70 203 20613

Австралия против Steam

Пришло время менять систему продажи игр

30 августа 2014, 19:10
Австралия против Steam - Изображение 1
Все началось с Risen 3. За долгие годы привыкший к консольному счастью (скачал/вставил диск — запустил — играешь), я вдруг вернулся в глубокое детство, прошедшее под знаком «что-то пошло не так». Убедившись, что домашний компьютер значительно превосходит максимальные системные требования Risen 3, лезу на форумы. Обнаруживаю группу таких же страдальцев, танцующих с бубнами вокруг системников и пытающихся понять, какое железо вступило в конфликт с, безусловно, припадочным кодом Risen 3. Оказалось, виной всему последние обновления драйверов видеокарты, и банальный откат позволит запустить игру. Окей, PC!

На этом фоне Австралийская комиссия по вопросам конкуренции и защиты прав потребителей (ACCC) подала в суд на Valve за то, что компания не разрешает отменять заказы в цифровом магазине Steam и не возвращает покупателям деньги. Работает у вас игра или нет — представителям Steam до этого нет дела. Таким образом, по мнению австралийцев, нарушается базовое право потребителя на возврат нерабочего товара. Согласитесь, это разумно: сломанный телевизор или холодильник у вас примут в любом магазине, а игру — нет. 

Только что делать, если игра работает, но ее качество вас не устраивает? Вы ведь помните скандал, разразившийся вокруг Aliens: Colonial Marines. Когда разработчики буквально пошли на подлог и долгое время показывали нам совершенно другую, искусственно прилизанную игру. Когда рабочая демо-версия была с помощью различных ухищрений настолько далека от реальности, что в США против Gearbox и Sega был подан коллективный иск в суд. История закончилась тем, что американцам было возмещено суммарно $1.25 млн. Но сколько было случаев, когда никакие общественные волнения не приводили к выплате компенсаций!

Австралия против Steam - Изображение 2
Австралия против Steam - Изображение 3

Решение этой проблемы лежит на поверхности. На недавно прошедшей выставке gamescom 2014 издательство Ubisoft сообщило, что с каждой копией Far Cry 4 для PlayStation 4 игрок получит 10 ключей, которые на два часа открывают доступ к кооперативному прохождению игры. Вот вам готовый вариант: перед тем, как продать игру, дать человеку посмотреть ее механику, удостовериться, что игра работает на конкретно его компьютере. Время прошло — возникает экран с надписью: «Если вы удовлетворены качеством игры, нажмите кнопку ‘Купить’». 

Австралия против Steam - Изображение 4

Такая система защитит и игрока, и издателя. Первые смогут оценить любую игру и принять решение о покупке, вторые получат юридическую защиту. Так, если потребитель возмутится качеством финального продукта и попробует в судебном порядке взыскать с разработчика деньги, то последний сможет указать либо на принятую игроком публичную оферту, либо на то, что он не воспользовался возможностью оценить товар перед приобретением.

Многие, с кем я говорил об этом варианте, указывают на наличие демо-версий, которые, якобы, решают проблему. Я с этим не согласен. Во-первых, в последнее время количество выпускаемых демо-версий резко сократилось. Многие издатели просто отказываются этим заниматься, ссылаясь на разные, зачастую абсурдные причины. Во-вторых, демо-версия дает простор для махинаций, так как может значительно отличаться от финальной версии игры как в визуальном, так и в игровом плане. Это как трейлеры современных боевиков, в которых показано ровно три минуты махача, размазанные впоследствии на 90 минут полной ленты. А вот если игроку дать два-три-четыре часа (в зависимости от типа игры), то он точно сможет полноценно оценить ее и принять мотивированное решение о покупке. 

Австралия против Steam - Изображение 5

Показателен опыт компании Blizzard. До 20-го уровня вы можете играть в World of Warcraft бесплатно. Хотите продвинуться дальше — платите. Именно эта функция позволила новичкам попробовать самую популярную MMORPG в мире, а затем и остаться в ней. Такой вариант отлично подойдет и для одиночных ролевых игр с открытым миром. Смотреть — смотрите, но пока не оплатите полную версию, развиваться мы вам не дадим.

На мой взгляд, все это позволило бы уменьшить градус агрессии в спорных случаях. Часто я читаю в комментариях на «Канобу» примерно такую теорию: «Я покупаю только хорошие игры, а плохие — качаю, чтобы не попасть на деньги». Пробники, как это давно выяснила косметологическая индустрия, действительно работают. Сработают они и в случае с играми. Правда, после нескольких часов, проведенных за той же Aliens: Colonial Marines, вряд ли нашлось бы много желающих ее приобрести. Может, потому индустрия и не готова к этому шагу? Но тогда и жаловаться на засилье пиратства не стоит.