45 62 24931

7 причин провала World of Warplanes

Почему у Wargaming плохо получаются игры не про танки

15 декабря 2014, 21:11
7 причин провала World of Warplanes - Изображение 1
Не так давно Wargaming начала закрытое тестирование World of Warships. Это не первая попытка белорусской компании повторить успех World of Tanks на другом «материале». Предыдущий проект — World of Warplanes – игра, у которой были неплохие шансы добиться успеха. А вот почему ей не удалось этого сделать, мы сейчас и попробуем разобраться.

Еще четыре года назад, летом 2010 года, на рынке появилась очень необычная игра: белорусская компания Wargaming выпустила экшен World of Tanks. Над разработчиками тогда многие смеялись, утверждая, что ничего у них не получится. Да и сами минчане не очень-то верили в успех, прогнозируя всего несколько лет жизни своему детищу. Но «Мир танков» совершенно неожиданно «взлетел». Уже к ноябрю на серверах было создано 700 тысяч аккаунтов, а максимальное количество одновременных пользователей превысило 50 тысяч человек. Сейчас же количество учетных записей приближается к 100 миллионам, а World of Tanks покоряет планшеты и Xbox 360.

Видя, что ниша военных экшенов про Вторую мировую практически никем не занята, Wargaming ринулась закреплять успех. В июне 2011 года была анонсирована еще одна MMO – World of Warplanes. Потом появилась World of Warships, но сегодня нас интересуют именно «самолеты». Которые, к сожалению, потерпели настолько же сокрушительную неудачу, насколько успешным оказался «Мир танков».

1. Авторы

7 причин провала World of Warplanes - Изображение 2

Авторы World of Warplanes – герои или антигерои?

В любом деле важны, в первую очередь, люди, которые им занимаются. И тут Wargaming явно ошиблась с выбором, допустив к созданию World of Warplanes неопытную Persha Studia. Точнее, опыт у украинской команды был, но специфический. Студия занималась в основном аутсорсингом, то есть работала на «больших дядей», помогая создавать крупные и не очень проекты, в том числе сериалы Need for Speed, Battlefield и Overlord. Но в 2011 году коллективу доверили дело, к которому он был откровенно не готов. Да, за процессом следили сотрудники Wargaming, некоторым из которых приходилось летать из Минска в Киев и обратно по несколько раз в неделю. Да и «на усиление состава» в Украину регулярно отправлялись десанты из Беларуси, занимая различные должности в компании виртуальных самолетостроителей. Но это не спасло Persha Studia – удержать планку на уровне, заданном World of Tanks, так и не удалось.

Точнее, сначала все было хорошо – сразу после релиза 12 ноября 2013 года игра привлекла немало людей. Но потом, видя отсутствие качественных изменений, поклонники стали уходить. А разработчики не сумели быстро перестроиться, что-то предприняв. А ведь заметив, что онлайн начинает проседать, надо было кричать об этом на всех углах и что-то предпринимать. Но, судя по сайту, всем все равно. Акции совершенно не впечатляют – даже на годовщину можно было заработать максимум день премиум-аккаунта. А патчи не приносят ничего кардинально нового, ограничиваясь балансными правками и премиумными самолетами. Хотя креативная жилка у команды есть – достаточно вспомнить шутку на 1 апреля, когда небеса заполонили творения сумрачного арийского гения (НЛО с тевтонскими крестами на бортах). Но вот серьезного желания что-то поменять пока не видно.

7 причин провала World of Warplanes - Изображение 3

Разработчикам не до игры – Хэллоуин же!

2. Конкуренты

Будем откровенными, Wargaming и Persha Studia очень не повезло с главным конкурентом. Сами минчане, задумывая World of Tanks, выходили на непаханое поле. Украинцы же тоже попали на поле, только футбольное, на котором желающих взять заветный кубок чемпиона и без них хватает. Были среди претендентов и зарубежные проекты, вроде скромненькой Heroes in the Sky. И хардкорный мультиплеер в «Ил-2 Штурмовик». А в начале апреля 2011 года в дело вступила Gaijin Entertainment, уже пробовавшая свои силы в авиаэкшенах. Хотя сначала информацию о World of Planes (ныне War Thunder) многие восприняли как шутку, эдакое желание подколоть Wargaming. Но уже 6 июня, за день до анонса World of Warplanes, начался прием заявок на альфа-тест.

7 причин провала World of Warplanes - Изображение 4

Немало виртуальных пилотов до сих пор считают «Ил-2 Штурмовик» лучшей авиаигрой в истории

Журналисты, радостно потирая лапки, достали попкорн и приготовились смотреть «битву титанов». Мнения, кто победит, разделились. Одни считали, что с Wargaming соревноваться бесперспективно. И что великолепные белорусы попросту задавят авторитетом. Собственно, и на «Канобу» World of Warplanes оценили очень высоко. Но были и другие, сомневающиеся. «У Gaijin за плечами есть опыт создания авиаигр, а у Persha Studia нет, – говорили они. – А сделать авиационный экшен сложнее, чем танковый». И, как ни странно, они оказались правы – опыт сыграл свою роль.

