12 ноября 2014
Обновлено 29.02.2016

10 лучших фильмов о взрослении, часть 2

Мы продолжаем разговор о лучших историях взросления последних лет. В первой части мы посмотрели на пятерку фильмов о подростках («Захватывающее время», «Милая Фрэнсис», «Синий – самый теплый цвет», «Хорошо быть тихоней» и «Элитное общество»), на очереди – пять историй о детях.
Мы продолжаем разговор о лучших историях взросления последних лет. В первой части мы посмотрели на пятерку фильмов о подростках («Захватывающее время», «Милая Фрэнсис», «Синий – самый теплый цвет», «Хорошо быть тихоней» и «Элитное общество»), на очереди – пять историй о детях.
10 лучших фильмов о взрослении, часть 2 - фото 1

Обычно истории, где главными героями выступают дети, и делаются для той же возрастной группы, поэтому мы привыкли проходить мимо фильмов, вращающихся вокруг ребенка. Но из каждого правила есть исключения, жанр «историй взросления» изначально нацелен не только на тех, кто как и герои, проходит через сложный период метаморфоз, а скорее на более зрелых зрителей, предлагая им своеобразную ретроспективу. Это шанс посмотреть на свою молодость со смесью ностальгии, ужаса и смущения, и, возможно, посмотреть на все произошедшее под новым углом. Именно из-за ностальгического фактора coming-of-age обычно обосновываются в прошлом. Авторы пытаются рассказать не о современных подростках, а о самих себе, об опыте взросления в свою эпоху. А те, кто проходит через этот сложный период сейчас, могут сравнить свои ощущения с чувствами героев фильма и, возможно, найти утешение в том, что не они одни чувствуют нечто подобное, через это проходят все.

Но, так же как герои историй взросления необязательно должны быть подростками, далеко не любой фильм с персонажами-тинейджерами относится к этому жанру. Важно помнить, что герои этих историй обязательно должны меняться, становиться сильнее и мудрее, или, наоборот, ломаться и отступать под давлением обстоятельств.

Типичные представители жанра опираются на диалоги и внутренние монологи персонажей, а не на экшен или лихо закрученный сюжет. Впрочем, нужно понимать, что многие произведения, пусть и не являясь coming-of-age stories в классическом понимании, вплетают их черты в общую структуру.

Превращение Люка из мальчишки-фермера в спасителя галактики, а Гарри – из забитого сироты в символ надежды магического мира, отличные тому примеры. Роулинг уделила большое внимание всем особенностям подростковых лет в своих романах, особенно в «Кубке огня» со всеми его балами, танцами и первыми влюбленностями.

В комиксах эта тема также исследуется довольно внимательно, вселенная «Людей Икс» является одним из основных примеров, так как вся концепция внезапных новых особенностей тела, появляющихся в момент полового созревания, сама по себе располагает к изучению этого периода жизни и стресса, который он вызывает.

10 лучших фильмов о взрослении, часть 2 - фото 2

Стоит отметить, что фильмы о взрослении стали отличной стартовой площадкой для карьеры многих знаменитых актеров. В силу особенностей жанра, эти фильмы требовали молодых актеров на главные роли и при этом давили им серьезный материал, с которым можно было по-настоящему показать свои таланты. В отличии, например, от тех же хорроров, где, произнеся пару шаблонных фраз, их персонаж погибал жуткой смертью, которая запоминалась намного больше их игры.

Леонардо ДиКаприо начинал отнюдь не с Титаника, после традиционной роли в хорроре («Зубастики 3») он играет в двух драмах 1993-го года: «Жизнь этого парня» вместе с ДеНиро и «Что гложет Гилберта Грейпа» – с Джонни Деппом. Сам Депп, начав, опять же, с хоррора («Кошмар на улице вязов»), получает главную роль в Плаксе. Скарлетт Йохансон снимается в 2001-м в «Призрачном мире», а в 2003-м – в «Трудностях перевода», который является тем самым редким представителем жанра, где речь идет не о взрослении подростка, а о преодолении кризиса среднего возраста персонажем Билла Мюррея.

Звезда «Интерстеллара» – Мэттью Макконахи – произнес свое легендарное ныне «alright, alright, alright» именно в «Под кайфом и в смятении» 93-го года, который мы упоминали в первой части статьи, а «Мистическая пицца» стала моментом прорыва для карьеры Джулии Робертс.

Приятно думать, что кто-то из молодых актеров в тех фильмах, о которых пойдет речь ниже, когда-нибудь станет звездой первой величины. В конце концов, одна из них уже получила номинацию на «Оскар» в свои десять лет, став первым номинантом, родившимся в новом тысячелетии.

10 лучших фильмов о взрослении, часть 2 - фото 3

«Короткий срок 12» (Short term 12) 2013

Я уже упоминал этот фильм в статье, посвященной фильмам, незаслуженно проигнорированных Академией, но не мог не коснуться его немного подробнее в этом списке.

Название связано с местом действия картины – одноименном лагере для трудных подростков, воспитателями в котором и работают главные герои.

