102 60 12584

Блог Дмитрия Веселова: Steambox в войне консолей

6 июня 2013, 18:14
Блог Дмитрия Веселова: Steambox в войне консолей - Изображение 1

Есть небольшой, но приятный шанс, что  в войне консолей победит тихая корпорация Valve. Чтобы заметить это, достаточно посмотреть, что делают остальные.

Рынок видеоигр всегда напоминал тесную арену для петушиных боев, куда, вместо птиц, участники свозят идеи, и обычно в каждом консольном витке побеждал автор самой живучей из всех. Все, наверное, помнят, как Sony захватила трон в начале 00-х, догадавшись, что приставка для игр может быть еще и медиацентром. В свою очередь, Nintendo смогла продать 100 миллионов Wii с помощью идеи управления движением.

Блог Дмитрия Веселова: Steambox в войне консолей - Изображение 2 Youtube
Why every guy should buy their girlfriend Wii Fit.

Мы уже видели презентации трех главных консолей. Можно прикинуть с какими концептами они заходят в очередной цикл.

Например, упомянутая Nintendo смогла предсказать рост игр на планшетах, но не догадалась, что никому не понадобится мутант "планшет+консоль". Wii U выглядит, как самый бесполезный гаджет после люстры из кристаллов Сваровски, которая могла принимать и высвечивать смс.

В свою очередь, у Microsoft ведущие презентации тридцать три раза успели повторить слово "ТИВИ". Они хотят превратить новый Xbox в хаб интерактивных развлечений – вы будете использовать консоль, чтобы звонить друзьям через Skype, смотреть последнюю серию Game of Thrones и записывать матчи Суперкубка. Xbox идеально укладывается в концепцию единой экосистемы для работы и отдыха, которую Microsoft двигает последние 6 лет. Думаю, что устройство станет хитом как минимум в США, где компания подписала десяток провайдеров контента.

Блог Дмитрия Веселова: Steambox в войне консолей - Изображение 3

Остальной мир, куда американские телеканалы не вещают, остается Sony. А она не похожа сама на себя и выглядит на удивление дружелюбно. Игроки просят Sony не запрещать б-у шные игры, компания отвечает: __"Не будем!", одновременно подписывая инди-студии одну за одной. Вот тут можно почитать на английском, она сама ищет команды, финансирует их и даже рассылает девкиты без контракта, поверив на слово.

Легко предположить, что за сменой характера стоит молодой менеджмент, но не исключено, что Sony привычно копирует конкурентов. В 90-х она передрала мини-джойстики, в 00-х управление движением, а в 10-х гигант подражает демократичности одного из соперников.

Но куда она смотрит? Кто в бизнесе прославился таким подходом?

Может быть, в сторону Google, где слова "Не будьте злым" десять лет назад сделали корпоративным девизом. Однако, скорее всего, на Valve, которая успешно развила "Дружелюбие" в деловую философию Steam.

Компания давно открыта для всех разработчиков. Сегодня, достаточно потратить сто долларов в Steam Greenlight, пройти голосование игроков и вашу игру отберут для магазина. Дополнительный бонус прячется в том, что с помощью Greenlight магазином управляют сами игроки. Именно их голоса решают, что попадет в продажу.

Блог Дмитрия Веселова: Steambox в войне консолей - Изображение 4

Идея работает, как маленькая модель демократии. Эффект будет такой же, какой бывает у демократических реформ в большом мире: рассвет малого бизнеса, экономический бум. Легко предсказать, что количество компаний и игр в Steam будет быстро расти, а магазин заработает много денег.

Через полгода можно будет точно сказать, изменит ли Greenlight консольный бизнес. Но, мне кажется, гораздо важнее другая концепция, которую Valve проверяет второй год. Зимой 2012-го она разрешила игрокам продавать свои предметы для free-2-play в Steam Workshop. Спустя год Гейб Ньюэлл вспомнил об этом в диалоге с Verge. Он сказал:

"Мы попали в мир, где наши клиенты рисуют для клиентов предметы в Steam Workshop и зарабатывают полмиллиона долларов ежегодно".
— Гейб Ньэлл

Valve забирает три четверти от продаж. Если автор продал шапок на сто тысяч, он принес компании триста, и это только одно из достоинств идеи. Подключив денежные потоки, студия привлекла сотни активных "агентов" – моддеров, которые рекламируют игры и свой продукт в аудитории друзей. А еще, она обеспечила стабильный поток контента.

Эффект можно оценить по статистике Steam. Шутер Team Fortress 2 вышел шесть лет назад, но до сих пор торчит на второй строчке рейтинга. Еще лучше получилось с Dota 2  – первое место и 300 тысяч человек, которые играют в нее ежедневно.

В ближайшем будущем компании  одна за другой будут открывать магазины для моддеров – я знаю это, потому что видел похожее несколько раз. Например, в бизнесе микростоков, где дали возможность заработать фотографам-непрофессионалам. Сегодня таких сайтов десятки и самый крупнейший – Shutterstock – оценен в 760 миллионов долларов.  Amazon открыл книжную лавочку для авторов-любителей. Уже есть писатели, ежемесячно получающие там по сто тысяч долларов.

Мы знаем, что Valve готовит свою собственную консоль – Steambox. Нет никаких сомнений, что она будет поддерживать, как Greenlight, так и открытый магазин. Представьте себе. Консоль, которая не только вытягивает из вас деньги, но дает шанс заработать. Консоль, на которой вы сами выбираете разработчиков и игры.

Есть небольшой, но приятный шанс, что в новом мире этого будет достаточно, чтобы победить.

Автор: Дмитрий Веселов, PR/ Communication в Daedalic Entertainment, редактор gameplay.itc.ua, автор 3droid.com. Твиттер: @grayraw


Игры в материале
  • Team Fortress 2
  • Dota 2
60 комментариев