивается. Когда черепашки перемещаются в другое измерение и заходят в местный бар, Раф первым делом заказывает пива, расплачиваясь тут же утащенными у соседа-инопланетянина деньгами. Выпив и моментально захмелев, он поворачивается к инопланетянке с шестью грудями (А вы говорите, «Вспомнить все». Такое только в «Ну, погоди» можно увидеть) и говорит «Йо, мама, а мы точно не знакомы?».

Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения - Изображение 18

В бар врываются солдаты, начинается стрельба, Раф вытаскивает пистолет у стоящего рядом инопланетянина и палит по нападающим, прикрываясь ранее обворованным соседом. Того убивают. Другая черепаха снимает пару ножей с какого-то трупа и метает в солдат, двое убиты. Итак, за пару страниц наши образцовые герои и пример для детей выдают: распитие алкоголя, сексуальное домогательство, 2 кражи, мародерство, 2 убийства и одну смерть по их вине. Дальше темп не спадает: они угоняют чужой флаер и, отбиваясь от преследователей, убивают еще двоих, причем из лазерного пистолета, а не «благородным» оружием ниндзя. Вы можете представить пьющих кровожадных черепашек, домогающихся к шестигрудым инопланетянкам и палящих из лазерных пистолетов? Теперь можете. Забавно, что настоящие, изначальные черепахи каким-то образом теперь выглядят самым ужасающим надругательством над каноном.

Так что же делать тем, кто хочет снова почувствовать на себе черепашью магию и не плеваться от откровенно детских сюжетов? Почему-то при обсуждении франшизы, все упоминают лишь мультсериал 87-го года и фильм 90-го, забывая про весьма талантливые мультипликационные полнометражки 2007-го и 2009-го годов. Первая была сделана с помощью компьютерной анимации, вторая – с помощью традиционной. И им обеим есть, что предложить настоящим фанатам.

В Turtles Forever (2009) авторы при участии самого Питера Лэрда свели в одну вселенную три разных версии черепах: черно-белых праобразов, беззаботных едоков пиццы 87-го и крутых парней из сериала 2003-го. Наблюдать за тем, как они реагируют на своих двойников и на их вселенные, по-настоящему уморительно.

Самой же взрослой версией черепах стал современный онгоинг от издательства IDW, о котором я уже упоминал. Он не похож ни на оригинальную серию (хотя и делается при участии создателей черепашек), ни на детские комиксы издательства Арчи, которые многие из нас читали в детстве. IDW удалось создать по-настоящему захватывающую историю, раскрыть персонажей глубже, чем удавалось кому-либо до них, дав читателям возможность проникнуть во внутренний мир каждого из героев. В основной серии и мини-сериях, посвященных отдельным персонажам, мы успеваем узнать историю Кейси и его отца, родителей Эйприл, увидеть юность Крэнга на его родной планете и его путь к власти. Комикс великолепно нарисован и читается увлекательнее большинства серий Марвел и DC.

На данный момент в основной серии вышло 36 выпусков, и еще примерно столько же наберется по мини-сериям и спешиалам – прочесть все это много времени не займет, но вы откроете для себя черепах и остальных персонажей с новой стороны. С началом арки «City Fall» серия выходит на новый уровень и приближается к званию шедевра.

Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения - Изображение 23
Черепашки-ниндзя: мастера эпохи осквернения - Изображение 24

P. S.

Вы никогда не задумывались о том, что имена черепашек подобраны несколько нелогично? Они здорово звучат, и все мы к ним привыкли, но если сравнить наших зеленых героев с художниками, в честь которых они названы, выглядит это все довольно нелогично. Ясно, что когда создатели комикса выдумывали эти имена, черепахи не обладали не только разноцветными повязками, но и сформированными характерами. И все же, я все равно не понимаю, почему четвертым художником Возрождения, которого они выбрали, стал Донателло. Вы помните хоть одну его скульптуру?

К возрождению относятся и Тициан, и Дюрер, и Боттичелли в конце концов, чье «Рождение Венеры» вы, скорее всего, помните. По крайней мере, по «Футураме». Сдается мне, художники выбирались не по своей значимости для искусства, а по тому, сокращаются ли их звучные имена до более домашних типа Майка, Дона, Лео и Рафа. Попробуй-ка сократи Дюрера, Тициана и Боттичелли. Дюр, Тиц и Ботти больше походят на братьев Лелика и Болика, чем на семью нью-йоркских черепах.

В итоге, я не мог избавиться от мысли, что Дона я бы скорее назвал в честь Леонардо Да Винчи, раз уж именно он был не только художником, но и гениальным изобретателем. Грубого и мрачного Рафа я тоже вряд ли стал бы называть в честь Санти, штамповавшего своих красно-синих мадонн и писавшего такие вот брутальные стихи:

  • Амур, умерь слепящее сиянье
  • Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
  • Они сулят то хлад, то летний зной,
  • Но нет в них малой капли состраданья.

Я бы предпочел назвать Рафа в честь Дюрера или Донателло, ибо те производят впечатление довольно мрачных типов. Беззаботному шутнику Майку тоже слишком жмет имя великого Микеланджело, фигуры крайне трагичной, но вдохновляющей – его имя подошло бы для лидера, раз я уже отобрал у Лео его прежнее имя, чтобы отдать Дону.

В общем, встречайте ниндзя-черепашек: бесстрашного лидера Микеланджело, изобретателя и хакера Леонардо, весельчака и романтика Рафаэля и мрачного одиночку Донателло (или все же Дюрера).