Признаться, как и в случае с «Захватывающем временем», я долго не хотел браться за этот фильм. Я ждал очередной голливудской сказки, написанной людьми, которые ни разу не подходили к детскому дому ближе, чем на километр. Ждал, что фильм будет свято следовать одной из проверенных формул, и ни живых людей, ни правды жизни там не будет и в помине. Как, например, мюзикл «Энни», который, по иронии, был только что переснят с той самой десятилетней актрисой, почти получившей «Оскар», в главной роли.

Но «Короткий срок» оказывается маленьким сокровищем, одним из самых честных, простых и интимных фильмов последних лет. В нем нет ни намека на формулу или шаблонные ходы, он больше напоминает документальный фильм, хотя даже не пытается залезть на территорию мокьюментари. Ему чужды ухищрения, он просто рассказывает свою историю, не пытаясь давить на жалость или выжать максимум драмы из судьбы бедных детишек, которых бросают, бьют или даже насилуют их родители.

Сценарист и режиссер этого малобюджетного чуда, Дестин Креттон, сам работал в подобном лагере и решил показать то, что увидел и понял. Не стараясь напугать или вызвать чувство вины, просто раскрывая человеческую природу с нового ракурса.

Не срывается фильм и в другую крайность – тяжелый арт-хаус вроде «Идиотов» Ларса фон Триера, которые досматриваешь раздавленным и долго еще потом не можешь найти себе места. «Срок» умудряется даже улыбаться, находя в этой «обители скорби» место для шуток, надежды, творчества и настоящего взаимопонимания.

Основное открытие фильма, безусловно, в том, что воспитатели оказываются не менее сломанными и побитыми жизнью, чем их подопечные. Но, увидев себя в своих воспитанниках, они заново переживают собственные страхи, злость и отчаяние, что может как сбить их с пути, так и дать шанс на избавление от призраков прошлого, на исцеление.

«Королевство полной луны» (Moonrise kingdom) 2012

Честно говоря, многие фильмы Уэса Андерсона можно легко включить в данный список. В них всегда царит атмосфера детской непосредственности и наивности, его герои взрослеют на экране, а сам режиссер как будто напрочь отказывается это делать.

Если вы не знакомы с картинами этого гения композиции и ироничного повествования, «Королевство» - отличная точка старта, просто знайте, что все его фильмы сняты в таком неповторимом стиле, понравится один – посмотрите их все.

В этот раз Андерсон решил рассказать историю сироты-бойскаута, который сбегает из лагеря, чтобы отправиться в путешествие со своей первой любовью, Сьюзи. На поиски беглецов отправляются скауты в полном составе, родители девочки и шериф. Казалось бы, у юных влюбленных нет шансов, но они тщательно подготовились к этому походу и не остановятся ни перед чем, чтобы осуществить задуманное.

Не стоит ждать от этого фильма реализма и мрачных жизненных историй в стиле «Моста в Терабитию» (который сам по себе – прекрасный представитель жанра), «Королевство» – это сказка о чистой любви, незамутненном взгляде на мир, лишенным отчаяния, усталости и цинизма. Но это сказка не для детей, она призвана напомнить взрослым о том, как они некогда смотрели на жизнь, как верили и как любили.

Это трогательный и красивый фильм с невероятным актерским ансамблем, состоящим из Билла Мюррея, Брюса Уиллиса, Эдварда Нортона, Фрэнсис МакДорманд и Харви Кейтеля. Ну и, конечно, так как это Андерсон, картинка традиционно симметрична и незабываема.

10 лучших фильмов о взрослении, часть 2 - фото 4

«Дорога, дорога домой» (Way way back) 2013

Писать столь криво переведенное название почти больно. Наши локализаторы иногда словно соревнуются в том, кто максимально переврет название фильма.

Когда «Двойная команда» превращается в «Колонию», а «Ловля лосося в Йемене» - в «Рыбу моей мечты», это одна проблема, но когда идиому в заголовке попросту переводят буквально, как сделала бы программа, это совсем другая песня. Как я уже упоминал в статье про летние фильмы, в заголовке имелось в виду заднее сиденье машины, куда оттерли главного героя, поэтому правильное название могло бы звучать как «Далеко-далеко позади».

Это довольно простая, но запоминающаяся история парня, которому сложно принять нового отчима. Отчим постоянно командует нашим героем, да и с его мамой обращается не лучшим образом.

Парень стремится сбежать из дома, чтобы не попадаться тирану на глаза, поэтому устраивается на работу в аквапарк, где обаятельный заводила Оуэн быстро становится ему своеобразным наставником.

Лента запоминается прежде всего двумя яркими актерскими работами: Сэм Рокуэлл беззаветно зажигает в роли Оуэна, а Стивен Карелл, ранее известный нам лишь по комедийным ролям, создает по-настоящему отталкивающий образ отчима. Именно эта роль убедила меня в том, что его игра в грядущей драме «Охотник на лис» вполне может принести ему «Оскар».

Самую юную номинантку «Оскара» зовут Куавенжаней Уоллис, и она сыграла Хашпаппи.

Самую юную номинантку «Оскара» зовут Куавенжаней Уоллис, и она сыграла Хашпаппи.

