30 декабря 2013
Обновлено 14.03.2016

5 главных книг об уличном насилии в России

5 лучших книг о столкновениях "агрессивно настроенных групп граждан".
5 лучших книг о столкновениях "агрессивно настроенных групп граждан".

Александр Lightsmoke. “Дневник московского пАдонка”

«Дневник московского пАдонка», пожалуй, самая известная книга в данной подборке. Простой дневник автора в интернете, который был слегка отполирован и издан в формате книги. Издатель попал в точку – субкультура футбольных фанатов становилась всё популярнее, о них всё чаще говорили в сми, и опубликованный дневник, по факту, стал первым достоверным источником, описывающим быт и нравы российского околофутбола начала – середины двухтысячных. Впоследствии книги про драки стали появляться одна за другой, но именно «Дневник» стал первым изданием, в красках описывающим быт хулиганов в России. Именно с неё начало свою деятельность издательство «Кислород», которое впоследствии начнет специализироваться на книгах о насилии, называя их non-fiction.

Автор, уже долгое время старательно скрывающийся под псевдонимом LightSmoke, начал вести дневник в середине 2003го. Он описывает свою жизнь по дням, рассказывая о том, что делал, с кем пил и с кем подрался. В принципе, это обычный личный дневник, за исключением того, что большинство описываемых здесь событий – драки. И мысли о драках. По факту, драки – это единственные интересные события в жизни героя, описываемый им быт выглядит тусклым, серым, однако любой конфликт подан как некое событие, яркое пятно. Насилие как эскапизм, как хобби и как лайфстайл – главные тезисы «Дневника». Образ опасного парня всегда был самым востребованным среди молодежи, поэтому книга очень быстро стала популярной, а автор превратился в главного эксперта по уличному насилию (что впоследствии натолкнет его на написание еще одной книги, о которой мы расскажем чуть ниже).

«Дневник пАдонка» интересен, прежде всего, как документальное, а не художественное произведение. Однако, если говорить о языке, автору удалось запечатлеть сленг и манеру общения субкультурной молодежи того времени. Это некий срез, фотоснимок языка начала двухтысячных. Словечки «сиповать», «енг», «стос», «пАдонок», а также нарочито неграмотная манера письма были очень модными в то время. На осколках этой моды был создан удав.ком, который запустил вторую волну этой лексики, однако корни её идут совсем не оттуда.

В конце девяностых был невероятно популярен журнал «Хулиган», который в то время возглавляли легендарные персонажи Спайкер и Собакка (Сергей Сакин и Павел Тетерский), писавшие большую часть статей, рассказывая о тонкостях субкультурной жизни и своих невероятных приключениях. Эти ребята прославились тем, что написали книгу «Больше Бэна» - хроника путешествия Спайкера и Собакки в Англию без денег и нормальных документов. Их задачей было не просто прожить там без гроша в кармане, но и заработать на этом. И у них почти получилось. Именно в этой книге было сформулировано определение «падонка», его образ и инструкции по поведению в обществе. «Больше Бэна» получила премию «Дебют» в номинации «большая книга» и мгновенно стала культовой. Популярность была настолько велика, что множество молодых людей стали называть себя «падонками», всячески подражая героям. При этом копировали чаще всего Спайкера, который был националистом и футбольным фанатом. Именно поэтому хулиганы с правыми взглядами «присвоили» себе эту книгу, стали считать её своей, а Сакин всячески это поддерживал. При этом второй автор, Собакка, никогда не был ультраправым, и подобное восприятие ему совсем не понравилось, причем не понравилось настолько, что он отказался от всех прав на книгу и перестал общаться со Спайкером. Они вновь заговорили друг с другом лишь на премьере фильма «Больше Бэна», экранизации одноименной книги, главные роли в которой сыграли Андрей Чадов и Бен Барнс. Фильм вышел в 2008м году и показывался только на фестивалях, где был довольно тепло встречен критиками.

Очевидно, что Спайкер служит главным ориентиром для Александра LightSmoke. Агрессивный молодой националист, который любит подраться. В «Дневниках» он упоминается довольно часто, сам главный герой относит себя к субкультуре «падонков», отсюда, собственно, и название.

Резюме:

«Дневник московского пАдонка» - хроники футбольного фаната, который дерется, выпивает, гордится своей маргинальностью и относит себя к субкультуре «падонков». Художественная ценность практически на нуле, однако в подробностях описаны быт и нравы хулигана начала двухтысячных. Стоит читать только тем, кто интересуется фанатской субкультурой. Всем остальным лучше прочитать «Больше Бэна» - культовую книгу, безумно интересную и блестяще написанную.