7 причин провала World of Warplanes - Изображение 5

Еще пять лет назад Gaijin Entertainment сделала авиаэкшен Wings of Prey

3. Аудитория

Три года назад казалось, что Persha Studia с Wargaming знают, на что идут. И что у них все четко просчитано: «Мир танков» был успешным, так что и World of Warplanes «взлетит». Но, похоже, рассчитывали, в первую очередь, на госпожу Удачу. На то, что виртуальные танкисты заинтересуются новой MMO, и часть рожденных ползать все-таки присмотрится к облакам. Только самолет – не танк, его за домиком не остановишь. Это на земле мы деремся в двух измерениях, а в небесах – в трех. Тут нужны совсем другие навыки, и неудивительно, что многие бывшие танкисты уходили обратно, так и не справившись с ориентированием в воздушном пространстве.

7 причин провала World of Warplanes - Изображение 6

В «Танках» тоже можно летать. Но плохо и недолго

Конечно, была надежда и на тех, кому танки неинтересны, но хотелось скоротечных боев в воздухе без симуляторных «заморочек» (вроде взлета/посадки или возни с закрылками). Собственно, они-то сейчас и составляют сейчас большую часть аудитории World of Warplanes. Но здесь мы возвращаемся к пунктам 1 и 2. Чтобы удержать таких виртуальных пилотов, надо было развиваться или выдавливать конкурентов с рынка, чего Persha Studia сделать не смогла. Скатившись, в итоге, к совершенно постыдным цифрам в 5-6 тысяч онлайна в кластере RU в субботу вечером. Чисто для сравнения: в «Мире танков» в то же время нормальными цифрами считаются 165-170 тысяч. А у главных конкурентов в War Thunder (вместе с танкистами) – 60-65 тысяч. И большинство из них предпочитает аркадный режим, который хотя и посложнее, чем в World of Warplanes, но на чистый симулятор не тянет.

7 причин провала World of Warplanes - Изображение 7

Две с половиной минуты ожидания боя в World of Warplanes? Вы это серьезно???

4. Режимы

Да, компенсировать эти недостатки можно было, если бы появилось желание развивать игру не количественно, а качественно. К сожалению, с этим разработчики World of Warplanes тоже не справились. Формально на сегодня режимов четыре, но стоит ли учитывать бой с ботами, командную тренировку и обучение? Вот и остается у нас один (повторяю: «один!») онлайновый режим, где надо либо всех перебить, либо добиться «превосходства» за счет успешных действий. Знаете, для игры, которой недавно исполнился год, этого как-то маловато. И уж точно мало для проекта, у которого есть минимум один серьезный конкурент.

7 причин провала World of Warplanes - Изображение 8

А теперь давайте посмотрим на конкурентов. Даже скромная Heroes of the Sky может похвастаться разнообразием вариантов, в том числе длинными сюжетными кампаниями и войнами между фракциями. Что уж говорить про War Thunder. Там даже обычных боев три вида – аркадные, реалистичные и симуляторные. А ведь есть еще гонки на самолетах, отдельные миссии, динамические и исторические кампании. Последних пока всего две, но они превращают War Thunder в частично однопользовательскую игру. Впрочем, в отдельных миссиях, например, тоже можно сражаться в одиночку (причем на трех уровнях сложности) и получать за это приличные награды. А таких заданий около 90, и их действие происходит в самые разные эпохи – от эры бипланов (Гражданской войны в Испании) до становления реактивной авиации (Корейской войны).

7 причин провала World of Warplanes - Изображение 9

Чего только не встретишь в War Thunder. Здесь, например, мы охраняем колонну машин от наземной техники врага

5. Самолеты

Если взглянуть на древо развития в World of Warplanes, кажется, что разнообразия в нем хватает. Но в действительности все чуть хуже. Есть всего два варианта: истребители (трех типов) и штурмовики (автор в курсе, что их теперь обозвали «ударными самолетами»). Да, тяжелые истребители способны уничтожать и наземные объекты, но вопрос ведь не в этом. Кажущееся многообразие техники в игре от Wargaming и Persha Studia на деле как-то не впечатляет. Нет здесь ни знаменитого Ju.87 – «лаптежника», встречающегося в мемуарной литературе на каждом шагу. Нет и прославленного B-17, сыгравшего немалую роль в победе над Германией. И несколько вариантов И-16, способных потешить самолюбие отечественного игрока, не спасают положение. Ну, зато хоть «бумажные» модели (никогда не поднимавшиеся в небо в реальности) нас повеселят.