«Звери дикого юга» (Beasts of the Southern Wild) 2012

Этот фильм впечатлил меня, наверное, больше чем любой другой из всей десятки. Безусловно, все это – отличные фильмы, интересные каждый в своем ключе, но «Звери» – кино уникальное, так как дает зрителю весьма редкую вещь – абсолютно новый взгляд на вещи.

Лента рассказывает о маленькой девочке, живущей со своим суровым отцом в лачуге на небольшом острове Бастаб у побережья Луизианы. Все население острова живет простой жизнью: они собирают свои дома из листов ржавого железа, а лодками им служат вязанки из бочек и остовы машин. Главная героиня, шестилетняя Хашпаппи, как может старается заботиться о пьющем отце и все мечтает о том, что ее мама однажды вернется.

Как и в случае с «Коротким сроком», Голливуд мог превратить эту историю в картонную слезовыжималку о тяжкой жизни чернокожих южан в общем и страданиях маленькой беспомощной девочки в частности. Вот только Хашпаппи далеко не беспомощна, она – одна из самых сильных и волевых персонажей современного кино. Девочка решается отправиться на поиски матери, готова бороться и с отцом и за него, и без страха смотрит в глаза чудовищ, появившихся из растаявших ледников.

Но те самые звери из названия – всего лишь образ, элемент притчи, в этой в остальном абсолютно реалистичной истории. Это все же не фантастика и не пост-апокалипсис.

Поражает в этой картине не только сила характера девочки или абсолютно потрясающая синематография, а то, что под конец ты воспринимаешь цивилизацию, большие города, людей в костюмах, интернет и прогресс – как нечто внешнее. Более того – чуждое. Необязательное. Нависающее над твоим простым миром корней, болот и ржавого железа и навязчиво вмешивающегося в твою жизнь.

Отказ жителей деревни покидать свои обреченные хибары, свой образ жизни, переселяться в безопасные города, как ни странно, не вызывает никакого непонимания, фильм заползает под кожу так глубоко, что ты начинаешь презирать всех этих социальных работников, ничего не смыслящих в настоящей островной жизни.

Именно за возможность посмотреть на столь привычную нам культуру со стороны я и благодарен этой прекрасной ленте больше всего.

10 лучших фильмов о взрослении, часть 2 - фото 6

«Отрочество» (Boyhood) 2014

Вот мы и дошли до «виновника торжества», фильма, выход которого и дал повод для написания этой статьи. Незамысловатый сюжет вращается вокруг мальчика, за взрослением которого мы и следим на протяжении десяти с лишним лет.

Особенность фильма, привлекшая к нему такое внимание, в том, что его снимали 12 лет, время от времени приглашая один и тот же актерский состав для запечатления очередного периода в жизни одной семьи. Персонажи старели вместе с актерами, поэтому их изображение максимально аутентично – нет ни старящего грима, ни спец.эффектов, ни актеров другого возраста, изображающего героев в молодости или старости.

Этот незамысловатый прием дает поистине поразительный эффект. Фильм состоит из непримечательных бытовых сцен, не происходит практически ничего драматического, громкого, неожиданного. Люди просто живут, взрослеют, стареют, меняются. Это не «Санта-Барбара» и не ситком, никого не убивают, никто не теряет память и не встречает брата, с которым был разлучен во младенчестве. Но не стоит думать, что обыденный значит «неинтересный», следует отдать длолжное сценаристам, они смогли написать своих персонажей живо и достоверно, за ними интересно наблюдать на протяжении всего фильма.

Именно заурядность и бессобытийность жизни героев позволяют картине применить свой уникальный механизм максимально эффективно. Поставленные друг за другом, эти ничем не примечательные эпизоды из разных периодов жизни складываются совсем в другую картинку, за рутиной и обыденностью начинают проступать контуры судеб, важных решений, склонностей героев и так далее.

Это не первый фильм, решившийся на подобный эксперимент, но от этого он не менее интересен, ведь дело не только в любопытном способе съемке.

До сих пор неясно, можно ли будет увидеть его в наших кинотеатрах, но картина уже доступна на домашнем видео. Учитывая, что этот фильм – один из ключевых участников оскаровской гонки этого года, советую посмотреть его до церемонии.

P.S. Ясно, что «Нимфоманка» Ларса фон Триера тоже заслуживает быть в этом списке. Я не включил ее лишь потому, что уже писал на нее отдельное ревью. Не вошла в лист и «Звездная карта», которую тоже можно отнести к этому жанру, но о ней мы обязательно подробно поговорим в декабре, когда она выйдет в российский прокат.

Читать первую часть статьи, в которой обсуждались «Захватывающее время», «Милая Фрэнсис», «Синий – самый теплый цвет», «Хорошо быть тихоней» и «Элитное общество»

Комментарии 18
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
brontozawr
brontozawr
Чудесная статья. Сегодня вы единственный, кто заслуживает пристального внимания на Канобу, так держать)
aidarock
aidarock
Boyhood на днях заценим. Давно хотел ибо Линклейтер хрень не снимает (ну разве что A Scanner Darkly был непонянтым )