Дмитрий Нестеров. “Скины: Русь пробуждается”

Самая злая книга в этой подборке, и единственная, где все события и персонажи действительно являются вымышленными.

В конце 90х в Москве движение скинхедов достигло своего пика. Всего за несколько лет небольшая группа людей превратилась в самое массовоe субкультурное движение страны. Агрессия, внешний вид, простейшая черно-белая система координат, а главное, позиционирование как культура для низших классов, - всё это привлекало новых и новых сторонников к движению бритоголовых. Нацизм и расизм, которые стали синонимом бритых на западе, прекрасно прижились на русской почве: война в Чечне, разудалая миграционная политика Лужкова, а также манящая маргинальность фашизма, который эта страна вроде как победила. Русские скинхеды не особо интересовались историей субкультуры и радостно зиговали под песни группы «Stomper 98», на басу в которой играет негр. Этот рост также можно объяснить тем, что бритые были единственными из всех субкультур, кто предлагал насилие как ядро движения, поэтому примкнуть к ним означало приобщиться к заведомо сильным, которых много, а очень часто, еще и к тем, кто совсем недавно дал тебе по голове. На пике этой популярности и появилась данная книга.

В «Скинах» описаны приключения молодого парня, который, увидев вопиющую несправедливость со стороны кавказцев, решает примкнуть к бритым. Он знакомится с новыми друзьями, каждый из которых, конечно же, бравый русский воин, который воюет с псами системы. Неудивительно, что большинство рецензий на эту книгу заканчивается фразой «Слава России». Повествование состоит из описания различных акций, которые поданы с особой любовью и подчеркнутой жестокостью. Надо сказать, что автор настолько любит своих героев и с такой силой превозносит нацистское движение, что книга читается, как боевая фантастика. «Он уверенным взглядом окинул поле боя, приготовив свой бластер» ничем не отличается от «бравый русский воин не испытывал и тени страха». С точки зрения художественной ценности данная книга ничего из себя не представляет, однако она весьма точно описывает быт и стандартные акции бритоголовых того времени. Характерное отличие от сегодняшних наци заключается в том, что в конце девяностых бритые воевали еще и с рэперами, один из подобных эпизодов как раз описан в книге. Естественно, обладатели широких штанов были избиты с особой ненавистью, впрочем, как и все небритые в книге.

По вполне понятным причинам «Скины» внесена в список экстремистских материалов, запрещенных в РФ, однако, как и всё запрещенное, её легко можно найти в интернете. Надо сказать, что эта книга далеко не самое жестокое, что вышло из-под пера нацистских авторов, но очевидно, что целью книги является именно пропаганда. Причем судя по личности автора, составлена она из воспоминаний.

В 2009м году по подозрению в совершении 8ми убийств был арестован 29-летний гражданин Базылев. Он был задержан дома у родителей, а спустя несколько дней вскрыл себе вены в следственном изоляторе. Через 3 дня у себя дома из ружья застрелился Роман Нифонтов, близкий друг Базылева. По версии друзей, Роман застрелился, чтобы не выдать следствию определенную информацию. Как выяснилось позднее, Роман Нифонтов и был тем самым Дмитрием Нестеровым, автором «Скинов». Вполне вероятно, что в книге он замаскировал свою биографию.

Резюме:

«Скины: Русь пробуждается» - довольно посредственное произведение о самой
массовой и самой злой субкультуре 90х. Нацистское насилие, описанное как боевая фантастика. Следует читать лишь тем, кто интересуется историей движения, всем же остальным стоит пройти мимо - это обычная экстремистская агитка, замаскированная под повесть о благородных воинах.

Андрей Eyal. “White Smoke: статус свободы - голос твоих улиц”

Когда я учился в школе, война между рэперами и металлистами уже закончилась. Однако повсюду на стенах можно было найти надписи «рэп-кал» или же фирменные кружки «Onyx». В то время среди подростков ходили легенды о таинственных «вайтсмоках», самой грозной рэп-группировке. Одни утверждали, что это гопники и кидалы, другие - что это надежда русского рэпа. Мало кто видел их вживую, но слышали о них практически все. Удивительно, но реальной информации ни у кого не было, все обсуждали, но никто ничего не знал. Однако в 2008 году Андрей Eyal, участник White smoke clan, начал вести сетевой дневник, в котором рассказывал о буднях клана. Воспоминания сразу привлекли старых участников движения, они стали писать Андрею, присылать информацию, да и просто выходить на связь. Более того, Александр Lightsmoke, на тот момент уже известный своими «Дневниками», предложил вайтсмокам оформить свои воспоминания в книгу, обещая помощь в переговорах с издательством. И уже в 2009 году в свет выходит «White Smoke», пожалуй, самая удивительное произведение в этой подборке. Удивительное потому, что происходящее в ней сегодня кажется невероятным.

