66 32 45264

Акула, паук и цапля. Что такое татау?

11 августа 2013, 18:38
Акула, паук и цапля. Что такое татау?  - Изображение 1
Татуировка в видеоиграх, это не только фетиш для фанатов, но также занимательная деталь, порой позволяющая лучше погрузиться в замысел разработчиков, яснее представить себе внутренний мир героя, носящего ее.

Речь пойдет о татау, хорошо знакомой игрокам по Far Cry3. Скорее всего, не один человек, после открытия всей татуировки на руке Джейсона Броди, захотел сделать себе нечто подобное.

Почему же татау стала так привлекательна и для европейцев? Возможно потому, что она содержит в себе то, что мы, в силу своего менталитета, едва ли можем понять. Европейцу сложнее интерпретировать татау, не нарушив ее целостности, ведь она строго индивидуальна и содержит в себе элемент истории конкретного рода и семьи.

Татау таит в себе множество смыслов, за ней стоят долгие столетия истории. Это мощный символ чести, уважения и силы, носящего ее человека. Корни татау уходят в Самоа - островное государство в южной части Тихого океана. Исторически сложились две формы татау - мужская (Pe'a), от талии до колен, иногда охватывающая руки и запястья, и женская (Malu) от бедер, чуть ниже колен, ее, частично, мы можем видеть на Цитре Талугмай. Мы поговорим о мужской версии.

Понятие tatau базируется на словах "ta" - быстрый удар, "au" - рабочий инструмент мастера татау с множеством игл, и "tau" - приближение к конечному результату, достижение цели.

Татау - прежде всего, символ принадлежности. Рисунки на теле прикрывают тело, как национальная одежда, это знак того, что мужчина готов служить своему обществу, что он способен преодолевать физическую боль и встретиться со сложностями жизни.

Татау наносится на тело в возрасте от 16 лет и такой процесс в среднем занимает несколько недель - это большое испытание, с которым не все могут справиться. Согласно суевериям, ее нельзя делать только одному человеку, число людей должно быть четным, иначе это может привести к смерти, поэтому зачастую мужчине приходилось уговаривать кого-то из женщин в семье сделать малу одновременно с ним.

Законченная татау - символ, объединяющий индивидуальность и социальную принадлежность, кульминация одной личности. Незаконченный же рисунок может обозначать бесчестие и позор.

Мастер, (а им может быть только мужчина, женщины не допускаются к этому искусству), именуемый Tufuga ta tatau, наносит татау при помощи инструмента "au". Он состоит из гребня, похожего на тонкую расческу, на котором расположены острия из кости бивня или акулы, черепашьего панциря и деревянной ручки. Краска изготавливается из угля.

Впервые мы видим такой инструмент в начале игры в руках Денниса, когда Джейсон приходит в себя в поселении ракьят. Нанесение татау символизирует начало новой жизни. Недаром так мало рассказано о его прошлом, да и в целом, мы смутно себе представляем кто такой Джейсон Броди,теперь у каждого есть возможность сделать его героем или анти-героем, прожить за него новую жизнь на острове.

В игре татау сделана на руке, в разрез традиции, но это логично, иначе бы мы не могли постоянно наблюдать динамику ее изменений, находись она ниже пояса главного героя.

В FarCry 3 мы видим три главных символа - цаплю, паука и акулу. Животные в шаманской вере использовались как тотем и каждое имело набор определенных признаков и качеств, которые мы и можем развивать, используя очки навыков.

Цапля - птица баланса, в некоторых интерпретациях это символ терпения, долголетия и мудрости. Все вместе похоже на набор слов и ничего по существу. Так и в игре, способности ветви цапли направлены на утилитарность и вспомогательность: ведение боя на дальних дистанциях и увеличение скорости. Они имеют ценность находясь в совокупности с чем-либо. Убийство врага сверху, точность стрельбы, и др. В целом, это лишь улучшение уже имеющихся способностей.

Цапля используется и орнаментально в виде птиц и перьев, в культуре Самоа так обозначается направление пути, поиска. В таком же поиске себя находится и Джейсон, будто заново переродившийся на острове, и конечная деталь татау у запястья - будто расправленные крылья, как символ окончательного выбора пути.

Способности ветви акулы направлены на усиление выносливости и лечение. Акула - бесстрашный хищник, но она также выступает как защитник, недаром амулеты часто делаются в виде акулы или ее зубов. Это связано и с уже упоминавшимся понятием AU -инструмента для татау, процесс использования которого напоминает укус дикого зверя, справиться с которым сможет лишь храбрый. Броди и сам становится охотником, убийцей, хищником. В процессе игры, Джейсон понимает, что ему нравится убивать, разговаривая с Дейзи, он говорит, что чувствует себя победителем.

Паук - созидатель, сплетающий паутину ради своих целей. В этой ветке можно развивать все, что пригодится для экстремального выживания . Ветка паука содержит в себе множество фишек и хитростей, для обезвреживания врага.

Каждый поступок сплетается в единую сеть жизненной паутины, Джейсон волен сам выбирать свой путь, создавая свою новую жизнь на острове, она зависит только от его выбора и действий. Один из мастеров писал, что зачастую в символике путается образ паука и многоножки, оба эти знака также ассоциируются с работой мастера при нанесении татау, ритмично повторяющаяся боль, подобная укусу насекомого.

Таким образом, символы животных - это совокупность прохождения через боль и испытания (акула,паук,насекомые), для того, чтобы найти свой истинный путь (цапля, птицы). Джейсон в начале игры потерян, но в процессе он находит себя. “I know who you are, Jason. You are a warrior, and the Tatau will allow you to reveal your true self.”

Появление татау в начале игры, для Джейсона Броди означает, что ему суждено остаться на острове,переродиться в качестве воина ракьят и выполнить свое предназначение, в данном случае, умереть для того, чтобы у племени появился достойный наследник,будущий вождь от воина - героя. По ходу развития сюжета, игрок должен прочувствовать все плюсы островной жизни, но все связанные с этим миссии не прорисованы так ярко, чтобы в конце игры выбор был настолько очевиден. Добрая половина в конце выберет друзей, ведь ради них все и затевалось.

Кризис личности один из главных,координирующих моментов в игре, к которому и приводит финальный выбор.

Left trigger. Right trigger.

А что выбрали вы?


32 комментария