7 причин провала World of Warplanes - Изображение 10

Забавные самолеты в World of Warplanes есть. Хотя в World of Tanks «бумажной» техники явно больше

Впрочем, проблема даже не в этом – любовью к несуществовавшим машинам славятся многие онлайн-экшены про Вторую мировую. Вопрос в том, что из-за небольшого количества вариантов выбрать особо не из чего. Черт с ними, со стратегическими бомбардировщиками. В конце концов, не каждый сможет изо дня в день летать на пятикилометровой высоте, когда цель превращается в точку в прицеле. Но ведь здесь нет и, как говорят разработчики, «не планируется» даже торпедоносцев, так как «цели на воде неплохо уничтожаются и бомбами». Хорошо хоть эти самые бомбы с ракетами есть, а то было бы совсем уныло.

7 причин провала World of Warplanes - Изображение 11

Кстати, в Heroes in the Sky попадаются НЛО. Тоже творение чьего-то «гения»

6. Карты

Прошел уже год с момента релиза, а карты в World of Warplanes тоже не впечатляют. Практически все они сделаны по одной схеме: есть две условные «базы», прикрываемые зенитной артиллерией. А по самой локации разбросано несколько наземных/наводных целей, которые надо уничтожить. Эти самые цели делают вид, что сражаются друг с другом, но в действительности представляют собой декорации. Вот и все, достойное упоминания. Не считать же серьезными особенностями горы или ущелья? Или замену водной поверхности лесом?..

7 причин провала World of Warplanes - Изображение 12

Заменить воду на землю, а корабли на зенитки – и не отличишь эту карту World of Warplanes от других

Конечно, у карт World of Warplanes есть и достоинства, и главное из них – небольшие размеры. Здесь вам не придется минуту лететь к месту схватки, как в War Thunder. Да и надолго бой не затянется – десяти минут обычно более чем достаточно. Благодаря этому играть в MMO от Persha Studia и Wargaming можно даже в обеденный перерыв (если компьютер на работе потянет, конечно). Но вот если хочется разнообразных и красивых локаций, вам точно не сюда. Конечно, бывает и хуже. Когда видишь графику и прорисовку объектов в Heroes in the Sky, вообще хочется хлопнуть дверью и навсегда удалить этот «шедевр». Но ведь бывает-то и лучше!

7 причин провала World of Warplanes - Изображение 13

Кто видел графику в Heroes in the Sky, того ужастиками не запугаешь

7. Геймплей

И немного о наших «альфа и омега» – геймплее (впрочем, о нем мы уже немало говорили сегодня). По своей сути World of Warplanes – просто копия «Мира танков» в трех измерениях. С небольшими изменениями – захватывать базу для победы не нужно, достаточно просто добиться «превосходства» (но и вариант «перебить всех врагов» никуда не делся). Как бы то ни было, геймплей World of Warplanes страдает от однообразия. World of Tanks в свое время брал новизной, но даже там одно и то же народу все-таки приелось. К счастью, Wargaming заметила это, начав регулярно вводить что-то новенькое, и не только режимы. Одна глобальная карта – развлечение для кланов на долгие месяцы – чего стоит.

7 причин провала World of Warplanes - Изображение 14

У вашей машины в World of Warplanes мало «очков жизни»? Идите на таран – иногда помогает!

Развивался «Мир танков» и экстенсивно – количество карт росло, да и интересная техника с необычными «фишками» иногда появлялась. Вспомните, какой фурор вызвали барабаны заряжания. Где хоть что-то похожее в World of Warplanes? Ну, да, в этом году добавили несколько карт и премиумных самолетов, а также бой с ботами. Но это практически все, достойное упоминания. А ведь без развития геймплея и появления новых «фишек» игре прямая дорога на свалку истории, не поможет даже единый премиум-аккаунт с World of Tanks и World of Warships. Увы, после прокачки всех самолетов заняться в World of Warplanes решительно нечем. А недавно введенный мизерный клановый функционал вряд ли заставит сбежавших поклонников вернуться обратно.

7 причин провала World of Warplanes - Изображение 15

В War Thunder если поломают фюзеляж – самолету каюк. И «хит-поинтов», кстати, нет

Итоги

Идеального авиационного экшена пока, увы, не придумали. Heroes in the Sky, к примеру, явно черпала вдохновение в корейских MMO с их гриндом и «заточкой» предметов. Мультиплеер в «Ил-2 Штурмовик» привлекает лишь тех, кто готов долго учиться, прежде чем начать побеждать. Не без греха и War Thunder, где старожилы имеют явное превосходство над новичками даже на одноуровневой технике, причем не только за счет «прямых рук», но и из-за особенностей системы прокачки. (и это мы еще не разбирали вопрос сомнительного баланса самолетов). К тому же, у World of Warplanes тоже можно найти положительные стороны – быстрые бои, низкий порог вхождения и простое управление. Но чтобы стать настоящим хитом, этого катастрофически мало.


Игры в материале
  • World of Warplanes
62 комментария