White Smoke Clan – объединение московских рэперов, созданное для защиты и поддержки всех рэперов столицы в середине 90х. Книга состоит из воспоминаний различных участников клана, которые сгруппированы по годам, причем рассказана не только история самого движения, но и путь каждого участника в рэп-движении вообще, что позволяет получить примерную картину зарождения субкультуры. Появление клана – следствие агрессии со стороны других молодежных течений, которые начали прессовать рэперов с самого их появления. Однако за несколько лет ситуация в корне поменялась, и, как бы удивительно это ни звучало, кучка 17 летних подростков стали грозой центра Москвы и единственной силой, которая смогла дать серьёзный отпор бритоголовым. Впрочем, рэперы тогда также брили головы, да и вообще разительно отличались от сегодняшних любителей свэга.

Книга «White Smoke» интересна в первую очередь как некий документ, рассказывающий историю легендарного объединения. С точки зрения литературы здесь ловить нечего, да и не нужно, данный сборник воспоминаний – невероятно интересное и поразительное чтиво, которое, на самом деле, наглядно иллюстрирует становление вообще любой, не только рэперской, субкультуры. Причем насилия здесь гораздо больше, чем тех же «Дневниках»: если фанат говорит, что дерется примерно раз в 3 недели, то участники клана дрались по нескольку раз в день, бывало и по десять раз, в книге рассказаны только самые интересные или типичные стычки. Отдельная глава уделена легендарному побоищу на манежной площади, в котором участвовало примерно 300 человек. Несколько участников событий рассказывают о самой большой драке в истории клана, которая, во многом, стала для него последней.

Самое поразительное, что большинству участников White Smoke, о которых ходили легенды как об опаснейших головорезах, на момент их активного участия в движении было всего 15-18 лет. Впрочем, дел они наделали немало, и к началу двухтысячных большая часть клана села в тюрьму. Однако свое дело они сделали: движение уличных драчунов в широких штанах перестало существовать ровно в тот момент, когда рэп стал модным и массовым, по тв закрутился Дэцл, а рэперы стали петь о том, как здорово быть богатым, всё больше отдаляясь от простых уличных ребят.

Резюме:

White Smoke. “Статус свободы - голос твоих улиц” – уникальный документ, рассказывающий о давно забытом, но одном из самых грозных и, к сожалению, спорных неформальных движений Москвы. Следует почитать всем москвичам старше 23х, чтобы узнать, кто на самом деле были те легендарные «вайтсмоки», о которых все говорили в 90х.

DJ Stalingrad. “Исход”

Лучшая книга в данной подборке. Невероятно мрачная, атмосферная и чертовски здорово написанная. Под псевдонимом DJ Сталинград скрывается Пётр Силаев, известный антифашист, находящийся в розыске за организацию погрома химкинской администрации. Впрочем, понять, о какой субкультуре в книге идет речь, можно только по еле заметным отсылкам, но это и не важно, потому что книга совсем не про движение. Она про насилие, про жизнь вокруг насилия, про то, как оно меняет людей, от чего берется и почему, собственно, сотни молодых людей молотят друг друга на улице.

Повествование состоит из набора воспоминаний и мыслей автора, ключевой точкой которых является убийство антифашиста Фёдора Филатова, Федяя. Это единственное имя, которое не было изменено, все остальные скрыты под псевдонимами, Коля, Вася, Петя и так далее. В «Исходе» описан период с 2005го по 2009й год, самое злое время для людей, которые объявили войну нацистам. На панк-концерты подкладывали бомбы, музыкантов избивали арматурой в электричках, караулили у подъездов и на подходах к клубам. Концерты планировались как военные операции, по дворам дежурили скауты, это была настоящая уличная война.

Исход задает главный вопрос. Зачем? В течение книги мы получаем множество ответов, однако при этом автор показывает реальную, страшную картину того, как меняется человек, решивший отстаивать кулаками свои убеждения. Смерть Федяя служит здесь главной отметкой, точкой невозврата, после которой автор понимает, что всё зашло слишком далеко. В отличие от героев предыдущих книг, DJ не гордится описываемыми эпизодами насилия и не выставляет их на показ. Он всё время спрашивает, был ли в этом вообще какой-то смысл, можно ли было остановиться, а главное, почему молодые мужчины вместо того, чтобы идти в институт проламывают друг другу головы.

