А помните «Битлджус»?
Идея о парочке призраков и демоне-шарлатане пришла в голову работнику кинокомпании Brandywine Ларри Уилсону. На работе он отбирал молодых и талантливых сценаристов для будущих блокбастеров, а однажды привел в студию Джеймса Кэмерона со сценарием «Чужого». Со временем Ларри сам захотел создать свою крутую историю. Но он умел только придумывать отличные идеи, которые надо было кому-то записывать.
Тогда Уилсон обратился к Майклу Макдауэллу — писателю ужастиков и сценаристу («Байки из склепа», «Худеющий»). Вдохновившись повестью Оскара Уайльда «Кентервильское привидение», Уилсон предложил идею комедийной хоррор-истории. В ней муж- и жена-призраки вызывают демона из преисподней, чтобы напугать и выгнать из своего дома новую семью. Злодея решили назвать в честь звезды Бетельгейзе из созвездия Ориона.
На английском Бетельгейзе (Betelgeuse) звучит как «битлджус» (Beetlejuice), то есть «сок жука» или «жучиный сок». Такая игра слов понравилась соавторам, поскольку делала демона страшным и мерзким. Главной же героиней они назначили шестилетнюю девочку Кэтти.
Пока Уилсон и Макдауэлл продавали сценарий, молодой диснеевский аниматор и режиссер Тим Бертон искал новую историю для фильма. Режиссер этот был странным, зато снимал необычное, но интересное кино («Большое приключение Пи-Ви» 1985 года), принимал участие в создании мультфильма Ральфа Бакши «Властелин колец» (1978 год) и революционной по компьютерной графике картины «Трон» (1982 год).
Из-за этого боссы Warner Brothers дали почитать сценарий «Битлджуса» именно Бертону, которого поразила работа Макдауэлла. Первое, что заметил режиссер — история плюет на голливудский шаблон, переворачивает классический сюжет с ног на голову, фарсит и ошеломляет. При особом видении, а этого у Бертона не отнять, из сценария получился бы смешной ужастик с элементами бреда. Такое кино способно запасть в душу зрителю и понравиться критикам. Молодой режиссер решил рискнуть и взяться за проект. Но все же история была далеко не идеальной, а сценарий требовал больших доработок.
Уилсон, Бертон и Макдауэлл переделывали историю снова и снова. Но результат не нравился продюсерам, и дело кончилось увольнением соавторов. Студия наняла опытного сценариста Уоррена Скаарена. В Голливуде его звали, когда требовалось доделать почти готовую историю, отшлифовать сюжет или доработать персонажей. В случае с «Битлджусом» Скаарену надо было сделать все и сразу.
Сначала он решил, что шестилетняя Кэтти смотрится нелепо на главной роли в фарсовой молодежной хоррор-комедии. В картине были совсем не детские шутки и экшен-сцены, где ребенок просто не уместен. Главной героиней сделали младшую сестру Делии Дитц — Лидию.
А позже Кэтти убрали насовсем, Лидия стала готической дочкой Чарльза, а Делия ее мачехой. Изначально Лидия Дитц была типичным тяжелым подростком, увлекалась death-металлом, грубила сестре и родителям. Но, назначив ее главной героиней, Скаарен и Бертон сделали ее «странной и необычной». И да, девушку наделили умением видеть призраков.
На роль злодея Битлджуса планировали взять Сэмми Дэвиса-младшего — популярного чернокожего певца и актера. Но потом Бертон решил, что это слишком радикально даже для него и сделал еще один странный выбор. Режиссер хотел заручится согласием молодого комедийного актера Майкла Китона. Тот сначала отказался, но потом решил отойти от своего амплуа только положительного героя и показать все грани таланта. Роль Лидии отдали 16-летней актрисе Вайноне Райдер. Тим Бертон заметил ее в драме «Лукас» 1986 года. Странная начитанная девочка из богатой семьи интеллектуалов, что дружит с самим Филиппом К. Диком, должна была легко справится с ролью готичного подростка.
Несмотря на обилие фантастических сцен, бюджет картины составил всего 15 миллионов долларов. Тим Бертон не смог достать еще денег, так что на графике, которой отводился лишь 1 миллион, пришлось сэкономить. Тогда-то Бертон вспомнил, на какой студии он снимает, и решил сделать визуальные эффекты в стиле старых фантастических картин вроде того же «Кинг Конга». Поэтому он приказал делать анимацию нарочито-небрежной и дешевой. По его мнению, это подчеркнуло фарсовость комедии и придало ей особый шарм.
Из-за урезанного бюджета многие эффекты делали не на стадии постпродакшена, а на съемочной площадке. Создатели использовали дешевые наборы фокусников, применяли работу с миниатюрами, длинные кукольные сцены, эффектный грим и сложные комбинированные съемки.
Чтобы подчеркнуть комедийный бред происходящего и сыграть на контрастах в картину решили добавить две музыкальные сцены. Для этого использовали песни американского певца с карибскими корнями Гарри Белафонте. В сценах, когда в гостей и хозяев дома вселились привидения и они танцуют, играет песня Day-O (The Banana Boat Song). А в конце фильма, когда героиня Вайноны Райдер взлетает и пляшет в воздухе, звучит Jump in the Line (Shake, Senora).
Премьера «Битлджуса» состоялась 29 марта 1988 года. Картину тепло приняли критики, она понравилась зрителям и собрала в американском прокате 74 миллиона долларов. Это десятый домашний результат того года. «Битлджуса» опередили только достойные картины домашнего проката: «Крепкий орешек», «Человек дождя», «Кто подставил кролика Роджера?» и (почему-то) «Близнецы».
Фильм хвалили за оригинальность, атмосферу старых голливудских картин о монстрах (чего и добивался Бертон), качественную работу режиссера и запоминающийся черный юмор. Критики посчитали роль Битлджуса одной из лучших в карьере Майкла Китона. Отличные отзывы получили Вайнона Райдер и Кэтрин О. Хара в трудной роли мачехи героини.
К минусам отнесли слабую актерскую игру Джины Дэвис и Алека Болдуина в роли четы призраков. Правда, это не помешало обоим стать популярнее и дальше сниматься в известных голливудских картинах.
Фильм настолько понравился молодежи и подросткам, что в 1989 году в эфир запустили одноименный мультсериал. Правда тот продержался в эфире всего три сезона и закрылся в 1991-м. В тоже году Тим Бертон решил снять продолжение, где герои отправлялись на Гавайи, но дальше замысла дело не зашло.
В конце 2017-го появились слухи о запуске сиквела. Сценаристом назначили Майка Вукадиновича («Вспомнить заново»). В продюсерах числятся Сэт Грем-Смит («Оно») и Дэвид Катценберг. Тим Бертон, Майкл Китон и Вайнона Райдер не раз признавались, что не прочь сняться в продолжении картины. Сейчас Бертон и Китон заняты на создании фильма «Дамбо» — возможно, что после этой адаптации режиссер с актером возьмутся за вторую часть «Битлджуса».