Если «Дневник» и «White Smoke» представляют собой, прежде всего, документальные хроники, которые имеют слабую художественную ценность, то с «Исходом» всё ровно наоборот. Книга вошла в шорт-лист премии Андрея Белого, была издана крупным издательством «Азбука» и, надо сказать, наделала немало шума. Однако из-за содержания большинство критиков схватилось за голову и наотрез отказалось давать экстремисту какие-либо награды. При этом Силаев намеренно не оправдывается и не пытается разрушить стереотипы об антифашистах. Здесь нет хроники движения, мотивов, целей и бравады. Это книга в первую очередь о насилии. О том насилии, которое пугает и отталкивает, о том насилии, которое не эстетизировано, не обернуто в подростковую романтику и не пытается выглядеть как будни героев воинов. Автор не делает поблажек ни себе, ни своим друзьям. Он до конца честен с читателем и не пытается оправдываться.

Еще одно ключевое отличие «Исхода» от остальных книг – описаний стычек здесь не так уж и много. Самое мрачное в этой книге далеко не это. Автор описывает свою работу фельдшером на скорой, своё поломничество в храм, свой тур по Европе с панк-группой. Он рассказывает о Джи Джи Аллине и Тэде Качинском, и из всех этих кусочков, из всех этих образов, создает картину тотальной безысходности, мрака, единственным выходом из которого (как, впрочем, и у героев предыдущих книг), является насилие. В книге собрано невероятное количество реальных образов и событий, которые, на самом деле, довольно сложно выдумать. И от этого еще страшнее.

Резюме:

«Исход» - великолепно написанная книга, в который автор через призму своих воспоминаний и мыслей пытается посмотреть со стороны на всё то насилие и весь тот мрак, который он видел и сквозь который прошел. Здесь собран невероятный культурный багаж, огромная литературная эрудиция, и множество мыслей, каждая из которых может заставить читателя серьёзно задуматься, даже если этот самый читатель не имеет никакого отношения к уличным потасовкам. Это действительно лучшее литературное произведение из данного списка, и, на мой взгляд, __ одна из лучших русских книг за последние 10 лет.

Александр Lightsmoke. “Насилие.ру”

После выхода «Дневников пАдонка» Александр LightSmoke получил статус эксперта по уличным дракам. На него стали ссылаться, консультироваться, впрочем, сам автор не терял времени даром и собирал материалы об истории этого явления, причем не только из рук самих участников, но и из сводок, книг и монографий. Результатом этой работы стало «Насилие.ру»: глобальное исследование уличного насилия в России, от древнерусского кулачного боя до фанатских войн конца двухтысячных.

Эта книга прежде всего документальная работа. Она практически целиком состоит из цитат и выдержек, в этом и заключается её ценность. Автор старается сохранять нейтралитет, и приводит мнения с разных сторон баррикад по поводу одних и тех же событий, хотя симпатии автора очевидны. Здесь можно найти массу интересной информации, которая до этого нигде не публиковалась или существовала лишь на закрытых форумах. Особенно интересен раздел о так называемом «казанском феномене» - явлении, когда в 70-80х годах большая часть мужского населения Казани состояла в уличных группировках, которые постоянно дрались друг с другом, применяя ножи, арматуру, стройматериалы и всё то, что можно было достать в СССР. Эти драки по своей жестокости многократно превосходили все существующие субкультурные и фанатские конфликты, а впоследствии из уличных бригад сформировались серьёзные криминальные группировки, о которых снято немало фильмов. «Казанский феномен» лучше всего иллюстрирует зарождение «движения» гопников, объясняя, как тюремная эстетика и понятия попали на улицы и стали столь популярны.

«Насилие.ру» - главное документальное исследование об уличных драках, вышедшее на сегодня. Здесь собраны ключевые явления и группировки, множество комментариев, мнений и исторических справок. Однако нужно понимать, что некоторые события описаны только от лиц самих участников или свидетелей, поэтому зачастую носят определенную эмоциональную окраску. Да и достоверность, порой, вызывает сомнение, поэтому автор компенсирует ненадежность источников их количеством.

Резюме:

«Насилие.ру» - единственное большое и подробное исследование об уличном насилии. Автор, не понаслышке знакомый с темой, старается быть максимально объективным и предоставить читателю максимум информации. Ряд описываемых в событий вы также встретите и в других изданиях из данной подборки, например, глава про White Smoke была серьёзно отредактирована по просьбе автора одноимённой книги. По факту, «Насилие» - это один большой дайджест из разных публикаций по одной теме, своего рода, набор вырезок. Закрытый мир, описанный, для широкого круга читателей.

Комментарии 68
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
WakaWaka Star
WakaWaka Star
и кому это интересно? кто и для кого это пишет? моя не понимать.